Эту идею — создания в Москве Музейно-мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий — «Новая» совместно с Фондом Михаила Горбачева, Фондом Бориса Ельцина и обществом «Мемориал» начала «продвигать» еще в начале 2008 года. Тогда у нас стала регулярно выходить вкладка «Правда ГУЛАГа». И в ней, кроме документов и материалов о сталинских репрессиях, интервью с репрессированными, постоянно публиковались открытые письма президенту РФ и правительству с просьбой поддержать эту инициативу, помочь преодолеть бюрократические препоны и запустить проект — с привлечением средств государственной казны и народных пожертвований.
Под письмами стояли подписи известных и даже знаменитых людей: писателей, режиссеров, актеров, художников, ученых, предпринимателей, политиков и правозащитников. Многих из них теперь уже нет в живых…
Несмотря на чудовищную неповоротливость государственной машины, наши обращения не оказались гласом вопиющего в пустыне.
И вот уже маленький, зажатый на Петровке магазинами и офисами Музей истории ГУЛАГа получил просторное здание с прилегающим участком в 1-м Самотёчном переулке. В первый же год его, по сути, обустройства музей посетили более сорока тысяч человек, причем из них тринадцать тысяч школьников.
И наконец было принято решение об установке в центре Москвы, на пересечении проспекта Академика Сахарова с Садовым кольцом памятника жертвам политических репрессий. Был проведен конкурс проектов, который выиграл известный скульптор Георгий Франгулян. Его проект «Стена скорби» это даже не памятник, а мемориал: все пространство вокруг самой «Стены скорби» будет музеем памяти под открытым небом. И спасибо правительству Москвы, оплатившему работы, две трети памятника уже отлиты в бронзе, а одна треть даже смонтирована. Так что к 30 октября — Дню памяти жертв политических репрессий — с памятником точно успеют. И состоится его открытие. Что же касается освоения территории вокруг него, которое и позволит называть «Стену скорби» мемориалом, тут понадобятся народные деньги. И они приходят!
«Собрано уже 26 788 000 рублей народных пожертвований, причем это и крупные суммы от частных компаний, от Сбербанка и скромные символические пожертвования от родственников жертв репрессий со всей страны, но в основном из Москвы и Питера, что связано, прежде всего, с недостаточной информированностью регионов», — говорит руководитель Фонда Памяти, директор Государственного музея истории ГУЛАГа Роман Романов. «Но, например, целая школа в Ростовской области собирает пожертвования, а глава Ингушской республики Евкуров пожертвовал свою зарплату — 79 тыс. рублей, и несколько депутатов Госдумы перевели деньги. Про кого-то мы просто не знаем. Когда перечисление идет через ВТБ 24, все анонимно…», — продолжает Роман.
А еще, говорит он, случаются неожиданные подарки, «трогательные истории».
Например, мужчина лет шестидесяти с небольшим сказал, что у него денег нет, но принес бронзовый слиток, который, как он бы хотел, должен стать частичкой памятника. «Франгулян, — рассказывает Романов, — настаивал, что этот слиток сам по себе уникальный экспонат. Мы договорились, что он все же станет частичкой памятника, не подвергаясь переплавке. А узнав про эту историю, пришла бабушка Варвара Ивановна Чанцова. Она сказала: «Так вы не только деньги принимаете?» И принесла — мешок денег! Это были рубли девяностых. В таких монетах ее мужу тогда выдали зарплату.»
Вот жертвам государства, выдавшего такую унизительную зарплату, она (муж уже умер) и захотела пожертвовать эти бывшие деньги.
Роман Романов рассказывает, что стоило больших усилий уговорить «бронзовых» плавильщиков, чтобы Варвара Ивановна смогла бросить в плавильню эти рублики. Получилось!
Я спросил Варвару Ивановну, были ли в ее семье репрессированные и что ее толкнуло принести эти монеты?
— Нет, репрессированных среди моих родственников не было. А что толкнуло? Ненависть к советской власти. И жалость к пострадавшим от нее. Безумно жаль, что сделали с лучшими людьми. А зарплату в рублях, упакованных в банковский мешок с печатью, получил мой покойный муж, тогда главный художник «Науки и жизни» Борис Григорьевич Дашков. Ну не расплачиваться же этими рублями в магазине. Унизительно. Тогда — это 1993 год — мы вообще были унижены по всем статьям… А потом я услышала по радио об этой инициативе…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Позвонили, узнав о возможности деньгами выразить свою гражданскую позицию, и из Вильямсской средней общеобразовательной школы № 3 в Ростовской области и сказали, что коллектив этой школы и родители учеников готовы перевести собранные деньги на мемориал. Целая школа! И понятно, что далеко не самая богатая, даже не из Ростова, а из области…
На пресс-конференции, посвященной «Стене скорби» и прошедшей в Интерфаксе на прошлой неделе, помимо Романа Романова, выступил и кинорежиссер, сценарист и член Совета Фонда Памяти Павел Лунгин:
«Мы сейчас проходим период, когда общество, загнав внутрь себя тяжелую травму, как больной, не хочет ни говорить о ней, ни лечиться. Но совершенно очевидно, что, сколько ни говори о победах, без изживания этой травмы здорового развития быть не может. Считаю символичным, что именно руководство страны возглавило это движение. И это дарит надежду на то, что та беспримерная и бессмысленная жестокость одних русских людей в отношении других русских людей больше не повторится», — сказал режиссер.
«Очень жаль, что пока это движение не стало всенародным. Нам нужны волонтеры памяти», — резюмировал Павел Лунгин.
Но, кажется, волонтеры памяти уже нашлись. Это, например, студенты Высшей школы экономики.
О мероприятиях, которые будут реализованы в рамках акции «Помни» с их участием, на пресс-конференции рассказала координатор студенческого агентства Департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Елена Грызунова. По ее словам, в настоящий момент готовятся к запуску два проекта: «Социологическое исследование» и «Литературные вечера».
В первом проекте «Социологическое исследование» в ходе опроса 5000 студентов по всей России планируется выявить их осведомленность о трагических страницах истории, готовность к участию в сохранении памяти о жертвах репрессий.
Второй проект студенческого агентства — «Литературные вечера», в рамках которого известные писатели и актеры на площадке медиацентра НИУ ВШЭ будут читать произведения, связанные с темой политических репрессий. «Проект стартует в сентябре и пока планируется пять таких вечеров», — сказала Елена Грызунова.
Все эти замечательные инициативы Роман Романов хочет объединить в нечто цельное.
«Несмотря на то, что монумент «Стена скорби» будет установлен в Москве, мы получаем большое количество сообщений с поддержкой из разных регионов России. Это и те города, где проходит наша передвижная выставка, и города, история которых связана с историей ГУЛАГа. Например, в Екатеринбурге появится Маска скорби. Одна уже есть — в Магадане, но скульптор Эрнст Неизвестный хотел установить три такие в России», — рассказал Роман Романов. В связи со сказанным Фонд Памяти выступил с предложением увязать все инициативы регионов в единую культурно-просветительскую акцию «Помни».
Кстати, не только студенты ВШЭ выступают в качестве волонтеров.
«Гоголь-центр в конце прошлого года, — говорит Роман, — поставил спектакль «Похороны Сталина», и мы встретились с продюсером, с директором, они попросили нас помочь в «раскрутке» спектакля, и мы сделали выставку, предоставили видеоматериалы, чтобы их могли перед просмотром спектакля показывать в фойе, а Гоголь-центр все сборы переправил в Социально-волонтерский центр Фонда Памяти.
Есть и очень интересные инициативы из Норильска и Томска».
Так, может быть, увековечение памяти жертв политических репрессий станет частью той самой общенародной идеи, которую все ищут, ищут и никак не могут найти?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68