СюжетыКультура

Как обмануть систему? Победит ли хороший врач плохого полицейского?

Сериал «Доктор Шанс»: смотреть или нет?

Этот материал вышел в номере № 5 от 20 января 2017
Читать
Как обмануть систему? Победит ли хороший врач плохого полицейского?
Кадр из сериала
  • Телесериал: «Доктор Шанс» (Chance). США, 2016
  • Жанр и действующие лица: драматический триллер; среди участников — психиатры и их пациенты, а также полицейские и гангстеры
  • Кто придумал: Кем Нанн
  • Кто участвует: Хью Лори (сериалы «Доктор Хаус», «Дживс и Вустер», «Ночной администратор»), Лиза Гэй Хэмилтон (сериалы «Карточный домик», «Гримм»), Пол Адельштейн (сериалы «Побег», «Частная практика», «Медиум»), Итан Сапли («Американская история Икс», «Эффект бабочки»), Стефания Оуэн («Милые кости», сериал «Дневники Кэрри»), Гретхен Мол («Тринадцатый этаж», «Донни Браско», сериал «Подпольная империя»), Дайан Фарр (сериалы «Числа», «Блудливая Калифорния»), Кларк Питерс («Ноттинг Хилл», «Планета Ка-Пэкс», сериалы «Прослушка», «Настоящий детектив»)
  • Продолжительность: 1 сезон

Доктор Элден Шанс (Хью Лори) живет в Сан-Франциско и работает психоневрологом. Большинство его пациентов страдают нервными расстройствами, возникшими как следствие физических травм. Однажды к Шансу приходит на консультацию Жаклин Блэкстоун (Гретхен Мол). Судя по ее рассказу, бывший супруг, полицейский детектив Рэймонд Блэкстоун (Пол Адельштейн), не хочет отпускать жену и намерен удерживать силой. Он избивает ее, грозится убить, и после побоев у героини развивается раздвоение личности.

Теперь их как бы двое: Жаклин — скромная преподавательница математики, а ее альтер эго — необузданная авантюристка Джеки. Первая хочет преодолеть душевную болезнь, вторая лечиться не желает, зато сам доктор ее привлекает. И хотя профессиональная этика напрочь запрещает психиатру заводить с пациентами даже подобие романов, наш герой не может забыть о роковой блондинке. Вскоре он уже готов ради нее рискнуть своей карьерой и жизнью.

Жанр нуара (от французского film noir — «черный фильм») был отличительной особенностью голливудской киноклассики 40–50-х, когда американский полицейский детектив, замешанный на сюжетах в духе Дэшила Хэммета или Раймонда Чандлера, вступил в альянс с изломанным и утонченным немецким экспрессионизмом (Фриц Ланг, Роберт Вине, Фридрих Мурнау и др.). Литературной основой нового сериала стал роман «Шанс» современного прозаика Кема Нанна. Романист сознательно использует черты нуара — жанра экзистенциальных ситуаций. По мере развития сюжета у героя не остается «хорошего» варианта выбора, но лишь разновидности плохих и очень плохих, и каждый из них чреват неприятностями.

Среди режиссеров эпизодов сериала по крайней мере двое в конце прошлого столетия успели поработать в аналогичном жанре: Майкл Леманн был постановщиком патопсихологического «Смертельного влечения», а Карл Фрэнклин снял саркастический неонуар «Дьявол в голубом платье». При этом создатели «Доктора Шанса» не просто опираются на давние кинематографические традиции, но даже их демонстративно подчеркивают. В истории о Жаклин-Джеки можно увидеть отголоски сюжетов «Дневной красавицы» Луиса Бунюэля и «Китайского квартала» Романа Поланского, а заглавный герой, например, сравнивает себя с персонажем фильма Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел» — драмы, где Марлен Дитрих сыграла фатальную Лолу-Лолу. Доктор из сериала нарушил правила, ступив на хрупкий лед отношений с пациенткой. Идти вперед смертельно опасно, назад пути нет. Как и учитель Рат из «Голубого ангела», Шанс прошел точку невозврата. Подобно герою «Головокружения» Альфреда Хичкока, он уже не в силах противиться судьбе.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

При подготовке перевода сериала российские дистрибьюторы нарочно изменили его название. К оригинальному «Chance» (фамилия героя произносится как «Ченс», а в переводе означает «случай», «шанс», «вероятность») добавили обозначение его профессии. Расчет был на то, что словосочетание «Доктор Шанс» напомнит о звездной роли Хью Лори в сериале «Доктор Хаус». Однако это — маркетинговый трюк, не более. Сам актер, выступив продюсером нового сериала, не желал бы сделать дубль. Поклонники таланта Лори уже заметили, что после завершения истории гениального доктора-вредины актер выбирает иных по характеру персонажей. К примеру, в недавнем «Ночном администраторе» он убедительно перевоплотился в безжалостного злодея — торговца оружием — и получил за роль «Золотой глобус».

В «Докторе Шансе» — еще один образ, не похожий на предыдущие. С Хаусом Шанса связывает только профессия, а в остальном они почти антагонисты. Доктор Элден Шанс с симпатией относится к людям, старается им помочь, порой даже во вред себе. Его чувство к Жаклин вырастает из желания врача спасти пациентку, дать ей возможность преодолеть опасный недуг. Авторы не героизируют своего персонажа и не наделяют его бойцовскими талантами. Шанс — слаб, ему страшно, он в отчаянии. У него почти нет шансов победить демона Жаклин, и тем ценнее его попытка дать отпор «грязному» копу, провоцирующему безумие пациентки…

Так уж вышло, что современная российская действительность и сегодняшние англо-американские сериалы — два непересекающихся множества. Ситкомы-мелодрамы умиляют кукольными конфликтами, юридические драмы (независимый суд, состязательный процесс, непредсказуемость вердикта) смахивают на репортажи откуда-то с планеты Марс, сериалы о первых лицах государства проникнуты невозможным в наших условиях социальным критицизмом, и даже качественные потусторонние монстры по степени кровожадности сильно уступают многим нашим народным избранникам. Лишь изредка близкие нам реалии попадают в поле зрения западных сценаристов — обычно в сюжетах, связанных с международной политикой, наподобие «Карточного домика» или «Мадам госсекретарь». А вот сериал «Доктор Шанс» представляет для российского зрителя дополнительный интерес благодаря теме полицейской коррупции, нам, увы, очень близкой. Главный анти­герой, детектив Рэймонд Блэкстоун, «крышует» подпольный секс-бизнес. Он ежедневно нарушает закон, у него в подручных — десятки гангстеров и… все равно в своем участке он считается образцовым копом.

«Он знает, как обмануть систему», — говорит Шанс и слышит в ответ: «Он и есть система». Любая попытка одолеть Блэкстоуна законным путем обречена. Так что для Шанса и его нового друга Ди (Итан Сапли) победить беззаконие можно, только если сам нарушишь закон и переиграешь Блэкстоуна на его же поле.

Телеканал Hulu, заранее заказавший два сезона, похоже, не ошибся в расчетах. Даже если история Жаклин-Джеки завершена и даже если главному герою удастся склеить две половинки ее распавшейся личности, устранив внешнюю угрозу, сценаристов это не остановит. Криминальный бизнес по-прежнему нуждается в «крыше», и место, которое занимал один продажный коп, займет другой продажный коп. Зло порождает зло, беззаконие провоцирует беззаконие, а потому сюжетов хватит на следующий сезон и еще останется на третий.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow