На рассмотрении в Думе находится законопроект депутата от ЛДПР Андрея Лугового и бывшего министра связи Чечни Шамсаила Саралиева, которые предлагают ограничить иностранное участие в онлайн-кинотеатрах, как на радио и телевидении, и обязать их удалять контент по требованию пользователей. Мера, изначально разработанная для борьбы с американским сервисом Netflix, может добавить проблем российским онлайн-кинотеатрам.
Депутаты Андрей Луговой и Шамсаил Саралиев 25 ноября внесли в Думу законопроект о дополнительном контроле над видео-сервисами со стороны Роскомнадзора — 28 ноября он поступил на рассмотрении профильной группы. Луговой и Саралиев предлагают ввести дополнительные ограничения для «организаторов аудиовизуальных сервисов» в интернете, которые имеют более ста тысяч посетителей в день из России, а также тех, у кого не менее 20 тысяч посетителей в день и это сайты, предназначенные «преимущественно для пользователей, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации».
Такие ресурсы, по идее Лугового и Саралиева, могут находиться только в собственности российских компаний — их будут касаться такие же ограничения, как радио- и телеканалы: учредителями не могут быть «иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства». Кроме того, иностранцы не смогут управлять видео-сервисом.
Роскомнадзор должен включать такие сайты в особый реестр и уведомлять об этом владельцев — в течение двух месяцев после уведомления они обязаны предоставить документы об отсутствии иностранных учредителей и менеджеров. В случае отказа — административный штраф до 300 тысяч, а за повторное нарушение можно нарваться на приостановление работы на 30 суток. Эти правила не касаются сервисов, агрегирующих пользовательское видео, и имеющих «стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Владельцы сервисов должны будут следить за тем, чтобы с помощью видео на их сайтах не пропагандировали терроризм, экстремизм и порнографию, и не разглашали государственную тайну. По требованию пользователей необходимо будет удалять с сайтов информацию о частной жизни и порочащую четь, достоинство и деловую репутацию.
О планах по разработке закона было известно еще в начале 2016 года: после того, как американский сервис Netflix пришел на российский рынок, российские власти были встревожены появлением видео-канала, который не имел представительства в России и не заключал контрактов с российскими провайдерами. Тогда замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что Netflix должен получить лицензию на вещание. «Участники российского рынка говорят нам, что это создает для Netflix особые условия работы и приводит к несправедливой конкуренции… наших вещателей мы в беде точно не оставим», — цитировал замминистра Rambler News Service.
Вскоре «Медиа-коммуникационный союз», объединяющий основных российских операторов связи и крупнейшие медиахолдинги, начал разработку новых правил для видео-сервисов, работающих по технологии Over the top: при ней контент поступает напрямую от провайдера к пользователю, без посредничества оператора связи. «В последнее время все большее развитие получает технология ОТТ (Over the top), функционирующая на базе операторских сетей связи, в рамках которой предоставляются услуги, изменяющие традиционное поведение пользователей, модели общественного взаимодействия, ведения бизнеса и формирования информационных потоков… При этом деятельность таких субъектов рынка, оказывающих услуги вида ОТТ, как онлайн-кинотеатры и другие сетевые ресурсы, осуществляющие цифровую дистрибуцию видеоконтента, остается неурегулированной», — гласит пояснительная записка к законопроекту Лугового и Саралиева.
В итоге новый закон может осложнить жизнь и российским онлайн-кинотеатрам. Например, популярный сервис MEGOGO на 99,99% принадлежит кипрской Senseira Trading Ltd., Ivi — кипрской Ivi.ru Media Ltd. В сентябре Александр Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео», в комментарии «Газете.ру» заявил об инициативе «Медиа-коммуникационного союза»: «Организация пытается снизить стоимость активов конкретных нескольких компаний — лидеров рынка».
Михаил Платов, заместитель генерального директора по правовым вопросам, также считает, входящие в «Медиа-коммуникационный союз» (МКС), такие как «Газпром-медиа», «СТС-медиа» и «Национальная медиа-группа», создавая законопроект, стремятся переделить рынок платного видео. Сейчас на нем лидируют компании, не имеющие отношения к этим холдингам. Если закон будет принят, целому сегменту рынка придется отказываться от значительной доли иностранных инвестиций, к тому же законопроект сильно повлияет на развитие инвестиционного климата России в целом, считает Платов.
«Если сейчас рынок развивается в условиях свободной конкуренции, то наши коллеги из МКС считают необходимым ограничить возможность компаний привлекать инвестиции, то есть, решать, откуда им брать деньги на развитие — в первую очередь, деньги на лицензирование контента, — говорит Платов. — Иностранные инвесторы в российских онлайн-кинотеатрах — это западные фонды и частные инвесторы. Они вложили средства, когда рынка вообще не было и принесли на него также необходимую экспертизу. Сейчас ценность их инвестиций перечеркивается легкой рукой авторов законопроекта, нарушая все посылы от Президента РФ и правительства о защите инвестиций в российский сегмент высоких технологий. Для нас непонятно, зачем это делать. Netflix не занимает лидирующие позиции на этом рынке, лидируют российские компании, которые пострадают от этих ограничений».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68