Комментарий · Культура

Святых внесли

РПЦ признала святого Патрика и некоторых других западных святых. Зачем?

Этот материал вышел в № 25 от 13 марта 2017
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 25 от 13 марта 2017

13:39, 11 марта 2017Александр Солдатов, специально для «Новой»

17204

13:39, 11 марта 2017Александр Солдатов, специально для «Новой»

17204

Фото: ТАСС

Целых два года работала специальная комиссия Московской патриархии по упорядочиванию ее месяцеслова (официального календаря с днями памяти святых), которую возглавляет митрополит Климент — официальный оппонент патриарха Кирилла на патриарших выборах 2009 года. 9 марта на заседании Синода РПЦ МП в Свято-Даниловом монастыре комиссия представила первый список западных святых, которых отныне внесут во все календари Московского патриархата. Предполагается, что комиссия продолжит работу и дальше, и русский месяцеслов будет постоянно пополняться «вновь выявленными» именами западноевропейских подвижников христианского благочестия.

Оттенок сенсационности решению Синода придало наличие в утвержденном списке «святителя Патрикия, просветителя Ирландии (память 17/30 марта)». Да, в официальный календарь РПЦ МП теперь вошел знаменитый День святого Патрика, который отмечается во всем мире как раз 17 марта. Правда, дробь в дате означает, что Московская патриархия признает эту дату корректной по старому, юлианскому стилю, а по новому, григорианскому, введенному в России в 1918 году, она соответствует 30 марту. То есть благочестивым русским православным христианам предписывается праздновать День св. Патрика все-таки не с остальным христианским миром, а по-своему — на 13 дней позже, так же, как, например, Рождество.

Католическая церковь отмечает День св. Патрика сравнительно недавно, с XVII в., а в Ирландии он является национальным праздником. Поскольку национальным цветом Ирландии считается зеленый, то участники праздника стараются облачаться в зеленые одежды, а символом праздника служит трилистник — листок клевера, или Крест святого Патрика, знаменующий Святую Троицу. В разных городах мира, особенно в Нью-Йорке и Бостоне, где живет много этнических ирландцев, в этот день устраиваются красочные шествия. Но в современном мире это не столько ирландский праздник, сколько день «альтернативной» культуры, связанный с антикапиталистическим протестом. Ирландский народ, ведущий борьбу с «британскими угнетателями», воспринимается как символ освободительного движения, а древняя кельтская культура, духовно питающая эту борьбу, как «альтернативная» природная религия, по сути — новое язычество, переосмысленное в формах New Age. На празднике принято употреблять много пива, родиной которого празднующие считают Ирландию.

Понятно, что к собственно святому Патрику, который имел романское происхождение и был христианским аскетом, современная субкультура Дня св. Патрика, развившаяся в Америке, имеет довольно отдаленное отношение.

Но вернемся к решению Синода. Помимо Патрика в нем перечислено 15 святых — в основном французских (Пофин, Бландина, Понтик, Епиподий Лионские, Сатурнин Тулузский, Виктор Марсельский, Женевьева и Герман Парижские и др.). В список попал и один английский святой — Албан Британский. Все они либо мученики, пострадавшие в эпоху гонений от языческих императоров Рима (II—IV вв.), либо просветители народов Запада, или подвижники-монахи. Самый поздний по времени жизни святой в списке — преподобный Прокопий Сазавский — скончался в 1053 году, то есть за год до окончательного официального разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). На современном экуменическом языке таких подвижников принято называть «святыми древней неразделенной церкви».

Безусловно, их внесение в русский православный месяцеслов будет с одобрением воспринято в Римско-католической церкви. В этом контексте решение Синода можно считать новым шагом на том пути, на котором год назад в Гаване была подписана совместная декларация папы Франциска и патриарха Кирилла.

Нынешний предстоятель РПЦ унаследовал от своего духовного отца — митрополита Никодима, скончавшегося на приеме у папы Римского, — искреннюю симпатию к католицизму и считает преодоление разделения христианского мира своей исторической миссией. Действовать более быстро и открыто ему мешают лишь консервативная настроенность основной части паствы и изоляционистский курс Кремля.

С другой стороны ,

увеличение числа западных святых в календаре РПЦ отражает процесс увеличения числа приходов этой церкви в странах Запада

 Изоляционизм изоляционизмом, а масса отставных российских чиновников, завершивших «первоначальное накопление» бизнесменов или, по крайней мере, членов их семей предпочитает жить на Западе. Церковь же традиционно является местом притяжения диаспоры, своего рода культурным центром и клубом общения. Однако новые русские приходы на Западе возникают в уже сложившемся духовно-культурном ландшафте, с местными чтимыми святыми, к которым православная церковь должна как-то выразить свое отношение. И самым естественным отношением является их принятие как тех самых «святых древней неразделенной церкви», так сказать — каноническое освоение этих святых.

Начало работе по такому освоению положил великий святой Русской зарубежной церкви святитель Иоанн (Максимович), который еще в 1952 году сделал Архиерейскому синоду в Нью-Йорке доклад о забытых святых Запада. С тех пор в календарях Русской зарубежной церкви печаталось значительно больше непривычных для русского слуха имен, чем в календарях издания Московской патриархии. Теперь Русская зарубежная церковь в значительной мере поглощена Москвой, и миссия по «православному освоению» Запада переходит к ней.

Но почему особое внимание в нынешнем списке уделено Франции? Тут явно слышится отголосок недавнего визита в Париж патриарха Кирилла, который освятил в центре французской столицы новый грандиозный русский собор.

В Москве всерьез рассчитывают, что к власти во Франции идут ультраконсервативные силы, а значит, именно эта страна имеет шансы стать точкой опоры для усиления влияния Кремля на Западе. И почему бы не опереться в этом расчете на помощь древних западных святых?

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#рпц #идеология

важно

час назад

Что произошло за ночь 6 апреля. Коротко

важно

16 часов назад

Навальный рассказал об ухудшении своего состояния и случаях заболевания туберкулезом в отряде колонии

выпуск

№ 36 от 5 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 36 от 5 апреля 2021
  • № 35 от 2 апреля 2021
    № 35 от 2 апреля 2021
  • № 34 от 31 марта 2021
    № 34 от 31 марта 2021
  • № 33 от 29 марта 2021
    № 33 от 29 марта 2021
  • № 32 от 26 марта 2021
    № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Колонка

Боль как норма В Ростовской области покончил c собой настоятель храма Дмитрия Донского протоиерей Андрей Немыкин

308531

2.
Сюжеты

Культурно посидели, попили-поели Нарушения почти на полмиллиарда рублей нашли аудиторы Контрольно-счетной палаты в работе администрации Адмиралтейского района Петербурга

252275

3.
Комментарий

Кто должен мыть полы в бараках? Мария Бутина, обличая Навального, вскрыла преступление в покровской ИК-2. Объясняет Ирек Муртазин

245599

4.
Сюжеты

«Всю ночь стоишь по колено в крови, и я потребовал отдыха» Признания участников спецгрупп НКВД и исполнителей расстрелов советских граждан. Украина продолжает открывать архивы Большого террора

188441

5.
Сюжеты

Да вас просто надули! Президент России и губернатор Петербурга не могут справиться с частными управляющими компаниями северной столицы

173816

6.
Репортажи

Принеси, подай, дай денег — не мешай Ролевая модель взаимоотношений России и Абхазии: республика считает себя независимой страной, но ее бюджет зависит от Москвы на 60 процентов

132259

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera