Горячо–холодно
Американские СМИ спорят: есть у Трампа стратегический план в отношении Пхеньяна или нас ждет новая импровизация? И кто, если не Трамп, остановит ядерную программу Северной Кореи? Американские политики и военные делают противоречивые заявления.
11 апреля Трамп, в свойственной ему манере, через твиттер поведал миру о том, что у него серьезные намерения в отношении режима в Пхеньяне. Президент заявил, что Северная Корея «ищет неприятностей» и предупредил: «Если Китай решит помочь, это было бы здорово. Если нет, мы решим проблему без них!» Как решает проблемы Трамп, все уже поняли.
В интервью телекомпании Fox президент США сообщил, что послал в этот регион «армаду»: так президент назвал военно-морскую группировку во главе с авианосцем «Карл Винсон». Трамп добавил: у США имеются подводные лодки, мощность которых превышает мощность авианосца. В КНДР в ответ заявили: «мы готовы к войне и нанесем ядерный удар по США первыми», если Вашингтон пойдет на превентивную бомбежку.
15 апреля — день 105-летия основателя КНДР Ким Ир Сена — мир ожидал с тревогой. КНДР готовилась к новому ракетному испытанию, а Трамп предупредил, что готов действовать. В столице Северной Кореи прошел военный парад, на котором корейцы показали три вида ракет, был и ракетный испытательный запуск (правда, неудачный). Но не было американской бомбежки.
Более того, как сообщила «Вашингтон пост», авианосец «Карл Винсон» в сопровождении двух ракетных эсминцев и крейсера направился из Сингапура в противоположную от двух Корей сторону — на запланированные ранее совместные с Австралией учения в Индийском океане. И только по окончании учений «армада» взяла курс на север. Американские СМИ спорят, что это было: недопонимание между Пентагоном и Белым домом, ошибка или сознательное нагнетание обстановки?
В противовес твит-риторике накануне 15 апреля Пентагон опроверг сообщения телеканала NBC о возможном превентивном ударе США по военным объектам Северной Кореи неядерным оружием. В Вашингтоне понимают, что бомбежка не снимет ядерной угрозы, а КНДР пойдет на масштабные ответные меры. Пострадает Южная Корея, миллионы мирных граждан и 28 тысяч американских военнослужащих, расквартированных на юге полуострова.
Вице-президент Майкл Пенс, находившийся в 10-дневной поездке по региону и посетивший Южную Корею и Японию, заявил, что США надеются на дипломатическое решение. В то же время, выступая на границе демилитаризованной зоны, Пенс отметил, что «эра стратегического терпения» в отношении Пхеньяна закончилась.
В интервью Fox & Friends во вторник Трамп подтвердил, что в его распоряжении имеются самые разные варианты, чтобы остановить запуски ракет, которые Пхеньян обещал теперь, назло американцам, проводить регулярно.
Наследие Обамы
Передавая свой пост, Барак Обама предупредил, что Северная Корея может стать «самой насущной угрозой». Три года назад 44-й президент, которого Трамп упрекает в «мягкотелой» внешней политике, отдал распоряжение Пентагону о проведении кибератак против объектов КНДР, связанных с ядерной программой. 300 млрд долларов, потраченных США со времен президента Эйзенхауэра на создание надежной системы противоракетной обороны, как доложили Обаме, не обеспечили гарантированной защиты американского континента от ракет. В докладе Агентства противоракетной обороны от 28 февраля 2017 года отмечается, что из 17 учебных запусков баллистических ракет, проведенных начиная с 1999 года установками по перехвату в Калифорнии и на Аляске, были ликвидированы 9 ракет, т.е. всего 56% — и это в почти идеальных условиях. Эксперты отмечают, что в условиях реального боя показатель может быть еще хуже.
Администрация Обамы сделала ставку на уничтожение чужих ракет при запуске — вернее, накануне запуска. В Пентагоне эту технологию назвали left of launch. После директивы главы Белого дома ракетные испытания Пхеньяна подозрительно часто стали завершаться неудачами: ракеты отклонялись от курса, разваливались в воздухе и сразу падали в море. Сторонники подобной тактики, пишет «Нью-Йорк таймс», отмечали, что она «отодвинула на несколько лет» тот день, когда Северная Корея сможет угрожать американским городам ядерным оружием. Скептики полагали, что не американские кибератаки, а ошибки при производстве ракет и некомпетентность корейских спецов могли быть подлинной причиной неудачных испытаний.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
У США пока нет полной и надежной защиты от ядерной и ракетной программы Пхеньяна, пишет «Нью-Йорк таймс» со ссылкой на чиновников двух администраций — Обамы и Трампа. Лидер Северной Кореи предупредил, что недалек тот день, когда будет произведен успешный запуск собственной межконтинентальной ракеты. «Не бывать этому!» — лаконично откликнулся в твиттере Трамп.
На распутье
У Трампа несколько вариантов.
— Продолжить кибератаки и электронный саботаж корейской ядерной и ракетной программы. Но подобная тактика не гарантирует успех.
— Вступить с Северной Кореей в двусторонние или многосторонние переговоры о замораживании ядерной и ракетной программы. Пока условия для переговоров не созрели. Можно вспомнить, что ядерную сделку с Ираном (здесь неизбежны аналогии) Трамп назвал «катастрофой».
— Подготовка к ракетным ударам по пусковым установкам КНДР. Обама также рассматривал подобный вариант, но отказался: слишком мало шансов вывести из строя все объекты разом.
— Разместить ядерное оружие в Южной Корее. Непонятно, как это может способствовать снятию напряженности. Трамп заявлял, что выступает за безъядерный статус Корейского полуострова. Другое дело, в Южной Корее будут размещены противоракетные комплексы подвижного наземного базирования для высотного перехвата ракет средней дальности (THAAD).
— Договориться с Китаем. Вариант, идеальный для Трампа. Американский президент уже начал действовать.
Тарифы на ракеты
В интервью Wall Street Journal Трамп заявил, что предложил китайскому коллеге Си Цзиньпину лучшие условия двусторонней торговли в обмен на активное участие в решении проблемы Северной Кореи: «У нас со всеми странами большой торговый дефицит, но с Китаем — особенно большой. И я сказал китайцам: хотите заключить отличную сделку — решите проблему Северной Кореи». 80% торговых связей КНДР приходится на Поднебесную, Пекин пользуется самым весомым политическим влиянием на своего соседа, непредсказуемого для всего остального мира.
Ранее Китай остановил импорт угля из КНДР и ввел запрет на экспорт продукции, которая может использоваться для создания оружия массового поражения и проведения испытаний ракет. Несмотря на эти меры, общие показатели торговли между Пекином и Пхеньяном продолжают расти.
Трамп надеется, что Китай окажет давление на северокорейский режим. Как далеко он готов зайти, задаются вопросом оппоненты, напоминая, что предшественники Трампа не пробовали разыгрывать «китайскую карту» в отношении КНДР. США не торговали своими принципами даже в вопросах национальной безопасности.
На пути к ста дням
Трамп обещал своим избирателям сосредоточиться на решении внутренних проблем: «Америка прежде всего!» То, что мы видим, возвращает, скорее, к временам Pax Americana — концепции миропорядка, сложившегося после Второй мировой войны, при котором США были всемирным полицейским и банкиром. По другую сторону биполярного мира находился СССР. С распадом Союза Америка осталась одна. Обама тем не менее закончил войны США в Афганистане и Ираке и явно не желал играть роль «всемирного полицейского»; он гордился нормализацией отношений с Кубой и ядерной сделкой с Ираном.
Близящиеся первые 100 дней президентства Трампа отмечены неудачами по внутренней повестке дня и решительными демаршами во внешней политике. Эксперты гадают, как долго продлится внешнеполитическая активность президента США? И не иссякнет ли она, когда дела внутри страны пойдут успешнее?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68