Волна эмоций, связанная с публикациями «Новой газеты» о судьбах людей, обвиненных в Чечне в нетрадиционной сексуальной ориентации, вроде бы пошла на спад. «Будьте добры, успокойте людей!» — написал в открытом письме Юрий Шевчук. Услышали? Видимо, да. И это не может не радовать, как и слова представителя руководства республики о возможности диалога. Хотя по-прежнему непонятно, почему условием для такого разговора остаются требования неких извинений.
Мы благодарим всех тех, кто выразил и продолжает выражать нам свою поддержку, — коллег-журналистов из российских и мировых СМИ, дипломатов, правозащитников, деятелей культуры и наших читателей. Мы признательны пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову, который весьма недвусмысленно сформулировал позицию Кремля в сложившейся ситуации. Спасибо и Следственному комитету, начавшему, как сообщается, проверку по факту публичных угроз в адрес журналистов «Новой газеты».
Однако главное по-прежнему другое — судьба конкретных людей, которые уже покинули Чечню, и особенно тех, кто этого сделать не смог.
Генеральная прокуратура поручила проверить факты, изложенные в публикациях, прокуратуре Чечни. Не надо лукавить — всем очевидно, чем, скорее всего, закончится эта проверка. Максимум — появятся докладные записки об истинном положении дел, с которых никогда не снимут гриф «ДСП». Но почему-то кажется, что подобные отчеты уже написаны и с ними ознакомлены руководители силовых структур…
Следственный комитет, повторимся, проверяет факты угроз в наш адрес. Еще раз — спасибо. Но почему только 18 апреля объявлено, что начата проверка и по факту публикации? До сих пор в «Новую газету» никто официально не обратился, хотя мы обещали назвать фамилии уже погибших — расследуйте обстоятельства их смерти, не перепоручая собирание справок представителям местных правоохранительных органов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Почему такая запоздалая реакция? Ответ уже появился в публичном пространстве: «У нас нет ни одного заявления от пострадавших». Это так. «Значит, ничего и не было». А вот это далеко не так.
Кто из потерпевших напишет заявление, пока остается в России и тем более в Чечне? Только если правоохранительные органы дадут гарантии безопасности и предложат госзащиту при посредничестве и под контролем правозащитников.
Таких предложений и гарантий, насколько известно, нет.
Кто напишет заявление, когда его родные и близкие продолжают жить все там же? Только — под гарантии их безопасности от самосуда и других форм преследования.
Таких гарантий никто не предоставил.
Назовите фамилии потерпевших — говорят журналистам и правозащитникам. Но пока только журналисты и правозащитники могут гарантировать людям безопасность, не раскрывая их персональные данные. Да и не позволяет нам закон разглашать имена без согласия самих пострадавших. Не мы пишем законы, не у нас в руках инструменты обеспечения безопасности граждан Российской Федерации.
Выход из ситуации может быть только один — серьезно, не увиливая, проверить все факты, предоставив людям реальную защиту и дав этим фактам правовую оценку. Если, конечно, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, МВД и ФСБ, как уже бывало, не испугаются пойти на это.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68