СюжетыКультура

Про «Нелюбовь» и «Про любовь»

«Кинотавр» открывается 7 июня в 28-й раз и обещает стать показом независимого кино, которое выйдет на экраны... если позволит государство

Этот материал вышел в номере № 60 от 7 июня 2017
Читать

«Кинотавр» всегда фиксировал очевидные и скрытые тенденции. Одна из них — децентрализация российского кино. Режиссер Кантемир Балагов из Кабардино-Балкарии, Вадим Валиуллин из Башкортостана. Еще одна особенность: снова в режиссуру идут из других профессий. Алексей Рыбин — из музыкантов. Андрей Сильвестров по образованию — историк искусств. Борис Хлебников до ВГИКа учился на биолога. Роман Волобуев — в прошлом известный кинокритик. Его «Блокбастер»основан на реальных событиях, почерпнутых из криминальной хроники. Это своего рода экранизация нашумевшего в СМИ случая, когда девушка из средней полосы России ограбила пункт микрокредитования и поехала покорять столицу. «Рок»Ивана Шахназарова обещает нам незабываемое приключение провинциальных музыкантов, также отправившихся покорять Москву. А героини Юрия Грымова о Москве лишь мечтают. Режиссер представляет очередные «Три сестры».Сохранив текст пьесы, он переносит действие в сегодняшнюю провинцию. Но главное, меняет возраст героев. Теперь им всем примерно шестьдесят. Что из этого эксперимента получилось, увидим. Юсуп Разыков привезет на фестиваль «Турецкое седло»— черную комедию о пенсионере, экс-агенте спецслужб. Режиссер-экспериментатор Сильвестров расскажет о давнем романе русского человека и «Проруби».Интерес вызывает и режиссерский дебют известного актера Александра Молочникова «Мифы». Это современная комедия абсурда, сюжет которой вдохновлен легендами и мифами Древней Греции. Первого артиста страны, исполнившего все роли, включая Бетховена, дуршлаг и шум воды сыграет… ну конечно — Сергей Безруков.

Жанровое разнообразие независимого кино — налицо. Дистанция между «независимыми» и государством, мечтающем о космосе и великом прошлом, все больше. Теперь авторы, самостоятельно снимающие картины, должны получать прокатное удостоверение стоимостью в 5 миллионов рублей. Вернут ли им деньги, будут решать специальные комиссии. Девять из четырнадцати фильмов конкурса сделаны независимыми продюсерами.

Напомним, и фильм «Нелюбовь»Андрея Звягинцева, удостоенный в Каннах приза жюри, уже вышедший на российские экраны, «спецсобытие» «Кинотавра» — также снят без господдержки.

И ведь дело не в том, чтобы отборщики специально включили зеленый свет независимым работам — так сложился пасьянс (из 77 просмотренных работ отбирали лучшее, самое дискуссионное). «На наших глазах происходит изменение отечественного индустриального пейзажа, который еще недавно представлял собой относительно цивилизованную очередь к госбюджету, — объясняет программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. — Сегодня многие авторы готовы изменить сложившуюся практику создания фильма. Они придумывают убедительные и не требующие гигантских бюджетов идеи, способные заинтересовать инвесторов. Эта независимость говорит о многом. Никто не хочет форматироваться, стандартизироваться под какие-то заказы государства. Это кино людей, которые искренне мотивированы тем, чтобы создать фильм, а не решать свои финансовые проблемы».

Я бы добавила: это кино — молодых людей, половина конкурса — дебюты, средний возраст режиссеров — недалеко за тридцать. Хотя есть среди дебютантов и победитель секции «Короткий метр» 38-летний Кирилл Плетнев («Жги»), и 56-летний музыкант и писатель Алексей Рыбин («Скоро все кончится»). Тот самый Рыбин, который вместе с Виктором Цоем создал группу «Гарин и гиперболоиды», позже переименованную в «Кино».

Президент фестиваля Александр Роднянский считает, что новые русские режиссеры не только молодые, они просто другие: «Инфантильны. Почти напрочь лишены рефлексии. Они снимают фильмы, стремясь включить в экранное творение весь, пусть небогатый, но все же собственный опыт. Их насмотренность бессистемна, хаотична. Их представления о кинематографической классике, увиденной на домашнем компьютере, сильно отличаются от общепринятых. И им абсолютно не нужны деньги Министерства культуры и Фонда кино».

«Аритмия»
«Аритмия»

«Аритмия»Бориса Хлебникова, «Жги»Кирилла Плетнева и «Три сестры»Юрия Грымова — сняты на гранты Министерства культуры. «Рок»Ивана Шахназарова и «Блокбастер»Романа Волобуева — созданы при поддержке Фонда кино.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Рок»
«Рок»

В конкурсе две копродукции: «Заложники» (Россия, Грузия, Польша) Резо Гигинеишвили и «Аритмия» Бориса Хлебникова (Россия, Финляндия, Германия). О «Заложниках», драматической истории угона самолета из советской Грузии, мы уже рассказывали. Герои «Аритмии» Бориса Хлебникова — врачи «Скорой помощи», в главной роли любимый актер и товарищ Хлебникова Александр Яценко. Его партнерша — актриса «Мастерской Петра Фоменко» Ирина Горбачева. Сценарий о нарушении ритма сердца в одной семье написала талантливый режиссер и автор Наташа Мещанинова. Картина о кризисе отношений, о кризисе среднего возраста. Разрушение семьи и в основе конфликта «Близких»Ксении Зуевой. Ожидаемо в основной показ вошла и картина Кантемира Балагова «Теснота», награжденная почетным призом ФИПРЕССИ в Каннах.

Рогатые олени… и немного нервно

Рогатые олени… и немного нервно

На «Берлинале» показали «О теле и душе» Эньеди и «Заложники» Гигиниешвили: смотреть или нет?

На прошлом «Кинотавре» трагикомедия «Кредит»Вадима Валлиулина о нелегкой судьбе маленького человека в драматических обстоятельствах получила главный приз в конкурсе короткого метра. Мой коллега по жюри режиссер Жора Крыжовников тогда признался: «Во время просмотра фильма я испытывал уколы зависти». У нас на самом деле не было споров в присуждении картине главной награды. Трагифарс «Кредит» о неразрешимом конфликте денег и жизни был снят менее чем за 10 тысяч рублей, тогда как иные бюджеты короткометражек доходили до миллиона рублей. И вот новая работа. Комедийный хоррор «Мертвым повезло» —про парня, втянутого в смертельно опасные дела криминальной банды.

«Холодное танго»
«Холодное танго»

Откроется фестиваль военной драмой Павла Чухрая «Холодное танго». Фильмом закрытия станет альманах «Про любовь. Только для взрослых», продюсером которого выступила Анна Меликян (режиссеры — Павел Руминов, Наташа Меркулова, Алексей Чупов, Евгений Шелякин, Нигина Сайфуллаева, Резо Гигинеишвили). Два года назад Анна Меликян увезла с «Кинотавра» главный приз за свой фильм «Про любовь». В сиквеле среди исполнителей увидим Ингеборгу Дапкунайте, Федора Бондарчука, Вику Исакову, Максима Матвеева, Анну Михалкову, Александра Паля. Лекцию о странностях любви на «Стрелке» на сей раз прочитает не Рената Литвинова, а двукратный оскаровский номинант Джон Малкович.

«Про любовь. Только для взрослых»
«Про любовь. Только для взрослых»

Жюри основного конкурса возглавит Евгений Миронов. Председатель жюри короткометражного конкурса — режиссер и оператор Сергей Мокрицкий. По традиции «Кинотавра» победители этого конкурса обязательно возвращаются на фестиваль, участвуя уже в основном конкурсе.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow