СюжетыОбщество

Мошенники отбирают половину

Благотворительные фонды решили совместно бороться с подставными организациями, выступающими от их имени

Ситуация с благотворительностью в России меняется стремительно. Если вспомнить в этой связи конец 90-х и начало двухтысячных годов, можно только удивляться, что если кто тогда кому и помогал, так только напрямую, адресно. Само слово «фонд» было дискредитировано, вызывало отвращение. Ситуация резко начала меняться в 2005 —ом, когда состоялся уникальный благотворительный концерт, собравший на сцене театра «Современник» самых разноплановых артистов, популярных певцов и музыкантов. Это был крик, услышанный в одночасье обществом: тысячи детей в стране умирают не от болезней, которые излечимы. Они уходят из жизни не потому, что медицина бессильна, врачи могли бы их спасти, если бы не безденежье. Родители в таких ситуациях продавали квартиры, продавали все, что у них было, но и этих средств не хватало на дорогостоящие операции и лекарства.

Актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун, придумавшие и организовавшие этот концерт просто не справлялись с той лавиной помощи, которая стала приходить со всей страны и становилось очевидным, что нужна организация, которая могла бы эффективно с этим справляться. И уже через год был создан фонд «Подари жизнь», и собственно с этого началось «разминирование» утраченного доверия к самой сути понятия «благотворительный фонд».

С каждым годом доверие людей к такой форме помощи укреплялось, — фондов становилось все больше, люди видели предельно скрупулезную отчетность по каждой переданной копейке, радовались результатам: после дорогостоящих операций выздоравливали взрослые и дети, в каких-то домах престарелых становилось уютнее, в больницах у малышей- сирот появлялись няни. Помогать стало нормой для подавляющего большинства россиян — это зафиксировали все последние социологические исследования. Зафиксировали и мошенники

Еще каких-то там года три назад их было не много, но они уже заходили с самых разных сторон: открывали в интернете липовые фонды, стояли и до сих пор стоят в пробках и в парках с протянутой рукой в жилетках или накидках с надписью «Поможем детям».

Провайдеры закрывали странички поддельных фондов, люди, знающие о том, что волонтеры настоящих благотворительных фондов никогда не собирают денег на улицах, — снимали лжедобровольцев и выкладывали их фото в социальные сети. Сообщали в правоохранительные органы. Но не было ни одного случая, чтобы хоть кто-то понес наказание за такое моральное мародерство. Абсолютная безнаказанность породила в итоге , в буквальном смысле, полчища мошенников, они проявились теперь на улицах практически всех крупных городов России. И в интернете, — во всех социальных сетях.


«Ситуация на сегодняшний день уже такова, что если не принимать мер, мы с вами легко можем оказаться отброшенными назад, в год, примерно, 2002, когда к фондам не было никакого доверия», — эта мысль в разных выражениях звучала не раз на первойВсероссийской конференции «Все вместе против мошенников». Конференция состоялась в Москве, в Центре развития благотворительности и социальной активности «Благосфера». Организатор — Благотворительное собрание «Все вместе» при поддержке центра «Благосфера» и Агентства социальной информации.

Масштаб ущерба и бедствия, которые приносят мошенники в сферу благотворительности подсчитать пока невозможно. Но уже очевидно, что, как минимум, половина той финансовой помощи, которую жертвователи оказывают своим согражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оседают в карманах преступников. Как это прекратить, если часть их действий не попадает под законодательное регулирование? Например, законом не запрещены благотворительные сборы на улицах, и на личные счета лже-волонтеров, рассказывающих в социальных сетях о необходимости «срочной помощи умирающему». Как понять человеку, готовому помогать, кто перед ним, — сотрудник реального благотворительного фонда с безупречной репутацией, или подставное лицо, эту репутацию использующий?

— В среднем в неделю мы закрывает от семи до десяти электронных подделок, — страниц и сайтов, использующих в социальных сетях название нашего фонда или имя Чулпан Хаматовой, — рассказал на конференции исполнительный директор фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц. Он также рассказал о том, что сейчас в Интернете насчитывается 19 фондов с названием «Подари жизнь» или «Подари мне жизнь», «Подари планете жизнь». А есть еще фонд, который не постеснялся взять в свое название сразу два самых известных благотворительных имени «РУСФОНД-ПОДАРИ ЖИЗНЬ». Если коммерческие бренды законом защищены, то в благотворительности это не так.

Фонд «Подари жизнь» дошел уже до Верховного суда РФ в ситуации с Красноярским фондом, пожелавшим именно так и называться, — «Подари жизнь». Очевидно же, что присваивая себе название, люди воруют, прежде всего, то безграничное доверие, которое завоевывалось годами.

— У них не было никакой отчетности, они не имели никакого отношения к нам, но именно с нами их и ассоциировали жертвователи. Нам в итоге было сказано: «но вы же не коммерческая организация…, — рассказал Григорий Мазманянц.

— Самое главное зависит, прежде всего, от нас самих. Нам надо договориться друг с другом и потом адресовать эти меры другим сторонам, в том числе органам власти, — сказала в своем выступлении на конференции член Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева. — Если у нас не будет единства в том, какие меры здесь нужны, то никакие власти за нас это не решат.

Одна из таких мер уже есть, — 208 благотворительных организаций России подписали декларацию о добросовестности, в которой говорится: — «Мы однозначно осуждаем практику сбора наличных денег вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий…».

— Мы сейчас пытаемся выработать правила, исходя из того принципа, что интересы сектора важнее сиюминутных интересов конкретного фонда. Это игра вдолгую. Это история не только про сегодня. Возможно, кто-то будет недоволен, но мы ставим стратегическую цель, — сказала на конференции директор фонда «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская

Итак, правило номер №1, которое приняли для себя прозрачные, честные благотворительные фонды — не собирать деньги на улицах. Есть еще не столько правило, сколько пока предупреждение: о публичном использовании личных карт и интернет кошельков в качестве механизма сбора пожертвований от имени фондов или от имени лиц, не являющихся конечными получателями помощи. Было сказано, что «использование подобных способов сбора средств не является однозначным доказательством мошенничества, однако вызывает подозрение».

— Понятны плюсы сборов на банковскую карту для жертвователей — это быстро, это привычно, а для фондов — это возможность избежать комиссий платежных систем, налогов. Бывает, что какие-то вещи проще купить за наличные. Крупные фонды должны показать пример и отказаться от личных карт, — предложила на конференции руководитель фонда «Нужна помощь» Анна Семенова

Из резолюции конференции, в которой приняли участие 120 представителей благотворительных организаций из 12 городов России можно сделать вывод: атака мошенников на милосердие в очень скором времени встретит, наконец, серьезное сопротивление. У нас появится «дорожная карта» лжеволонтеров, будет форма заявления на сайте stop-obman.info в правоохранительные и контролирующие органы. Рабочая группа конференции выступит с инициативами, чтобы в метро было установлено звуковое оповещение о действиях лжеволонтеров, и о внесении изменений в статью 1473 ГК РФ о возможностях защиты наименований не только для коммерческих организаций, но и для некоммерческих. Создаст единые правила и процедуры работы со спам-объявлениями, группами в социальных сетях интернет, спам-рассылками по e-mail.

… Олег Шарипков, исполнительный директор фонда «Гражданский союз» из города Пенза рассказал на конференции о своем удачном опыте в борьбе с мошенниками. По его подсчетам, в среднем, на одной из центральных улиц в его городе лже-волонтеры зарабатывали, в среднем, 3 миллиона в месяц. Примерно о такой же сумме шла речь в расследовании, которое прислали в редакцию активисты движения «Скорая молодежная помощь» из Белгорода, — и этот город также заполонили мошенники

— Что для фонда «Подари жизнь» 3 миллиона рублей в месяц, спросила я у Григория Мазманянца.

— Это две операции по пересадке костного мозга, —ответил он не задумываясь.

— Колоссальная сумма, с помощью которой можно помочь сразу нескольким нашим подопечным детям, — ответила мне на тот же вопрос директор благотворительного фонда «Детские сердца» и одна из модераторов конференции Катя Бермант, — но надо понимать, что в крупных городах России мошенники в месяц получают в разы больше.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow