СюжетыПолитика

У Трампа свой глобус

Президент США претворяет в жизнь лозунг «Америка прежде всего»

Этот материал вышел в номере № 8 от 27 января 2017
Читать
У Трампа свой глобус
Фото: EPA
Вступив в должность главы государства, Дональд Трамп не стал тянуть с выполнением предвыборных обещаний. Подписаны указы о выходе из программы Транстихоокеанского партнерства, строительстве стены на границе с Мексикой, запрете на въезд в Америку граждан Сирии и других стран, «склонных к терроризму».

Но если стена на границе с Мексикой или разрешение на строительство крупных нефтепроводов, замороженных при Обаме, — это проблемы внутриштатовские, то выход из Транстихоокеанского партнерства (TTП) стал символом того, что в мировой политике наступают новые времена.

Поддержан профсоюзами и Сандерсом

Подписывая указ, новый президент сказал, что выход США из соглашения вернет в страну американские компании и создаст рабочие места. Представители профсоюзов, приглашенные в Белый дом, встретили его слова аплодисментами. Трамп заявил, что теперь низкооплачиваемые работники во Вьетнаме и Малайзии не станут конкурировать с американскими рабочими. Сенатор Берни Сандерс, сторонник «скандинавской модели социализма», недавний соперник Хиллари Клинтон, публично пообещал сотрудничать с Трампом, если президент «продолжит защищать людей труда».

В тени Нового света

В тени Нового света

Что там у европейцев? Терроризм, мигранты, Brexit, свободная торговля и правый популизм — как Евросоюз решает старые проблемы в новую трансатлантическую эпоху

На Транстихоокеанском партнерстве Трамп не намерен останавливаться. В ближайшее время собирается с президентом Мексики и премьером Канады пересмотреть условия еще одного соглашения о торговле без тарифов и ограничений — NAFTA (Североамериканское соглашение о свободной торговле), действующего с 1993 года. «Это худшая сделка, заключенная Америкой», — так он отозвался о совместном труде двух администраций: Джорджа Буша-старшего, договорившегося о создании зоны свободной торговли с соседними странами, и Билла Клинтона, добившегося ратификации соглашения Конгрессом. NAFTA, убежден президент, нанесло огромный ущерб так называемому «ржавому поясу» Америки, получившему такое прозвище после закрытия заводов и фабрик, переноса капитала и производств за рубеж. Самые убежденные сторонники Трампа, голосовавшие за него еще на первичных выборах, родом из этих мест.

И, наконец, еще одна будущая жертва — соглашение с Европейским союзом — TTИП (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство), которое партнеры по обе стороны Атлантики только-только начали согласовывать. «Теперь оно стало историей», — убежден Бернард Ланге, председатель комитета по международной торговле Европейского парламента. Трамп, выведя США из TTП, одновременно фактически хоронит и TTИП. Одним росчерком пера меняется курс на развитие глобального рынка, как понимали его предшественники Трампа — республиканцы Буши, старший и младший, и демократы Клинтон и Обама, на протяжении последних десятилетий стремившиеся создавать зоны свободной торговли и заручившиеся в этом поддержкой капитанов американского бизнеса и финансистов с Уолл-стрит.

Ковбои глобализации

Ковбои глобализации

Европейский союз и США готовятся создать крупнейшую в истории зону свободной торговли

Времена изменились. Торговую политику Трамп собирается строить на основе двусторонних отношений. Он пообещал, что США станут крутыми переговорщиками. «Мы будем торговаться, но будем это делать один на один, и если кто-то поведет себя с нами неверно, мы отправим письмо-уведомление об окончании (переговоров) и определим срок в 30 дней. Или они исправляют свою позицию, или мы просто уходим», — так президент разъяснил принципы новой международной торговой политики «с позиции силы» профсоюзным лидерам, приглашенным в Белый дом.

Транстихоокеанское партнерство

…объединило 12 стран, представляющих 40% общего объема мировой экономики и 20% мировой торговли — от Канады и Чили до Австралии и Японии (Китай и Россию не позвали). Соглашение, заключенное с международными партнерами более года назад администрацией Обамы, так и не было ратифицировано Сенатом. Замечу, что по этому вопросу законодатели — республиканцы и демократы — занимали позиции не по идеологическому, а по «географическому» принципу. Представители «рабочих» штатов, чья экономика пострадала от переноса производства за океан, выступали против нового торгового соглашения. Лоббисты крупного капитала, выигрывавшего от дешевой рабочей силы, снятия тарифных барьеров и проникновения на новые рынки, двумя руками — «за». Получилось, что многие конгрессмены-демократы стали противниками TTП и выступили против плана Обамы. Ну а республиканцы, хотя и называют себя сторонниками полной свободы рынка, блокировали практически все инициативы Обамы.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Если бы все получилось, TTП стало бы весомым подкреплением «поворота к Азии» — программного лозунга команды Обамы. В Белом доме работали над соглашением почти 8 лет. По оценкам вашингтонского института Брукингса, экономический эффект от реализации самого масштабного в истории регионального экономического проекта приносил бы США ежегодную прибыль в $77 млрд, Япония выигрывала бы еще больше — $105 млрд. Любопытно, что кандидат на пост госсекретаря Рекс Тиллерсон, в прошлом глава Exxon Mobile, заявил, что он не является противником договора.

Теперь американский бизнес — от автопрома и производителей мобильных телефонов до фермеров — теряет новые рынки в Азии. Соглашение защищало интеллектуальную собственность американских производителей и предусматривало обязательство всех подписавших его стран соблюдать права человека и защищать окружающую среду.

В отличие от профсоюзов и политиков либерального крыла, многие однопартийцы Трампа — республиканцы, традиционно поддерживающие рынок, решение президента не поддержали.

«Я не вижу никаких преимуществ в том, что нашу страну пытаются затащить внутрь раковины», — образно выразился один из лидеров сенатского большинства Джон Корнин из Техаса. «Ужасная ошибка» — это уже Джон Маккейн. Сенатор из Аризоны отмечает: «Это решение лишает возможностей продвигать американский экспорт, снизить торговые барьеры, открывать новые рынки, а также защищать американские изобретения и инновации».

«Китайский синдром»

Помимо экономического эффекта от реализации соглашения, США увеличивали политическое влияние в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе в противовес мощному росту Китая — экономическому, а теперь еще и военному.

Теперь, отмечают американские СМИ, после отказа США от ТТП, неизбежно образуется вакуум, и альтернативой торгового союза в этом регионе станет программа Всестороннее региональное экономическое партнерство, объединяющее Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию и другие страны региона. Америки здесь нет, да ее и не звали. Это был китайский ответ ТТП, но без включения в соглашение обязательств по правам человека и защите окружающей среды. Если соглашение будет принято, оно объединит государства, представляющие 46% населения планеты и 24% глобального ВВП.

В отличие от Трампа, глава Поднебесной Си Цзиньпин на недавнем форуме в Давосе заявил, что Китай готов занять место лидера в вопросах свободной торговли, если Америка не хочет этим заниматься.

Решение Трампа особенно задело Японию. Премьер-министр Синдзо Абэ потратил массу усилий на то, чтобы парламент ратифицировал соглашение о свободной торговле. И японский парламент сделал это, а премьер обещал, что будет лоббировать TTП перед новой администрацией США. Страна восходящего солнца последней согласилась с условиями договора. Японцы пошли на то, чтобы открыть рынок для американской сельскохозяйственной продукции (за это решение премьер-министра Абэ нещадно критиковали). А также согласились конкурировать на свободном рынке с более дешевыми автомобилями мексиканской сборки. Абэ не успел поговорить с Трампом — США вышли из договора. Японцы чувствуют себя «потерявшими лицо».

Оставленные Америкой 11 стран Тихоокеанского партнерства думают, что делать дальше: продолжать программу без США, самораспуститься или идти в зону свободной торговли какой-то другой сверхдержавы. Какой именно? Ответ очевиден.

В борьбе с глобализмом Трамп действует эффективнее анархистов из движения «Оккупируй Уолл-стрит». Отказавшись от ТТП, фактически похоронив ТТИП и собираясь переписать NAFTA, новый президент демонстрирует миру, что он предельно серьезен в намерении загнать бизнес обратно в границы США.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow