Название небольшого дагестанского прикаспийского поселка Манас стало известно всей стране после того, как власти прислали сюда Росгвардию усмирять мятежных водителей. Кадры людей с автоматами на фоне грузовиков моментально облетели интернет, равно как и новости о многочисленных задержаниях активистов.
Не меньше шума наделали стычки бастующих дальнобойщиков со «штрейкбрехерами» — водителями, вышедшими на работу, несмотря на всероссийскую стачку, объявленную 27 марта.
По ту сторону баррикад
![Стоянка азербайджанских дальнобойщиков у границы. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/358bba2a8d09489bb824a30c71a65ae8.jpeg)
На границе с Азербайджаном близ таможенного перехода у села Яраг-Казмаляр тихо. Здесь, где еще недавно стояла вереница фур, теперь пусто. В рыжей дагестанской пыли нежится пара бездомных псов. Большинство придорожных кафе закрыто. Хозяйка одного из немногих открытых разводит руками: «С тех пор, как тут началась эта блокада, посетителей у нас нет». Рядом на стоянке припарковано около полусотни грузовиков с бакинскими номерами. За столиком под выцветшей клеенкой с десяток водил мрачно курят и потягивают чай из фигуристых, на турецкий манер, бокальчиков. «Под Хасавюртом, это трасса на Ставрополь и Буденновск, прокалывают колеса, так что мы стараемся ехать через Калмыкию, в волгоградском направлении», — говорит один из водителей.
Известий от тех, кто все-таки отправился в рейс, азербайджанские водители ждут как сводки с фронта. «Сводки» не заставляют себя ждать: «Две машины пришли. Под Дербентом стреляли, лобовое разбили камнем».
Через пять минут на крик возле стоянки собирается целая демонстрация. Ругаются по-азербайджански, при нас — по-русски.
![Вид из кабины азербайджанского дальнобойщика, лобовое стекло машины разбито брошенным камнем. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/301b0184936c40bd95bd5c092de00b58.jpeg)
Два грузовика голландской марки DAF шли в колонне из 20 фур из Москвы через Калмыкию на Азербайджан. От границы Дагестана до Дербента — под прикрытием полиции. Первый, белого цвета, — с выразительной дырой от кирпича напротив водительского места, чуть повыше руля. Второй, желтый, — с пробоиной (стреляли из травматического пистолета) со стороны пассажирского сиденья. От нее расползается паутина глубоких трещин.
![Али, дальнобойщик из Азербайджана. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/54b067c83c384c74820a06549bbf1e56.jpeg)
«На подъезде к городу меня обогнала шоколадного цвета иномарка, в ней двое. Один дверь открыл, а второй пистолет взял и на меня направил», — пожилой грузный мужчина пересказывает подробности. Представляется: «Али». Фамилию называть не хочет. Желтая машина — его. «Я затормозил, так что пуля в сторону ушла, но на протяжении всего пути камни летели как дождик. После такого, жизнью клянусь, больше не поеду никуда, что я против пистолета могу сделать?»
В кузове его фуры мороженая рыба. В отличие от Дагестана, где 90 процентов дальнобойщиков работают на себя, азербайджанские большегрузы, как правило, «фирменные», то есть принадлежат крупным перевозчикам. Через Дагестан азербайджанские автоколонны едут только с полицейским сопровождением.
«В четверг, 30 марта, я проехал границу, растаможил груз и вышел в колонне из 20 машин. Время было половина четвертого, пока добрались до Махачкалы, уже стемнело, — рассказывает азербайджанский дальнобойщик Махман Мехдиев. — За Сулаком, под Бабаюртом, на полпути к Калмыкии, остановился КамАЗ, из кузова в нас стали кидать камни, один пробил лобовое стекло и попал мне в голову. Я потерял сознание и ушел в кювет. Когда открыл глаза, был уже в скорой помощи. Меня доставили в центральную больницу Махачкалы. Сотрясение мозга».
Сложный выбор
![Дальнобойщик Назим Ахундов. Его машину разбили на российской трассе. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/62d7db1e773b46ffbcb8de0f3a8680fb.jpeg)
«Они ведь когда-то перестанут протестовать, к нам поедут, а если мы им там начнем делать такое же, некрасиво получится, да?» — в беседу вмешивается Назим Ахундов. Он тоже из Азербайджана, везет в Москву помидоры. «Замначальника растаможки сказал, что нас будут сопровождать, но это одно название, а не сопровождение, машины ДПС даже не остановились, когда в меня выстрелили», — машет рукой Али.
«Зачем они иностранцев трогают, ты протестуй — это твое личное дело, а у нас товар тепличный, портится, что мне с ним делать? Я в Польше был, у них там тоже бастовали, но нас не трогали». Впрочем, бакинцы признаются, что своего «Платона» у них нет.
Поостыв, Назим подводит итог: «Я же на зарплате сижу, а не как они, частники. Он рейс сделал, в карман деньги положил и дома сидеть может хоть два месяца. А я не выйду — вообще зарплату не получу, а у нас тоже семьи, дети».
— Наши дальнобойщики говорят, что вас всех предупреждали…
— Меня лично никто не предупреждал.
— А договориться пытались?
— Им туда, в Манас, звонил хозяин компании, но они нас послали, извините за выражение, на хер! Их или разгонять нужно войсками, или соглашаться на их условия.
Патроны есть
Начиная с субботы в дагестанском Манасе, куда все-таки бросили Росгвардию, пока тихо. Бэтээры и большую часть личного состава от греха подальше отвели с «линии соприкосновения». Местные рассказывают, что кто-то из солдат пустил очередь в воздух, с тех пор обе стороны стараются избегать эскалации.
Из двухэтажного дома, сразу за кафе-стекляшкой, выбегает с ружьем пацан лет шести. Ружье деревянное. Пацан целится куда-то в сторону от солдат и ныряет обратно в подъезд.
![Войска Росгвардии напротив лагеря дальнобойщиков. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/88a34fc271d24930ba36206441b90247.jpeg)
Мятежных «дальнобоев» от солдат Росгвардии отделяет лишь узкое асфальтовое полотно федеральной трассы. По одну сторону дороги — более трехсот разноцветных большегрузов и разношерстная толпа водителей, по другую — пять военных «Уралов» и два десятка бойцов в камуфляже.
«А автоматы у вас с патронами или так, для вида?» — задаю идиотский вопрос военным. Контрактник с беззлобной улыбкой демонстрирует полный рожок: «Патроны не холостые, настоящие!»
Он дагестанец, значит, по ту сторону баррикад вполне могут оказаться его родственники. Контрактник признается, что если прикажут разогнать, он приказ выполнит. Его сослуживец поправляет: «Да не враги они нам, мы смотрим, чтобы они не буянили, но ничего тут такого не будет, зря вы боитесь».
![Дальнобойщики обсуждают, можно ли пропускать машины, не участвующие в протесте. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/433ce4c6db4841309e1b230b7c88e0e9.jpeg)
По ту сторону дороги тем временем назревает буча, толпа обступила со всех сторон водителя КаМАЗа, груженого капустой. Тот просит, чтобы пропустили: о забастовке не знал, потому что телевизор не смотрит. Но на общем собрании большинством голосов решено ему отказать.
Впрочем, по телевидению стоянку в Манасе, самую крупную в республике, не показывают. Из прессы здесь — корреспонденты нескольких федеральных изданий, Би-би-си, местные журналисты не приехали.
Дагестанский ареопаг
![Стоянка протестующих дальнобойщиков недалеко от поселка Манас, Дагестан. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/03f37abfc7e44eb6982180799a2bdc15.jpeg)
Всего в Дагестане, утверждают координаторы протеста, к акции присоединилось более 40 тысяч водителей, это почти сто процентов большегрузов. Похожие стоянки по трассе можно найти почти у каждого населенного пункта, но в Манасе — главная. Именно тут, в сорока километрах от Махачкалы и 150 километрах от границы, собираются делегаты со всех концов республики и заседает совет из 13 районных представителей, своеобразного водительского ареопага. Встречи проходят в кафетерии «Бон апети», неподалеку от стоянки грузовиков .
![Координационный совет дальнобойщиков Дагестана за обсуждением планов протеста. В кафе отключили свет. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/d5f8686d3b424b629db6327b1e8b076f.jpeg)
Все решения совета утверждаются общим собранием и принимаются большинством голосов присутствующих, по числу поднятых рук.
![Собрание дальнобойщиков слушает выступающего. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/018ce16a85374c3ebed26bdba8f5f54f.jpeg)
Абдурашит Савмадов, один из предводителей протеста, просит собравшихся прекратить насилие над «штрейкбрехерами» и раздает указания: «По каждому джамаату нужно раздать подписные листы, под нашей резолюцией» (под джамаатом мусульманин Абдурашит подразумевает не исламские общины, а группы дальнобойщиков, разбросанные по республике).
Против камней
«Во время чеченской войны мы спасли республику, — объясняет после собрания дальнобойщик Мухамед, невысокий мужчина средних лет. — Железная дорога тогда не работала, мы снабжение всей республики вытащили на своих плечах, а теперь оказались не нужны».
![Умар Гарисов — один из протестующих дальнобойщиков — учит своего 2-х летнего сына совершать намаз. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/fa4cfc7ed63542e2a261accb50ca084a.jpeg)
«Я раньше телевизор смотрел — всему верил, а теперь вижу, какая там брехня», — добавляет дальнобойщик Умар.
Как и повсюду в республике, в Манасе работы нет, виноградники, окружавшие когда-то поселок, давно захирели, промышленность рухнула еще в 90-е, население занимается извозом и строительством. Отсюда и массовость протеста. В республике есть целые села, где все мужское население сидит за баранкой. «Денег и раньше не хватало, а «Платон» нас совсем без хлеба оставит», — говорят дальнобойщики.
В воскресенье утром под Махачкалой полиция задержала шестерых водителей, троих оставили под стражей, в их автомобиле якобы нашли бутылки с зажигательной смесью и камни. Каждому дали по 10 суток.
Камнеметания, как и большинство водителей, Умар не одобряет, но чувства злоумышленников разделяет: «Накипело!». Факты насилия не отрицает никто, но Совет координаторов постановил: если подозрения силовиков подтвердятся — не защищать «экстремистов».
«Штрейкбрехеры» от границы, как правило, стартуют затемно, чтобы под покровом ночи проскочить самые лихие места. «Только в понедельник около четырех часов проехало 40 фур», — говорит узбек Омар, он работает в одном из придорожных кафе под Манасом.
Диалог с властями
![Встреча с местными депутатами. Фото: Влад Докшин / «Новая»](https://novayagazeta.ru/static/records/bc6ecee5da7e4313867973efe180acb6.jpeg)
Первого апреля дагестанские дальнобойщики встречались с вице-премьером республики Шамилем Исаевым, он прибыл на стоянку в сопровождении и.о. министра транспорта Арслана Арсланова и руководителя Ространснадзора по Северо-Кавказскому округу Муртазали Муртазалиева. 4 апреля с Худжаевым встретились второй раз, перспективы пока не ясны. Впрочем, известно, что требование отставки правительства по тактическим соображением дальнобойщики решили снять.