13 июля Uber и «Яндекс.Такси» стали главными героями деловых новостей, неожиданно объявив о создании совместного предприятия. Новый агрегатор такси, в который также войдет сервис по доставке еды UberEATS, будет работать в России и еще пяти странах: Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Контролировать новую компанию будет «Яндекс», который получит 59,3% акций при инвестициях в $100 млн. Uber вложит в проект $225 млн за долю в 36,6%, еще 4,1% акций перейдет сотрудникам компаний. Стоимость объединенного бизнеса, который станет абсолютным лидером в области онлайн-перевозок в России, оценивается в $3,7 млрд.
Название объединенной компании пока неизвестно, но оба приложения — Uber и «Яндекс.Такси» — останутся доступны для пользователей. Водителей подключат к единой технологической платформе, в которую будут интегрированы сервисы «Яндекса» (карты и система распределения заказов). Компании также заключили роуминговое соглашение — теперь приложением «Яндекс.Такси» можно будет пользоваться за рубежом для вызова машин партнера. Кроме того, по данным «Ведомостей», российская компания в дальнейшем может получить небольшой пакет акций в глобальном Uber.
До этого момента лидером в сегменте онлайн-перевозок в России был «Яндекс.Такси». По оценкам «Ренессанс Капитала», ежедневно водители компании совершали 500 тысяч поездок. Uber имел значительно меньшую долю рынка: 170 тысяч перевозок в день. Еще меньше, 150 тысяч поездок, обеспечивал третий крупный агрегатор — Gett. Планируется, что новая компания будет обслуживать более 1 млн поездок. При этом рынок растет очень динамично: количество поездок через «Яндекс.Такси» за год выросло почти в шесть раз.
Для Uber это не первый опыт «оборонительных» сделок за последнее время. Прошлым летом американская компания ушла с китайского рынка, потеряв в борьбе с локальным конкурентом, Didi Chuxing Technology, $2 млрд. За свой бизнес Uber получили 17,5% акций китайского агрегатора. Сделка с «Яндекс.Такси», видимо, оказалась более выгодной: Uber сможет участвовать в управлении новой компанией (3 из 7 мест в совете директоров), а его доля оценивается в $1,3 млрд, притом что потери агрегатора в России составили $170 млн. Инвесторы «Яндекс.Такси» тоже вздохнули с облегчением: компания приносила миллиарды рублей убытков каждый год. На фоне новостей о слиянии с Uber стоимость акций «Яндекса» побила исторический максимум. На сделку мог повлиять и политический фактор: «Яндекс.Такси» имеет хорошие отношения с московской мэрией, в то время как Uber постоянно обвиняют в различных нарушениях.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Сделке еще предстоит пройти согласование с ФАС — глава ведомства Игорь Артемьев заявил, что слияние может представлять угрозу для конкуренции ны рынке. Но эксперты считают, что доля объединенной компании составит не более 5—10% рынка, если брать в расчет традиционные таксомоторные службы, которые принимают основную часть заказов по телефону. В отрасли есть менее известные компании, и они значительно обходят агрегаторов по числу поездок — в первую очередь это региональный сервис Fastens, объединивший в этом году бренды «Сатурн» и Rutaxi. Но в нише онлайн-агрегаторов новый гигант получит около 80% рынка, и для потребителей это серьезный повод для беспокойства.
В последние годы демпинговые войны были нормальным режимом существования сервисов такси. Тарифы постоянно снижались, даже при росте себестоимости перевозок; компании воевали друг с другом с помощью маркетинговых акций и нового функционала. Сейчас этот период подходит к концу: снижение конкуренции рано или поздно должно вызвать рост цен. Тем более что другие игроки тоже не сидят сложа руки. Переговоры об еще более масштабном слиянии ведут Fasten и Gett.
В то же время за счет более быстрой подачи машин, сокращения холостого пробега и обмена технологиями крупные компании смогут оптимизировать издержки, поэтому радикального удорожания услуги случиться не должно. Не вполне ясна и судьба водителей такси — они больше всех страдали от демпинга агрегаторов, но по мере концентрации рынка их зависимость от крупных работодателей только вырастет.
Последние несколько лет рынок такси развивался аномально. Компания, в корне изменившая его и достигшая капитализации в $70 млрд (Uber), из года в год теряет миллиарды долларов — многим эта ситуация казалась по меньшей мере странной. Но революция завершилась, такси не скоро станут более доступными, чем сегодня. Следующей вехой будет появление на улицах беспилотных автомобилей.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68