Отметив православное Рождество, питерский губернатор Георгий Полтавченко объявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора церкви решен. Горожан такое вероломство возмутило до предела — ведь еще в сентябре 2015 года тот же Полтавченко отказался передать собор петербургской митрополии, резонно сочтя это экономически нецелесообразным. «В случае передачи собора в пользование Санкт-Петербургской епархии все расходы по его содержанию, реставрации и охране лягут на собственника — город, что повлечет за собой сокращение финансирования социально значимых статей бюджета города. В сегодняшней экономической ситуации эти дополнительные траты в бюджете города не предусмотрены», — разъясняла тогда пресс-служба Смольного.
Возглавляемый Николаем Буровым «Музей четырех соборов» содержал не только себя, но и здание-памятник. Ежегодно Исаакиевский посещало свыше двух миллионов человек, выручка от продажи билетов превышала 436 миллионов рублей, а совокупный доход за 2016 год составил почти 800 миллионов, после уплаты налогов с этой суммы городская казна пополнялась на 50—70 миллионов.
И вдруг, после долгих январских праздников 2017 года, градоначальник заявил, что после передачи собора РПЦ дальнейшее его содержание будет осуществляться за счет церкви. Ему тут же возразила глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега: дескать, вопрос о том, на чьи средства будет содержаться собор, еще только предстоит прописать в договоре. И напомнила, что «церковь вправе рассчитывать на включение в целевую программу — федеральную или городскую — по получению субсидий на цели реставрации». При этом госпожа Чернега выразила надежду, что вопрос реставрации еще довольно долго можно будет считать неактуальным: «Храм находится в хорошем состоянии, и работы по его сохранению не потребуют больших вложений». Ну да, музей ежегодно из заработанных им средств вкладывал в реставрацию около 200 миллионов.
Последние сомнения развеял на недавней пресс-конференции вице-губернатор Михаил Мокрецов, заявивший, что все расходы по реставрации собора после его передачи РПЦ будет нести город: «Объект передается РПЦ в безвозмездное пользование, но его собственником остается город. Исходя из этого мы обязаны будем нести расходы по содержанию Исаакиевского собора как объекта охраны в надлежащем состоянии».
Вопрос решен
Пресс-конференция не внесла ясности в главный вопрос: кем, когда и на каком основании принято «окончательное решение», о котором объявил Полтавченко?
Более того, нет внятной информации о повторной заявке РПЦ. По закону поданные религиозными организациями заявления подлежат опубликованию в недельный срок с момента принятия их к рассмотрению. Но на сайте Комитета имущественных отношений такого заявления нет.
10 января ТАСС сообщил, что обращение было — но не к Полтавченко, а к премьер-министру Медведеву за подписью митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия — еще в апреле прошлого года.
Михаил Мокрецов от ответа на вопросы, издано ли какое распоряжение, почему на сайте КИО не опубликована заявка (закон требует публиковать именно саму заявку, а не просто информацию о ней), от кого и когда она поступила, уклонился. Чиновник признал, что обращение патриарха к Полтавченко было, но отказался сказать когда: «Оно ведь не мне было адресовано, поэтому не буду называть дату».
Договор, пообещал Мокрецов, будет прописан очень жестко, а в случае неисполнения закрепленных в нем условий документ о передаче собора в пользование РПЦ может быть расторгнут.
Богач-бедняк
Под напором журналистов чиновник вынужден был признать, что пока никто и не считал, во что обойдется городу содержание и реставрация собора и откуда необходимые средства возьмутся. Мокрецов говорит, что специалисты потом посчитают, сколько на Исаакий денег нужно.
Мы же пока посчитали, во сколько обходятся уже переданные РПЦ объекты. В рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (2012—2018 гг.), например, на сохранение памятников религиозного назначения отписано 20 миллиардов 451 миллион 590 тысяч рублей. То есть почти половина всех средств, выделяемых на реставрацию объектов культурного наследия по всей стране (42 млрд 838,28 млн). Для сравнения: на сохранение наиболее ценных памятников деревянного зодчества Русского Севера — всего 564,25 млн; на памятники всего Золотого кольца — 1969,88 млн.
На Троицко-Измайловский собор за все время реставрационных работ (2006—2016 гг.) город потратил без малого миллиард. На реставрацию лишь фасадов и колоннады Казанского собора за последние четыре года — около 150 млн. На реставрацию Смольного собора, отнятого у музея, уже пошло около 473 млн.
Дележка неделимого
Попутно на город легли немалые затраты по подготовке альтернативных музейных площадей — взамен Смольного и Сампсониевского соборов. Как пояснил Николай Буров, два предоставляемых взамен объекта (на Думской и на Большой Морской) требуют много вложений и времени, чтобы привести их в соответствие музейным требованиям. Размещавшаяся в Сампсониевском экспозиция, посвященная Полтавской победе, теперь хранится на временных съемных площадях. В соборе был 141 музейный предмет, на их передачу и оформление ушло полтора года. По оценкам Бурова, на аналогичную операцию при передаче Исаакиевского (где музейных предметов более 20 тысяч) может уйти от двух до трех лет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Колоссальных затрат потребует не только обеспечение их сохранности, но и реставрация: на ближайшие 10 лет только по росписи живописи потребуется около трех с половиной миллиардов, отмечает директор музея.
Львиная доля музейных предметов Исаакия — неотъемлемая часть собора. Это во-первых. А во-вторых — все они входят в состав Музейного фонда РФ. По закону «Музейная коллекция является неделимой». Музейному предмету гарантируется не только сохранность, но и обеспечение возможности его публичного представления и изучения.
В случае передачи собора церкви, как обойдутся с царскими вратами (сейчас они полураспахнуты, чтобы можно было видеть редкой красоты витраж)? Что будет с иконостасом из малахита и лазурита — станут зажигать стоящие там огромные подсвечники и лампады? Заставят ли стены современными иконами для «приложиться и поставить свечку» (как уже сделано в приделе Александра Невского)? Выгородят ли в середине и застелют коврами мраморный пол для митрополичьего места, как в Казанском, — и тогда пропадет возможность любоваться куполом из центра храма? Эти и многие другие вопросы обсуждают сейчас между собой петербуржцы, но не «договаривающиеся» стороны.
ФЗ-73 требует, между прочим, не использовать объект культурного наследия (за исключением специально оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности помещений) для хранения предметов религиозного назначения, «включая свечи и лампадное масло». Как с этим быть?
Но больше всего, по признанию Николая Бурова, его волнует судьба сотрудников музея — сейчас в нем на постоянной основе работают почти 400 человек плюс 60 экскурсоводов, привлекаемых в летний период. Многие служат здесь десятилетиями.
На пресс-конференции вице-губернатор Мокрецов (признавая, что город финансово никак не поддерживал музей) вместо благодарности коллективу поспешил приписать достигнутые успехи простому везению: «Повезло им — могут зарабатывать, осуществляя коммерческую деятельность. У них ведь огромный трафик, сколько туристов! Они показали, что хорошо умеют работать и зарабатывать — уверен, что [сотрудники музея] не пропадут».
Епископ Тихон заверил, что экскурсионное обслуживание будет сохранено — для чего создадут специальное церковное агентство, работающее за счет необлагаемых налогом пожертвований. Репертуар обещан разнообразный — с тематикой как религиозной, так и искусствоведческой. Но «экскурсий для воинствующих атеистов не будет».
Николай Буров не сомневается, что если передача Исаакиевского собора РПЦ произойдет, следующим станет Спас на Крови. Говоря о будущем музея, который еще недавно именовался «музеем четырех соборов», его директор прибег к мрачному сравнению с человеком, которого сначала довели до инвалидности, отрезав ногу, потом сделали тяжелым инвалидом, отняв руку, а нынче замышляют отсечь и голову.
Отвечая на вопрос, намерена ли РПЦ получить и Спас на Крови, епископ Тихон улыбнулся в бороду: «К Спасу у каждого православного человека огромный интерес. Всякий православный храм должен быть храмом».
Петербург
реакция
13 января в сквере напротив Исаакиевского собора собралось, по оценкам «Новой», около 500 человек. Акция против передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви прошла в формате встречи с депутатами и не требовала согласования с городскими властями. Как отметили организаторы встречи — депутаты петербурского ЗакСа от «Яблока» и «Партии Роста» — отсутствие официального разрешения существенно сказалось на количестве митингующих.
В ходе акции, которая длилась почти час, сотрудники правопорядка практически не вмешивались в происходящее. Их внимание привлекли только распространители агитматериалов: полицейские изъяли тираж оппозиционной газеты, сославшись на отсутствие в ней выходных данных.
Казаки, которые днем ранее обещали помочь полиции в борьбе с протестующими, к Исаакиевскому собору не пришли. Поэтому самым заметным событием вечера стал перфоманс с восковыми церковными свечами. Активисты, раздававшие свечи, предлагали каждому помянуть утраченный Исаакием статус музея.
Следующая акция «против произвола петербургских властей» (на этот раз согласованная) должна пройти 28 января на Марсовом поле. Об этом журналистам сообщил сопредседатель Петербургского отделения «ПАРНАС» Андрей Пивоваров.
Серафим Романов,«Новая газета в Санкт-Петербурге»
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68