Литва не первая занялась укреплением границ: и Латвия, и Эстония уже в процессе строительства забора в приграничных с Россией территориях.
На днях Служба охраны государственной границы Литвы заключила договор с фирмой-подрядчиком Gintrėjа, которая будет заниматься строительством. Предварительная цена проекта — 1,3 миллиона евро. Дедлайн — 20 декабря 2017 года, но в министерстве внутренних дел ожидают, что получится уложиться в еще более короткие сроки. «Я думаю, что через два-три месяца забор уже будет построен», — поделился с «Новой газетой» министр внутренних дел Литвы Эймунтас Мисюнас. Протяженность забора сравнительно небольшая — менее 50 километров, но в министерстве говорят, что этого достаточно, поскольку линия границы пролегает, преимущественно, по озерам и рекам, так что там заграждение физически не построить.
Забор, согласно проекту, будет невысокий — 2 метра, но металлический и оснащенный по последнему слову техники: камерами, приборами ночного видения и датчиками движения.
Окончательное решение начать строительство забора правительство Литвы приняло зимой — в числе самых первых решений сформированного после октябрьских выборов кабинета министров. «Мы обязаны обеспечить должный контроль восточной границы Евросоюза», — заявил тогда премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис.
По словам министра внутренних дел Эймунтаса Мисюнаса, забор поможет решить сразу несколько задач: «Первое — это борьба с контрабандой, мы хотим пресечь поток нелегальных сигарет и алкоголя. Второе — нелегальная миграция. Третье — геополитическая ситуация».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Контрабанда табака и алкоголя, действительно, большая проблема для Литвы. Так, в начале мая таможенники задержали на границе жителя Калининграда, который пытался перевезти в своей машине 1800 пачек сигарет, — и такие новости появляются каждый месяц. Это объяснимо: в соседних Белоруссии и России пачка сигарет стоит в два-три раза дешевле. В результате доля нелегального табака на литовском рынке превышает 15%.
Литовские власти подчеркивают: такой же забор до 2020 года планируется возвести вдоль литовско-белорусской границы. Заборы на границе с Россией и Белоруссией призваны, помимо нелегальных товаров, остановить нелегальных мигрантов. Сейчас, например, в Литве идет суд над гражданином России, который занимался переправкой людей — преимущественно, граждан Вьетнама, — через Белоруссию в Литву и Польшу.
Понятно, что, помимо решения вопросов экономической и социальной безопасности, забор — это политика. Министр внутренних дел Литвы еще в январе, отвечая на вопросы журналистов, попросил не сравнивать забор с Великой китайской стеной, но он признает: Россия — опасный сосед. «Мы знаем, что пару лет назад Эстония обвинила Россию в похищении своего сотрудника спецслужб с эстонской территории, — говорит министр. — Мы не хотим допустить такого. Хотя, конечно, российские танки этот забор не остановит».
Литовский министр напомнил о деле Эстона Кохвера: по утверждению эстонской стороны, в сентябре 2014 года Кохвер, сотрудник полиции безопасности, был похищен российской ФСБ при выполнении «операции по предотвращению преступления». По версии российской стороны, Кохвер незаконно пересек границу и был задержан в Псковской области. Год спустя Кохвер был обменян на Алексея Дрессена, который обвинялся эстонскими властями в шпионаже в пользу России.
После этого инцидента Эстония задумалась о возведении забора — ожидается, что конструкция высотой в 2,5 метра и протяженностью в 90 километров будет построена к февралю 2018 года. На оставшемся 50-километровом участке границы, который идет по болотистой и озерной местности, будут установлены буи с табличкой «Стой! Государственная граница Эстонии!».
Аналогичные работы ведутся в Латвии, где строят самый длинный забор на границе с Россией — 193 километра. Пока готовы первые 23 километра, еще 60 должны возвести в этом году. Высота забора — 2,7 метра.
По словам литовского министра внутренних дел, все это — необходимые меры: «Если мы хотим, чтобы Шенгенская зона хорошо функционировала, то прежде всего мы должны обеспечить эффективный контроль над внешними границами Евросоюза».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68