Кирилл Титаев,ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге:
— Доля правоохранительных органов в распределении дополнительных доходов примерно пропорциональна их доле в основной части федерального бюджета (то есть около 10–12%). У правоохранительных органов всегда есть вариативная часть расходов, которая не имеет гарантированного финансирования. Соответственно, когда начинается дележка любых дополнительных бюджетных средств, им всегда есть что показать. И это касается не только их, а вообще всех министерств и ведомств. Так что это не какие-то новые задачи, которые перед ними поставили, а просто то, что было отложено в долгий ящик, пока не было денег. Другой вопрос, что довольно большие дополнительные суммы пойдут на зарплаты центрального аппарата (зарплатный фонд руководящего состава вырастет, а расходы на рядовых сотрудников, напротив, сократятся.— А. Х.). Это общая беда, связанная с раздутым управленческим аппаратом МВД. Но обычно такие вещи стараются не показывать настолько открыто.
Игорь Николаев,директор института стратегического анализа ФБК:
— В бюджете этого года властям пришлось ужиматься по всем направлениям расходов, но приоритетность остается прежней: это траты на оборону и на правоохранительную деятельность. Неудивительно, что когда в результате более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры появляются дополнительные доходы, эти деньги распределяются именно таким образом. Не думаю, что поправки как-то отражают приближение президентских выборов (про то, что на электоральный цикл нужно закладывать какие-то дополнительные средства, было известно заранее).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Даже с дополнительными доходами Резервный фонд мы опустошим уже в этом году, потом возьмемся за Фонд национального благосостояния. Но на обеспечение социальной стабильности для прохождения выборов этих денег хватит. Сейчас даже обсуждается вопрос об индексации пенсий для работающих пенсионеров с 2018 года. Напомню, что в прошлом году в нарушение всех законов индексацию по инфляции не провели никому, а потом подбросили пенсионерам по 5 тысяч рублей. Можно не сомневаться, что в этом и в следующем году этого не повторится. Перед выборами нужно обеспечить лояльность электората, и деньги в заначке для этого есть.
Другой вопрос, что бюджет, возможно, еще придется пересматривать в обратную сторону. По нашим оценкам, 1,2 трлн рублей дополнительных доходов — это сильно завышенная оценка, которая исходит из оптимистического сценария по ценам на нефть. Мы считаем более реалистичным сценарий, при котором сверхдоходы составят меньше 1 трлн рублей, а значит, несколько сотен млрд рублей опять выпадут.
Сергей Жаворонков,старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара:
— Приоритеты нашего бюджета абсолютно не меняются. Расходы по статье «Национальная оборона» увеличились с 2,5 трлн рублей в 2012 году до 3,9 трлн в 2016 году. Это совершенно беспрецедентный рост, я затрудняюсь назвать иную страну с похожей динамикой по этой статье. Плюс есть расходы на МВД и прочие силовые структуры. В сумме военно-полицейские расходы в России составляют более 5 трлн рублей — это треть всех расходов бюджета. Опять же по мировым меркам это совершенно беспрецедентная пропорция. При этом расходы на здравоохранение в бюджете на ближайшие три года сокращаются на треть, расходы на образование стагнируют, но в реальном выражении тоже сокращаются.
Мы понимаем, что за многими статьями бюджета стоят конкретные люди: государственные деньги идут в «правильные» карманы. Бюджет — это ведь не только пенсии или зарплаты, но и, например, так называемые инфраструктурные проекты по статье «Национальная экономика». В сущности, это дотации различным лоббистам, которые составляют 2 трлн рублей каждый год, что тоже, мягко говоря, немало.
По официальной статистике ЦБ, можно увидеть, что резервы стремительно сокращаются. За прошлый год Резервный фонд уменьшился буквально в 4 раза: в нем было порядка 4 трлн рублей, а стало меньше 1 трлн. Государство не в состоянии одновременно поддерживать такой уровень военно-полицейских и социальных расходов при нынешних ценах на нефть. Уже сейчас оно фактически живет в кредит, постоянно беря деньги из закромов. В этом году, когда закончится Резервный фонд, правительство начнет залезать в ФНБ. А потом социальные расходы будут сокращаться в первую очередь. Но это будет после выборов, в чем и состоит политический расчет властей.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68