КолонкаПолитика

«Посмотри мне в глаза»

Видеть в дипломате Сафронкове следователя НКВД — значит, обладать полным отсутствием чутья

Этот материал вышел в номере № 40 от 17 апреля 2017
Читать
«Посмотри мне в глаза»
Владимир Сафронков. Фото: EPA
Выступления дипломатов на международных трибунах давно служат источником реализации тлеющих экспертных амбиций отечественных диванных войск. Сколенвстающая аудитория упоенно потешается над малообразованными «американскими девушками» (Джен «так в бумажке написано» Псаки, Мари «единственный турист» Харф, Виктория «Fuck the EU» Нуланд и проч.). «Пятая колона» сублимирует скопофобию афоризмами из выступлений Сергея Лаврова и Марии Захаровой.

Речь заместителя полпреда РФ Владимира Сафронкова на заседании Совета безопасности ООН переплюнула по популярности в обоих лагерях даже «дебилов» из фразеологических закромов министра иностранных дел.

Поразительным образом спич Сафронкова умудрились превратно интерпретировать и в лагере Алой розы, и в лагере Белой. «МК» в статье «Послы из подворотни» заявил, что «российская дипломатия не должна опускаться до уровня Псаки». Либеральный бомонд тем временем забил тревогу о лексике «кровавой гэбни» и воскрешении шариковых, хотя сложно представить себе более далекую от реальности интерпретацию речи Сафронкова, чем популярная среди сетевой интеллигенции: «Встань, сволочь, когда я с тобой говорю. И по почкам».

Для того чтобы усмотреть в «тыканье» российского дипломата с 27-летним стажем и свободным владением английским, французским и арабским языками, отголоски гибридного вокабуляра бандита и следователя НКВД, нужно обладать поистине уникальным отсутствием стилистического чутья.

Попробую в меру своих сил и возможностей расставить все по своим местам.

Любой дискурс (вербальный и поведенческий, спонтанный и рациональный) следует интерпретировать в двух плоскостях: внутренней (ситуативной) и внешней (генезисной). Внутренний контекст дискурса Сафронкова: заседание Совбеза ООН, посвященное сирийской проблеме, которое проходило под председательством Стеффана де Мистуры. Де Мистура, специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сирии, бывший замминистра иностранных дел Италии. Это чиновник высшего ранга, поэтому выступление Сафронкова выдержано в исключительно вежливом, даже елейном и подобострастном тоне, как то и принято в дипломатических кругах, которые, как известно, в плане соблюдения иерархии не уступают армейскому уставу. Дипломаты прекрасно знают, кто есть кто: кому можно небрежно подавать руку, а кому непременно следует выказывать почести.

Первую часть своего выступления Владимир Сафронков произнес так, как представляется дипломатия диванному эксперту, — в стилистике куртуазного романа. Но уже во второй части российский замполпреда, переключившись на Мэтью Райкрофта, перешел на «ты», защитил Родину («Не смей обижать Россию!») и попутал рамсы аналитикам загадочной фразой «Смотри мне в глаза»!

Говорит и показывает подворотня

На российском ТВ появился новый тип ведущего — гопник

Эта вторая часть выступления отражает его внешний (генезисный) контекст, в котором Сафронков рутинно продолжает славную традицию советской дипломатии в том виде, в каком весь мир ее знает последние 100 лет: с нарубанием правды-матки шлепками башмака по трибуне.

Для того чтобы адекватно оценить всю ситуацию, нужно забыть на мгновение о допросах в застенках НКВД и представить себе спокойное, деловое, рутинное заседание Горкома партии, на котором секретарь Автозаводского райкома, товарищ Сафронков, сначала воспевает гений вышестоящего начальника — Первого секретаря горкома товарища Мистуры, а затем со всей партийной прямотой, со всей своей пролетарской принципиальностью гвоздит к позорному столбу своего собрата по оружию — секретаря Переяславского райкома партии, товарища Райкрофта, за его классовую близорукость и скрытый троцкизм.

После таких выступлений два повздоривших на публику представителя второго эшелона истеблишмента как ни в чем не бывало перемещаются в горкомовскую столовую, где и давят на брудершафт стопарик, заедая показную распрю черной икрой.

Всем же тем, кому в разыгранной commedia dell’arte померещились отголоски ГУЛАГа и «деградация российской дипломатии», рекомендуется прослушать запись 17-го иберо-американского саммита от 10 ноября 2007 года, на котором испанский король Хуан Карлос обратился к президенту Венесуэлы Уго Чавесу с крылатой фразой: «Por que no te callas?» («Почему бы тебе не заткнуться?»)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow