СюжетыПолитика

«Обамакер» не лечится

Как Трамп провалил первое из предвыборных обещаний — отмену реформы медстрахования

Этот материал вышел в номере № 35 от 5 апреля 2017
Читать
«Обамакер» не лечится
Фото: EPA/Olivier Douliery
Белый дом не смог добиться отмены реформы здравоохранения, прозванной в народе «Обамакер» («Obamacare»). 35% поддержки Трампа в первые 100 дней — антирекорд за все время, как служба Гэллапа проводит опросы поддержки президентов. У Обамы в этот период президентства было больше 60%, у Джорджа Буша-мл. — свыше 50. Руководить государством оказалось гораздо сложнее, чем корпорацией. Никто не несется со всех ног выполнять указания шефа, злорадствуют здешние СМИ.

«Это будет легко и быстро»

Отмена главного достижения Обамы — обязательного медицинского страхования — было одним из главных, если не самым выигрышным предвыборным лозунгом Трампа. Он обещал провести реформу в первые же дни работы в Белом доме.

Однако в реальности проект «Трампкера» даже не был вынесен на обсуждение палаты представителей спикером Полом Райаном, когда стало понятно, что голосов в поддержку не хватит. Трамп требовал от однопартийцев, составляющих большинство в обеих палатах конгресса, незамедлительно принять 120-страничный документ «Американская медицинская помощь», который авторы самонадеянно назвали «Лучший в мире план по здравоохранению-2017».

Помимо демократов, еще от 28 до 35 конгрессменов выступили против трамповской реформы. Одним — так называемым «умеренным» республиканцам — не понравилось, что президентский законопроект слишком сильно урезал медицинское страхование. Они побоялись, что избиратели — таких же умеренных взглядов — провалят их за это на следующих выборах в конгресс. Другие, наоборот, сочли предложенные изменения недостаточно глубокими. Эта группа конгрессменов — республиканских консерваторов и либертарианцев — назвала предлагаемый проект реформы — «Обамакер лайт».

Для американца налоги, цены на бензин и жилье и стоимость медицинской страховки — гораздо важнее мировых проблем. Это три кита, три главных критерия, по которым избиратели судят об эффективности власти. Американцы могут вообще не знать о том, что Барак Обама получил Нобелевскую премию мира. Но то, что он ввел обязательное медицинское страхование, в результате чего 25 миллионов получили страховку, а для других миллионов ее стоимость возросла, а качество ухудшилось, — знают все.

Тиллерсон корректирует Трампа

На министерской встрече НАТО новый госсекретарь США назвал Россию страной-агрессором

То, что Трамп провалил отмену «Обамакер», — серьезное разочарование для его сторонников и для него лично. Президент собирался сэкономить на отмене «главного наследства Обамы» $337 млрд в течение 10 лет, чтобы использовать их в виде финансовой подушки для проведения масштабной налоговой реформы. «Обамакер остается законом для этой страны», — с грустью констатировал спикер Пол Райан, когда стало ясно, что он не наберет необходимых 215 голосов в нижней палате конгресса. Спикер позвонил в Белый дом, они с Трампом решили, что лучше вообще не голосовать, чем провалиться с «лучшим в мире законопроектом».

Впрочем, Трамп обещает в своем Twitter: «Обамакер взорвется, а мы соберемся вместе и составим отличный план для всего народа. Не беспокойтесь!»

Блеск и нищета американского здравоохранения

Из современного американского фольклора:

«Пациент попадает в госпиталь с переломами обеих ног. Его медицинская страховка просрочена (потерял работу, не заплатил вовремя взнос — причины могут быть разными).

— Необходимо хирургическое вмешательство, примерная стоимость, с учетом рентгена, анестезии, предоставления больничной койки и прочих услуг составит 8 тысяч долларов(цена условна. — А.П.) — предупреждает сотрудница приемного отделения.

— Но у меня нет таких денег! — жалуется больной.

— А сколько есть? — интересуется медсестра.

— Максимум 3000.

— Мы вылечим одну ногу и без анестезии, — констатирует врач. — Выбирайте: левую или правую? »

Из всех развитых стран мира Америка уникальна тем, что медицина здесь полностью платная и полностью частная. На медстраховку американец тратит в среднем 3 тысячи долларов в год.

По соседству Канада — там есть государственная медицина. Историческая родина — Соединенное Королевство — также имеет свою национальную систему здравоохранения. В других странах есть возможность выбирать между бесплатной и платной медициной. Здесь выбора нет.

Американцы с детства знают: болезни — непозволительная роскошь. Многие живут по принципу: закаляйся с младенчества — будешь меньше потом платить врачам, пока есть силы, неустанно работай в счет спокойной старости. Уже после 65-ти, с выходом на пенсию и получением страховки Medicare, можно позволить себе лечить букет заболеваний, который приобретается за все эти годы.

Здесь говорят так: у нас лучшая в мире медицина и самое отвратительное (используется более резкое слово) здравоохранение. Как отмечал Барак Обама, пробивая «Закон о защите пациентов и доступном медобслуживании», из шести человек, занятых в этой отрасли, лечением занимается лишь один, а пятеро — процессом сбора денег.

Эндрю Вайсс: «Большой сделки не будет. И воспринимать это надо спокойно»

Вице-президент Фонда Карнеги — о том, как США и России выйти из кризиса отношений

Американское здравоохранение подобно монстру, охватившему щупальцами все ветви власти: от фармакологических концернов («большая фарма» — отрицательный персонаж Голливуда), диктующих цены потребителям гораздо выше себестоимости; врачей, связанных необходимостью выплачивать по кредитам за обучение (самого дорогостоящего профессионального обучения в стране) и потому заинтересованных не в результате, а в бесконечном процессе лечения пациентов; страховых компаний, каждый год меняющих запутанные реестры услуг и расценок, до производителей самой дорогостоящей рекламы, заполняющей лучший эфирный прайм-тайм.

Монстру необходим постоянный рост цен. Огромные денежные средства идут на развитие отрасли: научные открытия, лекарства и технологии. Но и бюрократии (с ее халатностью) с ростом цен не становится меньше.

Политики, звезды шоу-бизнеса, олигархи и их семьи охотно лечатся в США. Для рядовых американцев серьезное лечение может грозить распродажей имущества и банкротством. Звучит невероятно, однако до «Обамакер» некоторые американцы отправлялись за границу, например, в Мексику — лечить зубы, а в Индию — на операции. И, представьте, выходило дешевле. Еще один здешний феномен: люди вызывали скорую помощь, когда было достаточно просто пойти к врачу. Дело в том, что на «скорой» помогают всем, не глядя на страховку, а уж потом разбираются с оплатой, а обычный доктор без страховки и без денег не примет. Бизнес — ничего личного!

Для малоимущих предусмотрена программа Medicaid — бесплатная страховка. Чтобы ее получить, ваш доход должен составлять не более 138% от прожиточного минимума (из расчета годовой зарплаты). В 2017 году для одного человека порог составляет $16 394, для семьи из трех человек — $27 821. Если заработали больше, будьте любезны, платите! Многие смекнули: выгоднее стать «хроническим пациентом государства» — пособие по безработице, талоны на питание и товары, бесплатная страховка, экономичное жилье. Зачем тогда вообще работать?

Финансово поддерживать Medicare и Mediaid, возникшие в 60-е годы прошлого века при президенте-демократе Джонсоне, государству все сложнее.

Трампкер

Реформа «Обамакер» установила обязательную медицинскую страховку для всех граждан и лиц, постоянно проживающих в Америке, запретила страховым компаниям отказывать в страховании хронически больным и беременным, разрешила детям пользоваться страховками родителей до 26 лет (раньше — до 18-ти). Если не приобрели страховку, платите штраф! Он рос-рос и в этом году составил в среднем 995 долларов. Все равно это дешевле, чем покупать страховку. Немало людей предпочли штраф. Но в случае болезни — как в анекдоте: «Выбирайте, какую ногу вам лечить». Приходится работать в нескольких местах, чтобы платить в рассрочку за лечение.

Обама «хотел как лучше». До реформы 16% американцев не имели страховки, сейчас это показатель упал вдвое. Государство увеличило субсидии на приобретение медицинских полисов. По оценке бюджетного управления конгресса, реформа будет стоить казне не 900 миллиардов долларов, заявленных Обамой, а 2 триллиона.

Главный негативный итог — для тех, кого называют «нижний порог среднего класса», для самой что ни на есть «трудовой Америки» страховка подорожала, а количество услуг, покрываемых страховым полисом, уменьшилось. Примерно половина работающих американцев получали страховку на работе. Для этого необходимо отработать 40 часов в неделю на одну компанию, в штате которой не менее 50 человек. Чем крупнее компания, тем больше она предлагала разных медицинских планов. Сотрудник получает страховку на себя и семью, компания удерживает часть зарплаты, оплачивая бОльшую стоимость страховки и потом списывая налоги.

Однако три из пяти крупнейших страховых компаний США в этом году объявили о сокращении своего участия в «Обамакер», ссылаясь на убытки почти $1,5 млрд. Ежемесячные расходы на оплату медицинских услуг в 2014-2015 годах, по данным ассоциации Blue Cross Blue Shield, оказались выше прогнозов страховых компаний на 22%. В течение 2017 года страховые компании поднимают размер взносов на 24%. Работодатели сокращают все: качество и количество страховок, рабочие недели — с 40 до 30 часов и штат постоянных сотрудников меньше порога в 50 человек, вынуждая американцев самим приобретать полисы. В 5 штатах осталось всего по одной страховой компании, участвующей в программе «Обамакер». По данным сайта Fact Check.org, в штате Аризона цена медстраховки возросла вдвое. И повсеместно выросли суммы, которые американцы должны выплачивать врачам и аптекам сверх ежемесячных взносов за страховки.

Что взамен предлагают республиканцы? Отменить обязательное страхование, сократить прямое госсубсидирование, в том числе для пожилых людей. Трамп предложил, чтобы пациентам были предоставлены налоговые субсидии, и они могли самостоятельно выбирать страховые полисы, а не приобретать те, которые были, как он выразился, «навязаны правительством». Ранее указом президент запретил государственные субсидии на политику «планирования семьи» (эвфемизм «прерывания беременности»).

По оценке Бюджетного управления конгресса, «Трампкер» лишит медстраховки 24 млн американцев, к 2026 году общее число незастрахованных превысит 50 млн.

Дважды обжегшись на вашингтонской политической кухне (с мусульманскими визитерами и обамовской медстраховкой), Трамп решил на время сменить меню. На очереди — налоговая реформа. Однако зная упрямый характер хозяина Белого дома, можно не сомневаться: поражения он не забыл и постарается взять реванш. Так что в кампании «Трампкер против Обамакер» — продолжение следует.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow