КолонкаПолитика

Навальный и стратегия «фейк за фейк»

Впервые за последние годы мяч не на стороне власти

Этот материал вышел в номере № 42 от 21 апреля 2017
Читать
Навальный и стратегия «фейк за фейк»
Фото: EPA/SERGEI ILNITSKY

До президентских выборов, которые, согласно действующей редакции Конституции, определят главу государства на ближайшие шесть лет, осталось 11 месяцев. Реальную президентскую кампанию ведет на сегодняшний день лишь Алексей Навальный — человек, который формально не имеет права баллотироваться в президенты. За последние месяцы Навальный развернул несколько мощных альтернативных инструментов, которые показывают, что политика по-прежнему существует даже в нынешней «подмороженной» России. Кампания оппозиционера ведется по принципу «фейк за фейк», а реакция властей и прежде всего неспособность ответить на публичные обвинения в коррупции выглядит все более беспомощной. Несмотря на системную слабость оппозиции, консолидированной вокруг Навального, и отсутствие в его активе политической партии или протопартийных структур, мяч впервые за последние годы находится не на стороне власти. Карты официальной президентской кампании спутаны на старте, Кремль вынужден защищаться в рамках опережающей антикоррупционной повестки, предложенной ФБК.

Последняя новость контркампании Навального — заявление оппозиционера о том, что он собрал 300 тысяч электронных подписей в поддержку своего выдвижения в президенты, необходимых по закону. Заявленная цель — миллион подписей, и хотя они не будут приняты ЦИК, сам этот жест очень показательный. Навальный создает инструмент давления на закрытый отечественный политпроцесс. Сбор подписей означает, что на любых открытых и честных выборах оппозиционер мог бы претендовать на выдвижение, что за ним уже сейчас, на старте кампании, стоит реальная поддержка граждан. Навальный повышает ставки, и Кремлю, кажется, пока нечем ответить кроме новых силовых акций или точечного уголовного преследования.

Валерий Рашкин: «Будем выводить на чистую воду: Навального или Медведева»

Инициатор несостоявшегося парламентского расследования — о выступлении премьера в Думе и вопросе коммунистов про расследование ФБК

Перед сбором подписей Навальный проводил серию встреч с избирателями, организовал общественное движение в поддержку своего выдвижения, а затем закрепил этот успех федеральной уличной акцией 26 марта. Даже административный арест на 15 суток пошел на пользу — о Навальном говорили все больше, его имя становилось все более известно. Несмотря на ограниченность ресурсов политика, ситуация выглядит как цейтнот: кажется, сейчас любой ход, сделанный властями, усиливает оппозиционера. Особенно нелепо выглядят попытки представителей российских элит не замечать Навального, не упоминать его имени и вообще сомневаться в том, что этот «неоднократно судимый персонаж» имеет право заниматься в России политикой и делать какие-то политические заявления. Из-за серьезности ситуации власти перестали замечать, что тем самым проговариваются: судя по всему, они искренне считают, что политикой не имеет права заниматься никто, кроме их самих и бессменных оруженосцев — Зюганова с Жириновским.

За последние два месяца узнаваемость Навального, по данным «Левада-центра», выросла с 47 до 55%, причем 18% из этого числа готовы проголосовать за него на президентских выборах. Навальный спровоцировал настоящий правительственный кризис — выступление Медведева в Думе 19 апреля привлекало повышенное внимание, несмотря на новости о замирении бунтовщиков из КПРФ, которым якобы запретили задавать премьеру лишние вопросы. Но сама возможность подобной скандализации дежурного правительственного доклада в российском парламенте еще несколько месяцев назад выглядела невозможной.

На этом фоне «Дождь» распространил информацию о том, что в Кремле создан специальный отдел по противодействию кампании Навального. У «Новой» таких сведений нет, но с функциональной точки зрения это выглядит правдоподобно: митинги, подписи, растущая известность и способность навязать свою повестку сервильной Думе — все это делает Навального угрозой номер один для начавшейся кампании в том виде, как она задумана в администрации президента.

Сразу после появления информации о «кремлевском отделе имени Навального» в Сети, в том числе на платных площадках начал распространяться профессионально сделанный, но в высшей степени странный по содержанию ролик, сравнивающий Навального с Гитлером. Ролик сделан настолько топорно, что должен, по всей видимости, вызывать только симпатию к человеку, в отношении которого собирают такую чушь. Странность контента заключается и в том, что пропаганда, которая много лет рассуждает о гибели Европы под ударами мигрантов и мультикультурализма, вдруг перекрашивается и обвиняет Навального в национализме («и это в городе, где живут и работают сотни национальностей»). На видео вроде бы нет «водяных знаков». Но вне зависимости от того, было ли видео сделано по заказу властей или их добровольных помощников, оно вновь приносит кандидату в президенты де-факто очки, и это еще один признак цейтнота.

Давление, оказываемое на Навального, и его способность взвинчивать ставки заставляют в нынешней ситуации отказаться от вражды с ним даже его непримиримых оппонентов из числа независимых политиков. Знаковым стало требование Григория Явлинского допустить Навального к участию в президентских выборах, сформулированное после митингов 26 марта.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow