«От метанола на Руси много умерло. Вообще — что за спирт такой, прости господи? Откуда он взялся? Ну, есть же этиловый! Ладно, пусть гидролизный, пусть денатурат — все вытерпим. Нет, суки, метиловый давай во все подряд флаконы совать! Кто его выдумал вообще? Для чего? Молчат ребята. Которые выпили — молчат. А которые еще выпьют — тоже молчат. В память о тех, кто уже выпил. И которые пьют — тоже молчат. Рот занят потому что».
(Юрий Бригадир)
Парфюмерный концентрат «Боярышник», которым потравились в выходные в микрорайоне Ново-Ленино Иркутска, оказался поддельным. В настойке вместо этилового спирта был спирт метиловый. Метанол. Яд. И еще в коктейле нашли антифриз. Этиленгликоль. Тоже яд. К 15 часам вторника (по иркутскому времени) умерли 54 человека. Действие у метанола отложенное, порой и на третьи сутки (зависит не только от количества выпитого, но и от закуски, от того, употреблялся ли наряду с метанолом этиловый спирт — в этом случае он служит противоядием), так что под списком жертв черта не подведена. Из 28 госпитализированных 13 — крайне тяжелые, на искусственной вентиляции.
Бригады «Скорой» везли мужчин и женщин (почти поровну) от 35 до 50 лет с разных адресов, но из одного района и с одними симптомами — острого отравления, экзотоксического шока. Не все — население дна, много работавших. Среди жертв, например, воспитательница детсада.
Полиция и СК прошерстило рынки в Ново-Ленино, сотни мест реализации спиртного, изымая контрафакт тоннами. Непосредственно «Боярышника» — свыше 2 тыс. емкостей, более 500 литров (данные СК РФ).
На веселенькой этикетке «концентрата для принятия ванн Боярышник» (60 рублей за 250 мл), обещающего в своем составе этиловый спирт, экстракт боярышника и лимонное масло, — парадный вид Питера. И производителем значится питерское ООО «Легат». По открытым данным налоговиков, предприятие это много лет как ликвидировано. Однако от имени «Легата» продукция в торговлю поступает регулярно. Банкротство одного из его соучредителей — ООО «Росстройлизинг» — начато только что, в ноябре. Но изначально было понятно, что страна большая, умельцев хватает, метанол мог попасть в бутылки хоть где. Отравились-то пока только в одном микрорайоне Иркутска. Но понятно, что это была партия, не меньше.
Следы прошлого массового отравления контрафактом в Красноярске, напомню, привели в Подмосковье.
В течение суток первый подпольный цех по розливу «Боярышника» отыскали в садоводстве «6-я пятилетка» близ Ново-Ленино, задержали двух его владельцев и пятерых продавцов, изъяли 47 канистр с напитком. Здесь же обнаружена контрафактная водка «Царская охота», «Финское серебро», «Белая береза». Второй цех нашли во вторник на бывшем молокозаводе в Шелехове. Кроме «Боярышника» там разливали «Витасепт» и «Чистый С» — из той же серии. Образцы на наличие метанола пока исследуются.
В области введен режим ЧС и объявлен траур, торговлю непищевыми спиртосодержащими жидкостями временно запретили. Предстоит какое-то время обходиться без корвалола и «незамерзайки» для машин. Кремль назвал иркутские события страшной трагедией. Вместе с тем о каких-то выводах из нее главы государства Дмитрию Пескову ничего неизвестно: «Это не тема администрации президента, это относится к кабинету министров».
Классика жанра
Технология этого массового убийства — простейшая двухходовка. Это классика жанра. Это российская деловая практика. Примеры хрестоматийны. После катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, убившей 75 человек, выяснилось, что оборудование ремонтировало ЗАО «Гидроэнергоремонт», учрежденное руководителями станции и их родственниками. И эта компания выигрывала тендеры за счет «мошеннически схожего названия» (термин И.Сечина) с названием «дочки» самой ГЭС — «Саяно-Шушенского гидроэнергоремонта».
Так же — за счет имени, неотличимого от питерского «Трансмоста», ведущего родословную с 1930 года — выигрывало конкурсы на строительство в Нижнем Приангарье мостов и дорог ООО «Трансмост», учрежденное Львом Кузнецовым (51%) в бытность его первым вице-губернатором Красноярского края (став губернатором, он передал свой пакет второму соучредителю).
То есть, шаг первый — подобрать бренд, популярный на дне. Это — «Боярышник». Тоже классика жанра. На дне все знают эти маленькие стеклянные пузырьки (не более 100 мл) с настойкой, продававшиеся раньше исключительно в аптеках. Но «Боярышник», каким потравились в Иркутске, это уже не настойка, это бытовая химия, разлитая по пластиковым чекушкам (250 мл).
И если шаг первый — это бизнес-уловка, то шаг второй — намеренное массовое убийство. Когда однажды вместо этилового спирта заливается метиловый. Зачем и кому это нужно?
История вопроса
Прокуратура организовала обход квартир жертв, их знакомых и родственников. И — потенциальных жертв. Полицейские ходят по улицам Баумана, Ярославского, Севастопольской, Пионерской, заглядывают в подвалы и теплотрассы, где уже начались новогодние корпоративы. Целей две: ищут трупы, тех, кто в коме, а также предупреждают граждан, пребывающих пока в неведении.
Так это всегда и бывает, не впервой. Разница только в том, что сейчас ГУ МЧС региона произвело массовую рассылку смс с просьбой воздержаться «от употребления спиртосодержащих жидкостей, приобретенных в несанкционированных торговых точках», а раньше при подобных обстоятельствах по улицам ездили машины с громкоговорителями. Как, например, летом 1997 года на правобережье Красноярска. Тогда от метанола, разлитого в водочные бутылки, погибли, по официальным данным, 22 человека, 12 стали инвалидами. Народная арифметика другая: только ослепло в те дни около сотни, около 70 умерло в течение года. На самом деле все данные приблизительные: дело было в трущобах. Кто посчитает всех по подвалам да чердакам? Кто хватится — многие их обитатели растеряли к своему смертному часу все социальные связи?
Год назад тоже в выходные, тоже от метанола, только разлитого в бутылки «Jack Daniels» и распространяемого через интернет, одномоментно умерли 11 красноярцев, 27 остались калеками. Тот «Jack Daniels» продолжал собирать в Красноярске жатву и потом: например, в апреле с.г. умерли от него 14-летняя девушка и 44-летний мужчина.
Сейчас, значит, «Боярышник». А до этого были «Троя» и «Трояр», очиститель ванн (90-процентный этиловый спирт). СЖМТ («смесь жидкая многокомпонентная техническая денатурированная»). Средство бытовой химии «Чистый» («технарь», разбавленный до 75 градусов). «Росинка». «Парфюмерная жидкость Канская». Препарат «Люкс», те же 75 градусов, «для мойки и чистки стекол автомобилей, оконных стекол, зеркал». (В Красноярском крае и Иркутской области было особенное множество смесей и препаратов — здесь концентрировалось какое-то дикое количество биохимзаводов и гидролизных производств. Но уже давно почти всё закрыто-заколочено.) Был такой «Нитхинол». Потом — всевозможные «фанфурики»: 100 мл аптечной настойки за 20-25 рублей. Много чего было. И есть. И, видимо, будет, аминь.
Как известно, на днях вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий оборот алкоголя, поручил Минфину подготовить поправки в законодательство для введения акцизов на спиртосодержащую косметическую продукцию и лекарственные средства (за исключением жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). Знакомо, все эти меры мы уже проходили и эффект их известен. Вопроса — пить или не пить? — для определенной и довольно внушительной массы сограждан не может стоять в принципе, пить они будут, но поскольку стеснены в средствах, отправятся искать что доступней. Спрос родит предложение.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Еще раз во избежание путаницы обращу внимание: Хлопонин вел речь о «боярышниках» и прочих настойках горького перца, дуба и т.д. объемом не более 100 мл — именно они пока не являются подакцизной продукцией. Иркутск отравился совсем другим.
Тем не менее на заседании кабмина Дмитрий Медведев потребовал обратить внимание на «бизнес, по сути направленный на вытеснение нормального алкоголя из оборота. Суррогатная продукция часто продается под видом лекарственных средств, продается через автоматы». «Это полное безобразие, и очевидно, что этому нужно положить конец — просто запретить оборот такого рода препаратов», — заявил премьер.
Хлопонин ответил, что подготовлены поправки в закон, учтены «все вопросы, связанные с пищевыми, непищевыми добавками, с питьевыми лосьонами. Вся эта продукция будет вестись под четким учетом и контролем через систему ЕГАИС (единую государственную автоматизированную информационную систему — ред.) и не будет иметь возможность поступать в нелегальный оборот. Если это медицинская продукция, то она будет выписываться по рецепту. Если нет, то облагаться полным рублем и ценовой фактор не будет иметь никакого значения».
И еще об одной путанице, давней и устоявшейся. Вошло в традицию смешивать две проблемы, два явления, совершенно различных и разнонаправленных. Да, этими многочисленными стеклоочистителями и «концентратами для принятия ванн» тоже травятся, но все-таки не сразу, не одномоментно и не массово. И есть другой конкретный вопрос: кто и зачем добавляет в то, что пьют сограждане, пусть в откровенный «шмурдяк», яд?
Да, на бутыльке «Боярышника» есть предупреждение: «Опасно принимать вовнутрь!» Но и ванну с метанолом принимать опасно. Он вообще не предназначен для применения в быту.
Народная конспирология
Итак, вопрос для многих центральный: кто нас травит? На него никто вам не ответит — ни прокуратура, ни телевидение, ни Медведев с Хлопониным, ни СК с МЧС. Разве только «инженеры человеческих душ». Вот цитата из произведения новосибирского писателя Юрия Бригадира:
«Итак, советское время. Нитхинол выпускается только на основе этилового спирта. Его пьют. Быть может, некоторые моют им стекла, но только некоторые. Остальные, повторяю — пьют.
Потом одна гнида из министерства легкой промышленности разрабатывает новый ГОСТ. Даже два. И нитхинол выпускают в еще двух видах. На основе изопропилового и метилового спиртов.
В одинаковых упаковках.
В тех самых пластиковых бутылях.
Отчего в каждом городе, куда приходят составы с товаром, мрут люди. Либо сразу (от метанола). Либо не сразу (от изопропанола).
Оно конечно, для социума эти люди значат мало. Но очень много они значат для самих себя, а еще больше — для Господа Бога.
Потому как милость Его для всех и для каждого, и ее никто не отменял и отменить не может».
У «Боярышника», каким отравились иркутяне, на этикетке значится не ГОСТ — ТУ, и в этих ТУ прописан «спирт этиловый». Ну почему же не найтись гниде, которая наплюет на ТУ? Но где ее искать, только ли в садоводстве «6-я пятилетка»? И зачем это было нужно? Бизнесу вообще-то это невыгодно, как ни крути. По ошибке? Или это борьба за рынок и происки конкурентов?
А если борьба за рынок, то между кем и кем? Нелегалы бьются с фальсификаторами или это атака легального сегмента против тех, у кого продукция в 5 раз дешевле? И у кого спрос (на суррогаты) растет на 20% в год (данные Росалкогольрегулирования)? Маркетинг такой накануне праздников, подсказывающий затариваться в крупных сетях?
Сегодня иркутские СМИ вовсю уже цитируют местного депутата Госдумы от «Единой России» Андрея Чернышёва, высказавшегося за полный запрет продажи жидкостей, аналогичных «Боярышнику». Под контролем депутата меж тем торговый дом «Юрмико», один из крупнейших в Восточной Сибири поставщиков алкоголя.
Показательны гуляющие по сибирским городам версии. Вот краткий пересказ: предыдущее отравление в Красноярске произошло на фоне усилий Хлопонина, направленных на расширение действия ЕГАИС, проще говоря, на усиление госконтроля над алкообротом. И то ЧП укрепило позицию Хлопонина. Нынешнее отравление вновь будто приурочено к его попыткам навести порядок на рынке. Когда Хлопонин работал в Красноярском крае губернатором, от него на контроль алкопотоков сели очень серьезные люди, за их плечами — спецслужбы, ГРУ. Когда Хлопонин ушел из края на повышение, они остались. Ну и что им стоит, спрашивают местные конспирологи, организовать вот такую диверсию?
На диверсии эти случаи действительно похожи. Но никого из конспирологов не смущает, что подобные отравления метанолом были не так давно и в Пензенской области, и в Оренбуржье.
Да и за границей были. Там, правда, не подделывают средства для чистки ванн.
Та страна, где одни богоносцы фальсифицируют даже «Боярышник», а другие его пьют, поскольку, даже работая, получают столько, что не могут себе позволить водку, — это, видимо, какая-то другая Россия, не та, которую показывают в телевизоре, которая называет себя великой и претендует на полюс силы в многополярном мире.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68