На лекцию по культурологи в Университете телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича пришел ректор в сопровождении сотрудников правоохранительных органов, которые спрашивали студентов, не хочет ли кто-нибудь сдать тест на наркотики. Об этом, со слов студента, который присутствовал на лекции, на своей странице в соцсети рассказала Диана Франчук. Диана не отреагировала на просьбу «Новой газеты» выйти на связь. Но в университете информацию о рейде наркополицейских и не отрицают.
По словам Франчук, после того, как добровольцев среди студентов не нашлось, полицейские сами выбрали 10 человек из аудитории и отвели в медицинский кабинет. Там их заставили подписать добровольное согласие на наркологическое обследование. «А если не подпишем?» Таких, по словам «сотрудницы МВД» ждет «отчисление и административный штраф». Ни преподаватели, ни представителя администрации при этом в кабинете не присутствовали. Студенты были вынуждены согласиться, подписали документы и сдали мочу.
«Ребят запугали и заставили это сделать насильно. Студенты очень злятся, но пока не могут понять, как им действовать дальше и что с этим делать», — передает Франчук слова студента, который предпочел остаться анонимным.
Уполномоченный по правам студентов в Петербурге (есть такая организация) Илья Бискуп рассказал «Новой», что «в курсе» ситуации, но пока никаких официальных заявлений от студсовета университета не поступало: «Если подтвердится информация, что к отказавшимся студентам применят какие-то санкции, мы будем реагировать, но пока никаких обращений не было». Потому что никто не смог отказаться.
Василий Михайлов, сопредседатель Российского студенческого союза считает: если студенты расценивают полицейский рейд как нарушение своих прав, следует обратиться в прокуратуру: «Студенты имеют полное право отказаться от прохождения тестов на наркотики, никто не может их принуждать или им угрожать». По мнению Михайлова, вуз должен заботиться о студентах, агитировать их, чтобы они проходили тестирование и не скрывались. Но закон не только не предусматривает, но даже исключает обязательность прохождения тестирования на употребление наркотических средств в любых учебных заведениях. А тем более с принуждением и запугиванием.
Ирина Алексеенко, проректор по воспитательной работе вуза Бонч-Бруевича, заверила «Новую», что со студентом, предавшим историю огласке, ничего не случится — никакого давления на него оказываться не будет: «Хочу сказать, чтобы молодой человек не волновался. Я готова с ним встретиться. Никаких последствий для его дальнейшего обучения в вузе не будет».
При этом Ирина Алексеенко признает серьезность ситуации с наркотическими веществами в вузе: «Студенты говорили, что были попытки вовлечь их в употребление наркотиков». Алексеенко считает, что вузу следует продолжать сотрудничество с правоохранителями, а большинство студентов такую работу даже поддержит.
«Мы все делаем, чтобы защитить студентов и сделать их обучение в нашем вузе и проживание в наших шести общежитиях безопасными, мы эту работу вообще не первый год проводим», — объясняет проректор Ирина Алексеева.
В комитете по науке и высшей школе Смольного подтвердили, что рейд 10 апреля в вузе действительно проходил официально: «Из 32 студентов, которым было предложено пройти тестирование, только один студент 1 курса отказался от освидетельствования» (речь идет о том, что антинаркотический рейд, по-видимому, проходил сразу на нескольких факультетах вуза — Прим. ред.). В Смольном отрицают, что в отношении студента, отказавшегося от проверки, звучали угрозы. При этом чиновники уверены, что органы студенческого самоуправления были заранее уведомлены о «комплексе мероприятий по противодействию распространению незаконных веществ в студенческой среде». Правда, «без точного указания дат и мест мероприятий», что «естественно» для такого рода проверок.
Информация о «добровольно-принудительном» тесте на употребление наркотиков, проведенном 10 апреля в СПбГУТ, вызывает тревогу, считает омбудсмен Александр Шишлов. Наркотики — страшное зло, но эффективно бороться с их распространением можно, лишь уважая закон и человеческое достоинство. «Я уже попросил прокуратуру Невского района Санкт-Петербурга провести проверку правомерности действий сотрудников полиции и администрации университета. Если мы получим от студентов дополнительную информацию, подтверждающую нарушение их прав, то предложим обсудить ситуацию вместе с Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга, с которым у меня подписано соглашение о взаимодействии», — заявил он.
В ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти пока ситуацию не прокомментировали.
Это уже второй скандал в городе, связанный с антинаркотическим рейдом. 24 марта в двух школах Сестрорецка (курортный район Петербурга) в рамках акции «Сообщи, где торгуют смертью», проверяли учеников 5-11 классов. В рейде участвовал кинолог со служебной собакой. В соцсети, а оттуда — в СМИ 3 апреля попала и вызвала большой резонанс фотография, взятая из пресс-релиза полиции, а затем удаленная оттуда: на ней ученики стоят вдоль школьного коридора лицом к стене, а вдоль рядов идет наркополицейский с собакой.
Правоохранители объяснили построение тем, что служебной собаке так было удобнее работать. Директор образовательного учреждения уверяла, что с учениками полицейские во время рейда обращались предельно корректно. МВД 3 апреля по-своему отреагировало на возрастающий скандал, объявив о внутренней служебной поверке в отношении полицейских, выстроивших детей в коридоре для удобства обнюхивания.
Галина Артеменко, специально для «Новой газеты в Петербурге»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
памятка
В мое учебное заведение пришли наркополицейские. Что мне делать?
Советы адвоката Павла Чикова и омбудсмена студентов Артема Хромова
- Учеников зовут проверяться на употребление наркотиков. А я не хочу. На что мне ссылаться, защищая свои права?
Например, на закон ФЗ 323, статье 20 («Об основах охраны здоровья граждан»), если тестируемому младше 15 лет, он должен получить согласие родителя или законного представителя.
Если старше, то согласие подписывается самостоятельно, но — на добровольной основе.
Есть еще один совет. Согласие на медицинское вмешательство, фактически, можно приравнять к даче показаний, а любые показания лучше давать в присутствии своего адвоката.
- Кому жаловаться на угрозы за отказ пройти освидетельствование?
Угрожать вам последствиями за отказ от добровольного освидетельствования согласно той же статье ФЗ 323 не могут ни администрация учебного заведения, ни полиция — это незаконно.
В противном случае следует заявить о намерении подать в суд. Если вы продолжаете ощущать давление и слышите угрозы — обращайтесь к уполномоченному по правам студента или правозащитные организации.
- Что надо узнать перед тем, как соглашаться проходить тест?
Кто будет проводить тест? Для чего? Что будет, если анализ оказался положительным?
- Кто имеет право забирать у меня анализы?
Забор биологических жидкостей (кровь, моча, слюна) может осуществлять только медицинский работник. Не полицейский.
- Тест показать положительный результат, а наркотиков я точно не употреблял. Может такое быть?
Конечно. Например, из-за некоторых препаратов, назначенных вам врачом. Такой результат теста называется ложноположительным.
В этом случае вам следует как можно скорее сдать развернутый анализ крови на наличие опиатов.
- Я не хочу, чтобы о результатах теста узнали в вузе
По закону все результаты теста являются персональными, в учебном заведении не вправе запрашивать эту информацию у медиков.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68