Читая новости, невозможно поверить, что в ультрапатриархальной Кубани, где правит бал казачество и чуть ли не каждый день что-нибудь запрещают, уже восемь лет вовсю резвятся панки, анархисты и альтернативно мыслящие художники. Причем до сих пор живы и на свободе. Фантастика! Степан, Василий, Евгений и Эльдар из группировки «ЗИП», которая выставляется сейчас в Московском музее современного искусства — фантастические ребята. Больше всего они похожи на оживших мальчиков Банананов из фильма «АССА».
Никто из них не сомневается, что в будущем миром будут править дельфины. Дельфинами увешаны все стены: «Дельфины раньше людей освободились от самодержавия», «Дельфины не плачут», «Дельфины любят лекции и неофициальные собрания», «В субботу ночью часа в четыре выходят они на маевку, а потом в волейбол играть»…
Дельфины парятся в бане, покоряют космос, гарцуют перед омоновскими щитами. Как-то один из «ЗИПа» целый день ездил по городу в костюме дельфина. И его даже не побили, представляете? А дети, наоборот, радовались.
Они абсолютно не агрессивны. Не просят Богородицу прогнать действующего президента, не поджигают двери силовых ведомств. «Мы живем в параллельных мирах с властью», — сказал Степан. Он и его брат Василий — дизайнеры среды по диплому. Вот они и занимаются этим, меняют городскую среду к лучшему, а до власти им дела нет. Их активизм не в противостоянии с властью, а в том, чтобы показывать людям другую возможность: смотрите, можно жить и думать совсем иначе.
Правда, пару раз они по-крупному нарывались. Самая известная их акция — БОП, будка одиночного пикета. Приволокли на площадь перед краснодарской мэрией что-то вроде деревенского сортира на колесиках. Оттуда высовывается рука с лозунгом «Свободу узникам 6 мая!» и другими протестными лозунгами. Причем все по закону — действительно, одиночный пикет. Но пришла полиция, будку конфисковали, проверили на экстремизм и только потом вернули.
Им даже невозможно сказать, как говорили в советское время: «Шли бы на завод работать, вся дурь из головы мигом вылетит», поскольку на заводе они работали и с удовольствием. «ЗИП», собственно, и расшифровывается как Завод измерительных приборов.
Завод — как утраченный рай. Половина художественных объектов оттуда. На стене — переходящее красное знамя за высокие показатели в художественном соревновании. В углу деревянная модель конвейера, напоминающая лестницу в небо. Макет сквера при заводе, где отдыхают рабочие. Огромный портрет Ленина в полный рост, он действительно висел на заводе. На вполне советской по виду доске, правда, непонятно, почета или позора, — адский микс из поп-идолов и исторических личностей: Майкл Джексон, Наполеон, Сталлоне, Петр Первый, Камбербетч, Ахматова, Игорь Николаев, Кличко, Ганди, Сталин, Стив Джобс, Фредди Крюгер… Все в кучу, но, может быть, так и надо.
Физический труд для «ЗИПа» — вещь привычная и даже любимая. Забивать гвозди и пилить доски — нормально. Отношение к заводской утвари и инструментам почти нежное. На выставке целая портретная галерея орудий труда: строительная пена Шамиль, паяльник Илона, плоскогубцы Света, молоток Ванёк, гаечный ключ Лена, дрель Василий, шуруповерт Николай, малярная кисть Серега, рулетка Даша, пила Вова и ножницы Жанна. И ни малейшего сарказма, никакой социальной критики и сатиры. Только юмор, очень мягкий и добрый.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Сейчас завод закрыт, помещения сдаются в аренду. «Капиталистическое отчуждение, — говорит Эльдар, — дискотеки, свадебные салоны…»
Они не застали Союза, но выросли на его руинах. Их творчество — своего рода археологические раскопки советского прошлого. И даже в прямом смысле. Они выгребли из кучи строительного мусора и сделали объектом искусства массу интересных вещей.
Левых взглядов своих «ЗИП» не скрывает: «Нельзя сказать, что мы просоветски настроены и полностью принимаем советский мир, но те идеи, которые нам близки, готовы оттуда брать. Прежде всего это коллективность, возможность работать вместе, сплоченность».
Они не подписывают работы своими фамилиями, это именно коллективное творчество. Даже интервью дают все вместе — как «Битлз». Кстати, и музыка не чужда им: параллельно с художественной группой «ЗИП» существует панк-группа «РИП», в честь другого завода — радиоизмерительных приборов. Самая известная песня — об анархокоммунисте, который бесплатно раздает людям самсу. Прометей нес людям огонь, а герой «ЗИПа», вернее «РИПа», — самсу. Тоже неслабый дар.
Кстати, об анархизме. «ЗИПы» не замыкаются в своей среде, а склонны нести искусство в массы, взаимодействовать. На своем стареньком «ЗИП»-мобиле периодически ездят в Ростов, Воронеж, Липецк. Прямо в машине устраивают передвижные выставки и раздают комиксы с краткой историей мирового искусства. Чисто просветительский проект. Заехали как-то в город Кропоткин Краснодарского края, спрашивают у местных: знаете, кто такой был князь Кропоткин, классик анархической мысли? Нет, понятия не имеют. Пришлось прочитать мини-лекцию. «Художник должен ходить в народ, быть в том числе и социальным работником, особенно если речь идет о провинции», — так они говорят.
Когда началась кампания за переименование Краснодара в Екатеринодар, «ЗИПы» предложили альтернативные варианты: Путинодар, Москва-2, Медведевск, Ново-Ткачевск. Потом к ним пришли люди в сером и долго выспрашивали, какую партию они представляют. Ответ: «Партию грибов и лишайников». Действительно, существует такая партия, правда, нигде не зарегистрированная (а зря). Ее гимн «Загребай, лишай, спасай». Степан: «Грибы — это единая сеть. Тема множества, тема объединения грибов нравится нам — люди когда-нибудь тоже должны объединиться в единую силу».
По степени абсурдизма все это приближается к новосибирским монстрациям, но на самом деле корни гораздо глубже — в поп-арте и андерграунде середины 1980-х. История с грибами, скажем, напрямую отсылает к безумной курехинской теории «Ленин-гриб» и московской группе художников-концептуалистов «Мухоморы». А новые художественные среды, которые они так любят создавать, сильно напоминают комнату мальчика Бананана из «Ассы», с его communication tube, портретом Ника Кейва и прочими артефактами. С той только разницей, что Бананан-2017 вышел из комнаты и пытается изменить реальность.
Есть на выставке интересный объект — шахматы. С одного края доски грибы под командованием дельфина, с другой казаки. К игре прилагается подробная инструкция. Вот, например: «Идея хода в том, что конь на в1 не будет мешать крокодилу на а1 войти в игру». Исход партии заранее предрешен, победа останется за грибами.
Консервативные ценности обречены, но именно благодаря их давлению, считают «ЗИПы», в Краснодаре такая насыщенная неформальная жизнь. Художников много, и они прекрасно организованы. Арт-резиденции, мастерские, есть даже свой институт современного искусства — КИСИ. Да и сами «ЗИПы» статусные ребята: победители премии «Инновация», финалисты премии Кандинского…
— С консервативностью не надо бороться, — говорит Степан, — она пройдет со временем сама, уже, по сути, проходит. Да, у нас такой регион, но тут нужно знать историю. Краснодар последний сдался большевикам во время Гражданской. Вокруг уже была советская власть, а Краснодар все держался. Но ведь сдался в конце концов! Так и сейчас будет: суровая кубанская локальность постепенно смягчается. Люди ездят, смотрят мир, сознание у них неизбежно меняется. После этого современное искусство не кажется чем-то страшным и опасным, оно выглядит само собой разумеющимся.
Выставка Группировки «ЗИП» в ММОМА в Ермолаевском продлится до 1 мая
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68