КолонкаКультура

Скончался Даниил Дондурей

Лариса Малюкова — о главном редакторе журнала «Искусство кино»

Этот материал вышел в номере № 49 от 12 мая 2017
Читать
Скончался Даниил Дондурей
Фото: РИА Новости

В нем сочеталось несочетаемое: храбрость и интеллигентность, идеализм и трезвость суждения, беспримерная мягкость и поразительная в наше пластичное, сервильное время принципиальность и честность. Подчас неудобная. Раздражающая позиция. При этом всегда оправданная и аргументированная. Поэтому ему никогда не было легко. После печально известного съезда, на котором Даниил Дондурей поддержал Хуциева, а не Михалкова, журнал «Искусство кино» вышвырнули на улицу. Да и в последнее время кажется, настоящим чудом, что журнал продолжал выходить. Ежемесячно! Можно представить себе, какой ценой — душевными тратами, нервами — приходилось платить в общем-то книжному, негромкому человеку. И казалось, он не унывал. Часами мог обсуждать новые яркие проекты. Такие, как придуманную им и осуществленную сенсационную Московскую молодежную выставку в 1986, впервые легализовавшую «неофициальное» искусство. Он всегда чурался официоза, умел привычное увидеть свежим взглядом.

Но прежде всего, он был мудрецом, способном не только фиксировать, но анализировать, я бы сказала, сканировать процесс развития культуры во всей сложной его взаимосвязи с обществом. Не случайно именно Даниил Дондурей признан одним из самых авторитетных экспертов в области кинематографа, социологи и культуры.

Даниил Дондурей: «Главное — не запретить, а поглотить инакомыслие»

Даниил Дондурей: «Главное — не запретить, а поглотить инакомыслие»

Известный культуролог — о новой лояльности и новом консерватизме и способах их формирования

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Журнал «Искусство кино», который Даниил Борисович возглавлял более 25 лет — не просто единственный искусствоведческий аналитический журнал в России. Благодаря главному редактору прежде всего — в текстах «ИК» обнаруживались сложные связи между различными видами искусств, между кинематографом — его взлетами и падениями — и общественным устройством. Между искусством и философией. Между художественным и человеческим. Он призывал власть не бояться и не унижать сложного человека — «это и есть креативная культурная политика. Интеллектуальное продвижение. Мы стимулируем пусть и небольшую часть людей пожить в активном режиме саморазвития».

Он точно сформулировал нашу главную беду:

«Невидимое разрушение общественной морали — такое же несчастье, как гражданская война! Еще и потому, что неочевидное. Необходимо срочно дать слово психологам, нециничным социологам, другим объективным диагностам. Важно осознать, что есть не менее важные вызовы и куда более опасные последствия, чем результаты действия политтехнологий и избирательских процедур».

Увы, все меньше среди нас нециничных, храбрых, мудрых, великодушных. Каким был наш товарищ и автор Даниил Борисович Дондурей.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow