Информация о задержаниях начала поступать около недели назад и была перепроверена нами и подтверждена беспрецедентно большим количеством источников: в МВД по ЧР, в администрации главы республики, в УФСБ по Чечне, в прокуратуре Чечни, наконец, местными ЛГБТ-активистами. Некоторые из них были задержаны и покинули республику после того, как их выпустили (крайне редкий случай). Некоторые уехали после того, как были задержаны их друзья и знакомые. Задержания проводятся в различных населенных пунктах, не только в Грозном.
Среди задержанных — представители чеченского муфтията, включая известных, влиятельных и близких к главе республике религиозных деятелей, а также двое известных чеченских телеведущих.
Безусловно, все эти люди никоим образом не демонстрировали своей особой сексуальной ориентации — на Кавказе это равносильно смертному приговору. Однако в традиционном чеченском обществе, между членами которого чрезвычайно короткие социальные дистанции, такого рода вещи узнаются быстро, как их ни скрывай.
Чеченские пользователи соцсетей панически покидают закрытые тематические группы в мессенджерах, закрывают аккаунты в соцсетях. Однако, некоторые, рискуя, пытаются предупредить других об угрозе.
сообщение из вконтакте
(орфография и пунктуация оригинала)
«Саламу алейкум всем!
Не думал что вновь напишу сюда но теперь, когда в теме одна цепочка и если подставят одного то его пытают до тех пор, пока он не сдаст еще других и это может коснуться и меня думаю, будет правильно если я предупрежу.
Тут часто появляются посты про подставы (имеются в виду провокации с целью выявления людей гомосексуальной ориентации. — прим. Е. М.) и я некоторое время назад пытался найти жертв этих подстав. Когда не нашел ни одного, подумал это все не правда. Теперь я понимаю, почему я не нашел ни одного, которого подставили в Чечне. К сожалению многие убиты.
Убиты не просто молодые ребята но даже и взрослые мужчины которым за 50 лет. Среди них есть и известные личности в Чечне.
На разных мероприятиях, телевизионных выпусках, в конкурсах участвовали. Не хочу называть их имена. Самому младщему 16 лет. Он с нашего села. Буквально на днях его привезли весь избитый, просто мешок с костями. Бросили во двор и сказали чтобы его убили. Он до сих пор говорят не пришел в себя и врядли придет. Не знаю как они объясняют почему они так поступают, их попросят предъявить доказательства того, что наш сын или брат такой.
В Чечне ведь строго оклеветать кого бы то ни было без весомых доказательств. Можно и самому остаться без штанов. Тем более поднять руку на мужика и оклеветать его в гомосексуализме это вообще позор на многие века. Я не знаю как они это объясняют но это хрень происходит. Источник натурал, военный родственник мой который буквально сегодня утром рассказал мне об этом. Я ошибался когда говорил здесь и писал что подстав нет. Они есть и как никогда у них сейчас развязаны руки. Будьте предельно осторожны и удалите свои сомнительные связи.
Главное, не снимайте посуточные квартиры, вероятно всех риэлторов вынуждают ставить камеры в квартирах и подобным образом они получают компромат на жертв. А риэлторы с Чечни пойдут на все лишь бы не потерять свой бизнес да и кто осмелится возразить военным нашим. Будьте очень осторожны пожалуйста. Это мой последний пост тут».
У жителей Чечни, ставших жертвами преследования — пусть даже по одному лишь подозрению в нетрадиционной сексуальной ориентации — крайне мало шансов остаться в живых.
Семье достаточно сообщить о причине задержания, и родственники не будут обращаться с жалобами в официальные инстанции, а факты задержания и даже убийства своих близких будут тщательно скрывать.
Известно, что некоторых задержанных отпускают за «недоказанностью». Однако и в этом случае им грозит опасность, которая исходит как раз от родственников. В Чечне до сих пор распространен древний обычай «убийства чести» — это мера, позволяющая смыть позор с семьи посредством убийства виновника этого позора.
Наши источники в чеченских спецслужбах категорично связали волну задержаний, которую назвали «профилактической зачисткой», с другой волной — информационной.
В начале марта на Кавказе российские ЛГБТ-активисты, участники проекта GayRussia.ru в рамках своей общероссийской судебной кампании, подали заявления о намерении провести серию гей-парадов в четырех городах Северо-Кавказского федерального округа. Так, 9 марта проживающий в Свердловской области ЛГБТ-активист Владимир Климов прислал по почте в администрацию Нальчика и областную администрацию Кабардино-Балкарии «уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия». В уведомлении было указано, что шествие планируется провести по главным улицам в историческом центре Нальчика, предполагаемое количество участников мероприятия — 300 человек (в распоряжении «Новой газеты» есть скан заявления). Администрация Нальчика предсказуемо ответила отказом. Собственно, именно этого, заявители, судя по всему, и добивались. Аналогичные заявления также были поданы московскими ЛГБТ-активистами 9 и 10 марта в Черкеске, в Ставрополе и в Майкопе..
Информация о намерении активистов проекта GayRussia.ru (руководитель проекта известный московский ЛГБТ-активист Николай Алексеев) провести гей-прайды в регионах Кавказа попала в СМИ. На всем Кавказе это известие вызвало массовые протесты, где выступающие демонстрировали высокий уровень агрессии. В соцсетях появились выполненные с разной степенью креативности ролики и призывы к убийству людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Именно в это время в Чечне была дана команда на «профилактическую зачистку» и дело дошло до реальных убийств.
Николай Алексеев сказал «Новой газете», что посредством подачи заявок на проведение парадов в различных регионах России он борется за свои конституционные права, за свободу собраний и за отмену закона о запрете гей-пропаганды. «Мы больше не проводим несогласованных гей-парадов, — заявил он «Новой газете». — Раньше проводили, теперь — нет. Мы добиваемся от государства согласования наших акций и обеспечения безопасности для их участников. Но каждый раз, когда мы подаем заявление, мы, конечно же, готовимся к гей-параду на случай, если наша заявка будет согласована».
На уточняющие вопросы «Новой газеты», почему в заявке фигурирует 300 человек и сколько именно местных ЛГБТ-активистов планировали выйти на гей-парады в Нальчике, Черкеске, Майкопе или хотя бы в Ставрополе, Алексеев не смог ответить ничего конкретного. Он пояснил, что в случае согласования акции и обеспечения безопасности московские и питерские активисты были готовы сами приехать на Кавказ и участвовать в гей-парадах.
При этом ни Алексеев, ни его юристы не приехали в Нальчик ни для подачи уведомления, ни на предварительное слушание по иску об отказе в проведении гей-парада в этом кавказском городе. Алексеев заметил, что это связано не только с загруженностью, но и с соображениями личной безопасности. После того как стало известно о заявке на проведение гей-прайда в Нальчике и других городах СКФО, он получил «огромное количество угроз по всем возможным видам коммуникации».
Алексеев, помимо активистской деятельности, известен своими многочисленными исками, поданными в суды в самых разных регионах страны: каждый отказ на согласование акции он обжалует в российских судах, затем жалоба направляется в Европейский суд по правам человека.
В 2011 году Алексеев выиграл первую свою жалобу в Страсбурге, компенсация составила 29 тысяч евро.
На данный момент ЕСПЧ коммуницировал еще две аналогичные его жалобы, компенсация за которые, по мнению координатора «Гендерной программы» фонда Белля Ирины Костериной, может составить до 100 000 евро.
Кроме того, по словам Алексеева, сейчас готовится третья, «беспрецедентная по масштабам» волна жалоб, в которую, судя по всему, попали и случаи отказов в кавказских городах. По словам Алексеева, «судебные процессы по признанию отказов в проведении гей-парадов незаконными, идут в 95 городах, исками за неполный год мы охватили 78 из 89 регионов России». Алексеев подтвердил, что жалобы по всем регионам будут направлены в ЕСПЧ, но затруднился назвать затребованную сумму компенсаций за судебные издержки и за моральный вред.
На вопрос «Новой газеты», известно ли ему о том, что его заявления о намерении провести гей-парады на Кавказе спровоцировали преследования местных представителей ЛГБТ, а в Чечне привели к массовым задержаниям и убийствам, Алексеев ответил, что корреспондент «Новой газеты» «спекулирует непроверенной информацией, оперирует голословными фактами, и лично ему о таких преследованиях и последствиях его действий ничего не известно».
Можно понять, почему Алексеев, борец за права ЛГБТ, до сих пор не имеет тех самых «проверенных фактов». Дело в том, что как следует встряхнув патриархальный Кавказ, он никак не обеспечил своим сторонникам там хотя бы минимального прикрытия, хотя бы каких-то каналов для отступления.
Совершенно не зная и не понимая местной специфики, он, видимо, просто не учел, какие последствия для людей могут быть всего от одного только уведомления о намерении, реализовывать которое никто и не собирался. Проблема в том, что на Кавказе слово еще принимают всерьез.
В серьезности намерений Алексеева не сомневались те, кто объявил реальную охоту на местные ЛГБТ-сообщества.
Пример видео с угрозами ЛГБТ-активистам, распространяемых в чеченских WhatsApp-пабликах
«Новой газете» известно, что другие российские ЛГБТ-организации (проект GayRussia.ru в этом не участвует) в данный момент создали горячую линию, получают сообщения о преследовании жителей Чечни и готовы эвакуировать людей.
«Новая газета» готовит заявление в СКР и Генеральную прокуратуру, а также в администрацию президента Российской Федерации. Мы намерены предоставить следствию персональные данные (ФИО, место работы, место жительства) убитых и потребовать возбуждения уголовного дела, так как только в рамках уголовного дела возможно проведение эксгумации для установления точной причины смерти людей.