Мессенджер Zello функционирует по принципу интернет-рации и позволяет общаться в режиме чата, не выпуская баранку из рук. Поставить его можно на любой смартфон. Выглядит просто: лаконичный дизайн, ничего лишнего. По центру черного поля круглая кнопка — «выйти в эфир», в левом верхнем углу аватар и никнейм участника. Зеленая строка под кнопкой имитирует гистограмму. Из дополнительных функций: «личка», обмен файлами, архив принятых сообщений. Большинство публичных каналов, к которым можно присоединиться постороннему принадлежат либо таксистам, либо транспортным компаниям. Популярностью программа пользуется в основном у водителей, поисковых групп вроде «Лиза Алерт».
Канал дальнобощиков, объединившихся против «Платона» — тут один из самых популярных. В нем зарегистрировано почти 6 000 подписчиков, а одновременно в сети «висят» до шестисот участников, что совсем не мало для «специализированных» приложений подобного рода.
Саму программу, первоначально для настольных компьютеров, около пяти лет назад, разработал петербуржец Алексей Гаврилов. Первое время мужчина, программист по профессии, работал над продуктом «факультативно». В свободное время.
И первый прототип мессенджера (тогда он назывался «Loudtalks»), Алексей запустил в 2007 году, но тогда дело не пошло: как рассказывает сам Гаврилов в немногочисленных интервью, поддерживать продукт не было ни сил, ни времени.
В 2008-ом мессенджером заинтересовалась некая фирма по прокату автомобилей с Канарских островов. За установку пакета иностранцы заплатили щедро, но денег, вырученных с предпринимателей, хватило лишь на оплату хостинга и серверов, необходимых для функционирования сервиса.
Проект так бы и захирел, если бы к началу «десятых» по всему миру не случился «мобильный бум», тогда в короткий срок быстрое и дешевое интернет-соединение стало доступно значительному числу пользователей, а разработчики софта для десктопов бросились осваивать новые мобильные ниши.
Первая версия программы Loudtalks для телефона, успела как нельзя кстати. В 2011-ом приложение поступило в продажу, ему и суждено было совершить прорыв. Вскоре программу, чья популярность стремительно набирала обороты, переименовали в Zello, а сам разработчик переехал жить из Петербурга за океан, в США.
К февралю 2016 года среди платных клиентов рации оказались такие компании как: Ikea, Radisson и Hyatt. Общее число бесплатных подписчиков по всему миру перевалило планку в 50 миллионов пользователей, тут и появился Роскомнадзор с инициативой запретить ее использование на родине изобретателя.
Дальнобойные технологии
— «Зеллой» мы начали пользоваться, еще в 2015-ом, на заре протестов, — рассказывает один из координаторов нынешней стачки дальнобойщиков и ветеран «химкинского» лагеря Михаил Курбатов. — Первое время, как и большинство, мы пользовались не интернет-, а обычной аналоговой автомобильной рацией».
«Есть там такой 15-ый канал, на котором сидят все дальнобои. На нем можно просто поболтать, попросить о помощи, если колесо пробил, но действует такая рация в ограниченном радиусе. Проехал грузовик по встречной, и через пять минут он вне зоны досягаемости», — уточняет Михаил.
Мощность типовых станций, какие, как правило, и стоят в кабинах дальнобойщиков не превышает трех с половиной киловатт. В зависимости от местности это дает полтора — три километра покрытия. Zello «принимает» по все стране. Где бы ни была машина — во Владивостоке, или под Тверью.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Когда мы только встали в Химках, кто-то из волонтеров нам посоветовал, чтобы держать связь со своими в других городах, поставить эту штуку на телефоны, — объясняет Андрей Бажутин, другой координатор дальнобойщиков, из Питра.
Если первое время к Zello дальнобойщики привыкали тяжело, в канале сидели одни активисты, то со временем сервис набрал популярность. За считанные месяцы, в преддверии общероссийской стачки, стартовавшей 27 марта, только официальная группа «Объединения перевозчиков России» (ОПР), выросла с пары сотен подписчиков, до нескольких тысяч.
— Сейчас у нас и оперативная координация и переклички по регионам, и сигнал SOS — все идет через Zello. Есть группы в «Telegram», «WhatsApp», но за рулем пользоваться ими не удобно, поэтому большинство и использует Zello, — резюмирует Михаил Курбатов.
Проблемы у разработчиков сервиса он связывает именно с этим. Дело в том, что на волне протестов, Роскомнодзор — государственное ведомство занимающееся контролем деятельности в сфере СМИ, массовых коммуникаций, и информационных технологий — потребовало от американской компании записывать и хранить в течение полугода все звуковые сообщения своих пользователей, с тем, чтобы обеспечить органам «осуществляющим оперативно-разыскную деятельность» в Российской Федерации неограниченный, как того и требуют российские правила, доступ к ним. Но компания ответила отказом.
Под колпаком
— Глава пресс-службы Роскомнадзора Вадим Ампеловский, в разговоре с РБК, сам упомянул забастовки дальнобойщиков, так что очень вероятно, что именно они и стали возможной причиной санкций, — констатирует Вероника Заславская, операционный директор Zello Russia.
По ее словам, несмотря на то, что компания работает в стране не первый год, претензии к разработчику, прозвучали только в марте 2017-го. «Формально ведомство действует в соответствии законом, однако тот факт, что указанные обязанности практически невыполнимы, позволяют нам сделать вывод, что реальной целью является оказание давления на Zello, — говорит она. И настаивает, что обеспечить полицейскую слежку за всеми своими пользователями компания не в состоянии.
Устройство мессенджера таково, что сообщения хранятся не на сервере, а в памяти телефона, у конечного пользователя. Изменение технологии и покупка новых серверов под «складирование» трафика, равнозначны разорению: сервис бесплатный, услуга обеспечивается за счет корпоративных подписчиков и клиентов (в мессенджере нет даже рекламы), так что на удовлетворение ультиматума Роскомнадзора у Zello просто нет денег.
На связи
Впрочем, наша страна не единственная, где интернет-рация пользуется популярностью. Россия обеспечивает лишь 10% от суммарной аудитории мессенджера. Ровно столько же обеспечивают по отдельности: Бразилия и США. Учитывая это, можно заключить, что потеря российского рынка, в случае самого негативного сценария, хоть и станет для компании болезненной, но не приведет к катастрофе.
«На текущий момент сервис по прежнему доступен на территории России, мы отправили в Роскомнадзор обращение, в котором объяснили абсурдность и невыполнимость их требований и попросили не предпринимать никаких санкций до рассмотрения наших аргументов», — сообщают в компании. «Правда ответа на свое обращение не получили».
Не отразится блокировка сервиса и на самих дальнобойщиках, уверяют активисты.
— Мы ожидали такого поворота событий, так что сейчас почти все наши подписчики установили у себя VPN-клиенты, в которых можно изменить свое «местоположение», через прокси-сервер, то есть выбрать любую страну в настройках, — рассказывает Михаил Курбатов. — До начала протестов многие из нас, и не подозревавшие о подобных технологиях, но теперь успели стать экспертами.
«Тем кто постарше, молодые ребята объясняют как настроить систему, более того, мы не отказываемся и от традиционных методов: на всех наших стоянках есть рации, мы транслируем свои призывы на 15 канале с помощью так называемых «репитеров» или «попугаев», специальных приставок к рации, которые выдают с заданным интервалом в эфир заранее записанное сообщение, — говорит Михаил Курбатов, исполняющий функции администратора большинства ресурсов ОПР. — Даже если мессенджер прикроют, мы не останемся без связи». Кроме того водитель напоминает, про «сарафанное» радио, вещание которого запретить не удастся даже Роскомнадзору. «Люди делятся информацией стихийно, а некоторые и вовсе раз в неделю специально заезжают на место узнать новости», — заключает водитель.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68