КолонкаПолитика

Затянули пояс дружбы

Россия инвестирует в геополитические проекты из последних сил

Этот материал вышел в номере № 38 от 12 апреля 2017
Читать
Затянули пояс дружбы
Фото: РИА Новости

Геополитический союз России и Белоруссии, приостановленный на время поисков справедливой цены на российский газ, вновь крепок и нерушим. Все спорные вопросы решены, заявили лидеры двух стран после переговоров в Санкт-Петербурге 3 апреля. Незадолго до этого Лукашенко назвал Путина «родным братом» и выразил готовность «спиной к спине встать и отстреливаться». Демонстрация братской поддержки пришлась на трудный для обоих президентов период: антикоррупционные митинги в России проходили параллельно с массовыми протестами против налога на тунеядство в Белоруссии.

Несмотря на заверения в дружбе, никаких официальных документов политики не подписали, а устные заявления о полном урегулировании газового конфликта делались и раньше. Но если примирение держав все-таки состоится, то оплачивать его будет Кремль. Предъявленный Минском счет выглядит внушительно: новый кредит размером в $1 млрд, понижающий коэффициент к формуле цены на газ на 2018—2019 годы, снятие обязательства поставлять в Россию 1 млн тонн нефтепродуктов в год и право сбора пошлин с реэкспорта 6 млн тонн нефтепродуктов, реструктуризация белорусского долга перед РФ и создание единого рынка энергоресурсов после 2018 года.

Особенно интригующе выглядит ситуация с белорусским долгом. Помимо межправительственных кредитов более чем в $5 млрд, Белоруссия имеет задолженность перед дочкой «Газпрома», которую вице-премьер Аркадий Дворкович оценивал в $726 млн. Весь прошлый год страны жили в ситуации «двойной бухгалтерии»: Россия продавала соседу газ по $136 за тыс. куб. м, а Белоруссия рассчитывалась по тарифу в $70—80 за тыс. куб. м. Лукашенко, ссылаясь на межправительственное соглашение от 2011 года, утверждал, что нашел «справедливую цену» на газ, а доплачивать «Газпрому» никто не собирается.

После переговоров с Путиным ситуация не особенно прояснилась: официальные лица обеих стран уходят от прямого ответа на вопрос о признании долга. По словам Лукашенко, до конца года газ будет поставляться по газпромовской цене — $130 за тыс. куб. м. Но это результат крайне выгодного для Минска компромисса. Заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко оценил выигрыш бюджета страны от завершения газового конфликта с Россией в $2,1 млрд за ближайшие три года. Беспошлинные поставки нефти, в прошлом году срезанные Россией на четверть из-за невыплат, скоро выйдут на прежний уровень. А к 2025 году, по расчетам белорусского руководства, цена на российский газ в стране должна быть не выше, чем в самой России.

В феврале, когда Лукашенко в очередной раз выступил с яростной критикой российской политики, в качестве контраргумента в Кремле обратились к цифрам. Оказалось, что в 2011—2015 годах на разные направления поддержки союзного государства из российского бюждета было потрачено $22,3 миллиарда. Более ранние оценки МВФ говорят, что за десятилетие с 2005 по 2015 год прямая и косвенная поддержка белорусской экономики, от субсидий на энергоносители до кредитов по линии Евразийского фонда стабилизации и развития, составила $106 млрд. В разные годы российские деньги формировали 11—27% ВВП Белоруссии и отвечали за 50—60% прямых иностранных инвестиций в страну.

Белоруссия — далеко не единственная страна, получающая от Москвы дивиденды за политическую лояльность. В 2015 году компания Stratfot посчитала, что Россия тратит $5 млрд в год на поддержку непризнанных государств на территории бывшего СССР (кроме Абхазии и Южной Осетии в список вошли Крым и Донбасс). Сюда можно добавить списание $140 млрд долгов разным государствам (часть из них, правда, советского происхождения). Если собрать вместе все подобные случаи, то в сумме мы получим несколько сотен миллиардов долларов. Это инвестиции в «геополитическое величие», обычно с отрицательной доходностью для страны.

В новых бюджетных реалиях России придется сокращать расходы на дружбу с братскими странами, что и происходит в последние годы. Пенсионные накопления россиян можно направить на поддержку госбанка или погашение долгов Минобороны, но субсидировать на них потребление соседями российской энергии — слишком рискованно. У оставшихся «союзников» этот факт вызывает сильное раздражение, которое выливается в мелкий политический шантаж. Прекрасно видно, что такие отношения ведут в тупик, но разорвать порочный круг уже не может ни одна сторона.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow