СюжетыПолитика

Хафтар ближе к телу

Европа опасается, что Россия реализует в Ливии «сирийский сценарий» — друг-диктатор на примете уже есть

Этот материал вышел в номере № 34 от 3 апреля 2017
Читать
На фоне продолжающегося сирийского кризиса в Европе нарастает обеспокоенность ситуацией в Ливии. Это понятно: именно «плывуны» из Ливии пополняют лагеря беженцев на юге Италии. Причем, как и в случае с Сирией, проблема все больше связывается с вмешательством России. Москва все отрицает, но Запад это не успокаивает — ​там привыкли к алгоритму действий московских спикеров, которые сначала опровергают какие-то факты, затем постепенно признают их и даже делают важными аргументами в оправдание своей политики.

Ливийская угроза для Европы

Евросоюз резко активизируется на ливийском направлении: в начале марта канцлер Германии Ангела Меркель посетила две соседние с Ливией страны — ​Тунис и Египет — ​с целью наладить взаимодействие, прежде всего, по предотвращению нелегальной миграции беженцев в Европу. 26 марта газета Die Welt am Sonntag сообщила о готовности ЕС «защитить южную границу Ливии». Это возможно только с согласия ливийского правительства. Кстати, ему европейцы планируют поставить вертолеты, дроны и спутниковые телефоны для наблюдения за перемещением беженцев на границе Ливии с Нигером, Чадом и Суданом. Это отнюдь не означает отказ ЕС принимать беженцев в принципе. Просто они должны прибывать в Европу легальным путем.

В некое замешательство европейских политиков ввела в последнее время и информация о появлении в Ливии российских «добровольцев» — ​то ли спецназовцев, то ли сотрудников частной компании, специализирующихся на разминировании. Как бы то ни было, но сразу поползли слухи о возможной попытке России реализовать в Ливии «сирийский сценарий». Тем более что ситуация там еще более запутана, чем в Сирии.

Два правительства, парламент и фельдмаршал

14 марта в столице страны Триполи возобновились масштабные боестолкновения между армейскими подразделениями созданного при содействии ООН правительства (правительство национального согласия собралось 2 января 2016 года в Тунисе под руководством премьер-министра Фаиза Сараджа, переехало в Триполи 30 марта 2016 года) и вооруженными формированиями исламистов. Последние, кстати, разместили в столице свое никем не признанное альтернативное правительство.

Третий центр власти — ​избранный в 2014 году парламент, переехавший на восток страны в город Тобрук. Все три центра власти находятся как минимум в конфликте друг с другом, а порой и в открытом противоборстве, как это происходило недавно в Триполи. Однако правительство Сараджа и руководство парламента в Тобруке время от времени пытаются найти общий язык для нормализации ситуации в стране и противостояния исламским экстремистам.

Халифа Хафтар. Фото: Reuters
Халифа Хафтар. Фото: Reuters

В этих условиях на роль «сильного человека» (strong man), способного навести порядок, начал претендовать Халифа Хафтар, генерал из ближайшего круга бывшего диктатора Муаммара Каддафи. В 80-е годы любимец диктатора в одночасье стал его противником, покинул Ливию, провел немало лет в США. В 2011 году — ​с началом восстания против Каддафи — ​Хафтар вернулся и возглавил повстанцев на востоке страны. Его решимость в борьбе с исламистами импонировала многим: его авторитет начал расти на востоке, где жители выступали против боевиков «Исламского государства» и местного филиала «Аль-Каиды» — ​«Ансар Аль-Шариа» (организация, запрещенная на территории РФ). В марте 2015 года парламент в Тобруке назначил Хафтара командующим Ливийской национальной армией. Правительство в Триполи отвергло это назначение, назвав Хафтара «военным преступником». После захвата армией Хафтара нефтяных терминалов на востоке глава парламента повысил его в звании: из генерал-лейтенанта — сразу в фельдмаршалы.

В условиях, когда полномочия парламента истекли еще в конце 2015 года, а правительство нацсогласия (поддержанное ЕС, США и ООН) не признает Хафтара главнокомандующим, фельдмаршал все громче заявляет о себе как о самостоятельной силе. И протягивает руку Москве, обещая обеспечить влияние России на нефтеносном востоке Ливии.

Понятно, откуда у Хафтара такая тяга к Москве. В 70-е годы он не только частенько посещал СССР, но и учился в одной из советских военных академий. В свои 74 года фельдмаршал явно не стремится изменять взглядам, которые журналисты определяют как «военно-светские и левосоциалистические». Не случайно многие в Ливии, да и в Европе, именуют Хафтара «вторым Каддафи» или «ливийским Башаром Асадом».

Хафтар ставит на Шойгу

С учетом ставки Москвы на геополитику и силовые подходы к конфликтам на Ближнем Востоке, российские стратеги не могут проигнорировать протянутую, словно из советского далёка, «руку дружбы» столь понятного им фельдмаршала. И это, несмотря на риск противопоставить Москву международно признанному правительству в Триполи.

Есть и другой политический риск: последние вспышки боевых действий на востоке показали, что армия Хафтара отнюдь не так сильна, как многие думали.

Чтобы выжить, расширить зону своего контроля и начать постепенно выполнять свои посулы Москве, фельдмаршалу необходимо оружие. Проблема, однако, в том, что в отношении Ливии продолжает действовать оружейное эмбарго ООН, из-под которого может быть выведена только армия официально признанного правительства.

Россия утверждает, что не намерена нарушать международные санкции. Но и отторгать фельдмаршала, обещающего восстановить военные (база ВМФ) и экономические позиции России в Ливии (а значит, и в Средиземноморье в целом) Москва не готова. Не случайно глава Минобороны РФ Сергей Шойгу недавно добавил Ливию к числу арабских стран, представляющих особый интерес для его ведомства. Это произошло после того, как во второй половине 2016 года в Москву зачастили сам Хафтар и его посланники. А 11 января 2017 года была организована публичная демонстрация «боевого братства» Минобороны РФ и ливийского фельдмаршала: Хафтар взошел на палубу российского авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», откуда провел сеанс видеосвязи с Шойгу. Газета The Times утверждает, что именно там, на крейсере, Хафтар якобы передал российской стороне список необходимого оружия. При этом, пишет газета, Россия якобы пообещала лоббировать снятие оружейного эмбарго ООН не только для правительства, но и других центров власти в Ливии.

Между тем в начале марта ситуация на востоке Ливии развивалась не в пользу армии Хафтара, которая уступила группировке «Бригады обороны Бенгази» города Сидр и Рас-Лануф. Победители тогда заявили, что передают отвоеванные у фельдмаршала нефтяные объекты правительству национального единства. 14 марта глава парламента в Тобруке Акиля Салех Иса, союзник Хафтара, обратился к России за помощью. Он заявил следующее: «Мы попросили российское правительство помочь нам в обучении военнослужащих, ремонте военной техники… потому что большинство наших офицеров обучались в России и знают, как использовать российскую технику. Нам обещали помочь в борьбе с терроризмом».

Именно в этом контексте появляется и широко тиражируется в западной прессе информация о появлении на границе с Ливией и на востоке этой страны российского спецназа и неких «частных» саперов. Москва, как мы уже отмечали, пока отрицает эту информацию. А европейцы и американцы начинают заметно паниковать, подозревая Россию в намерении воплотить в Ливии «сирийский вариант». То есть под предлогом борьбы с терроризмом начать оказывать военную помощь (скорее всего, скрытно) своему «законному партнеру», который, по сути, противостоит правительству национального единства в Триполи. Получив такую поддержку, Хафтар, вполне вероятно, провозгласит своей целью «полное освобождение Ливии от террористов», что может означать его поход и на Триполи с целью покончить с двоевластием.

Европейцы в тревоге: укрепление позиций Хафтара вне контекста политического примирения центров власти в Ливии как минимум будет означать обострение военного противостояния, следствием чего станет возрастание числа беженцев в Европу. С перспективой появления в Бенгази российской военно-морской базы. И, вполне вероятно, с перспективой восстановления в Ливии авторитарно-диктаторского режима.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow