Главное
Сегодня со второй попытки Виктора Януковича все-таки допросили по делу в отношении пятерых экс-сотрудников спецподразделения «Беркут», подозреваемых в расстреле активистов Евромайдана. Главное, что мы узнали:
— Янукович не подтвердил контакты с Россией: по его словам, он ни разу не общался с Владиславом Сурковым;
— генпрокурор Украины заподозрил Януковича в госизмене. Луценко заявил, что соответствующее уведомление было направлено и в Россию: «Учитывая то, что Янукович находится за пределами Украины и фактически скрывается от правоохранительных органов Украины, содержание подозрения объявлено устно, а само сообщение о подозрении сегодня час назад разослано на все известные адреса пребывания Януковича…»;
— свое место жительства Янукович раскрыть отказался «из соображений безопасности», заявив лишь, что проживает в Ростовской области;
— экс-президент заявил, что «никогда ни с кем не договаривался о подавлении Майдана»;
— «Беркут», по мнению Януковича, превысил полномочия во время событий на Майдане, однако бойцов подразделения «провоцировали радикалы».
— Вы встречались с Ахметовым?
— Я намеревался из Донецка лететь или в Киев, или в Крым. Я принял решение ехать в Крым автомобилем. У меня была одна остановка в Донецке — надо было заправиться. На пути был дом Ахметова. Я заехал к нему. На месте его не было. Я ему позвонил и меня в доме встретили рабочие. Я также позвонил двоим сыновьям, они подъехали, чтобы мы поговорили. Виктор сказал мне, что держит связь с парламентом — там антиконституционный переворот, депутаты под давлением Майдана, некоторых депутатов от Партии регионов избили.
— Была ли встреча с Ахметовым 22-го?
— Была, обсуждали актуальные вопросы.
— Как вы оказались 23-го в России?
Адвокат возражает против этого вопроса.
— Почему из Харькова вы полетели в Донецк?
— Это было намечено заранее, там должна была быть встреча с активом региона, но военный диспетчер приказал пилотам возвращаться в Харьков: не было топлива, получали угрозы про истребители.
— К кому летели в Донецк, с кем встречались?
— Я встречался с пограничниками (они были вооружены, у них был приказ меня задержать). Я им сказал, что это преступление, а со мной вооруженная охрана. Они согласились. Кроме них я ни с кем не встречался, поехал в Крым на машине.
— Приехали ли вы в итоге?
— Мой кортеж был обстрелян, ситуация была неординарной. Надо было остановить вооруженный конфликт. Я решил связаться с подписантами мирного соглашения со стороны ЕС. Глава охраны доложил, что на утро 22 ожидается ухудшение погоды и надо выезжать, и я вылетел в Харьков поздно вечером 21-го. В съезде участие не принял — мне звонили Добкин и МВД, говорили, что там небезопасно.
— Знали вы наперед повестку съезда?
— Я знал только, что туда собирались депутаты всех уровней. Повестка — обсуждение ситуации в стране. Во вступительном слове хотел сказать о мирном соглашении, которое было подписано, что его надо соблюдать, хотел обратиться и объяснить, что президентские выборы — это мое решение, но надо подготовить изменения в Конституцию.
С Сурковым не общался
— Как часто вы общались с Сурковым? — Не встречался ни разу, телефонных разговоров не было. — Известно ли вам, что он приезжал в Украину? — Слышал из СМИ, ничего не знаю. — Бывал ли Сурков в Межигорье? — я такого не помню. — Как вы узнали про съезд депутатов в Харькове 22 февраля? — Глава обладминистрации Добкин пригласил, я планировал выезды в регионы и сказал, что, может быть, приеду.
Прокурор интересуется, общался ли Янукович в ночь с 18 на 19 февраля с российским президентом. Якобы у следствия имеется информация о таких разговорах. Янукович говорит, что не помнит о таком. «Скорее всего, такого разговора не было», — заключает экс-президент. Янукович советуют прокурору посмотреть официальный сайт президента Украины, где указывается все информация о разговорах и контактах на высшем уровне.
54 разговора с Медведчуком
— Какие отношения у вас были с Медведчуком? — Очень ограниченные. Мы с ним встречались на некоторых мероприятиях. Личных отношений у нас с ним не было. В ответ Януковичу говорят, что есть сведения о переговорах главы охраны экс-президента с Медведчуком. По данным следствия, Янукович и Медведчук говорили по телефону 54 раза за несколько месяцев. «Я не помню. У меня не было времени с ним говорить», — отвечает Янукович.
— Как вы, будучи президентом страны, реагировали, когда видели, что люди в форме силовиков стреляют? — Я не помню подробностей. Но я всегда реагировал очент остро, требовал ответа: кто это сделал? Руководители правоохранительных органов говорили, что огонь был открыт из домов, которые контролировала оппозиция. Мне докладывали, что у входа стояла охрана Майдана, а на этажах были снайперы.
«Не было никакого приказа»
— 18 февраля спецподразделениям милиции выдали боевое оружие. Что скажете по этому поводу? — Мне неизвестно о таких приказах. — 26 ноября 2016 года вы заявили, что хотели подписать приказ о вводе российских войск в Украину. Но не подписали. Кто говорил приказ? — Такие мысли были. Но я от них отказался. Не было никакого приказа.
— После того, как стало известно о применении оружия и смертях, что вы сделали, чтобы это остановить?
— Повторяю, есть общие процедуры, надо не допустить крови и соблюдать законы.
— Принималось ли решение о прекращении огня?
— Я знаю, что огонь велся оппозицией, я на нее не влиял.
— Откуда вы знаете?
— Из трансляций журналистов.
Вопрос: 18 февраля произошло обострение [ситуации]. В частности, происходили массовые убийства протестуюших и правоохранителей. Что вам докладывали? Какие меры вы принимали? Ответ: «Я реагировал тем способом, который предусматривает статус президента. 19 февраля я поручил рабочей группе во главе с Клюевым ускорить достижение мира».
Оппозиция «организовала спектакль»
Вопрос: договаривались ли вы с лидерами оппозиции о формировании совместного правительства? Ответ: «Лидеры оппозиции говорили о возможности формирования "технического" правительства. Меня к этому решению подталкивали. В Украине много специалистов, которые способны профессионально работать на высоком уровне. Я сказал: если вы можете работать лучше, чем нынешнее правительство, внесите предложение. Одно из предложений [было] — назначить Яценюка председателем правительства. Он отказался. Зучали предложения по Кличко. Наши переговоры часто заканчивались каким-то договоренностям. Они выходили из администрации президента и говорили, что идут на Майдан договариваться с людьми. Но это был спектакль».
Про оружие
Вопрос: что вы можете сообщить суду по поводу выдачи огнестрельного оружия милиции и его наличия у протестующих? Ответ: «Про милицию: за это отвечают те, кто принимал это решение. Я не знаю, кто и на каком уровне его принимал. По Майдану: это (охотничье) было собственное оружие людей. Из какого оружия стреляли из гостиницы — мне трудно ответить. На этот вопрос ответ должно предоставить следствие».
Вопрос: какие решения в период с 18 по 21 февраля принимались на политическом уровне, а также руководством правоохранительных органов? Янукович: «[Силовики] действовали в рамках закона. Генерал Шуляк предоставит исчерпывающий ответ [на этот вопрос]. Они действовали в тяжелых условиях, без оружия пытались наводить порядок, когда люди начали захватывать склады с оружием».
О работе милиции во время протестов
Вопрос: почему милиции не удалось обеспечить порядок во время протестов? — «Выражаю благодарность силовикам, которые три месяца терпели, страдали, их убивали, их жгли, а они делали все, чтобы обеспечить общественный порядок в Киеве. Пусть на этот вопрос ответят те, кто начал кровопролитие в Украине. Я виноват перед многими людьми, но я никогда не мог поднять руку и подписать указ, который бы привел к крови».
Взаимодействие с МВД и СБУ
Вопрос: «Как вы общались с министром МВД, СБУ [в тот период]?» Ответ: «Без нарушения обычных процедур. Во время событий я пытался получить ответ, почему все время поднимается температура протестов. Ответы меня не устраивали, и теперь я понял, что это были организованные провокации радикалов и тех, кто за ними стоял. А пострадали те, кто был на Майдане, — мирные люди».
«Беркут» превысил полномочия
«Это была спланированная провокация. Студентов в то время было — единицы. Но появились радикалы, которые начали провоцировать "Беркут". "Беркут" превысил свои полномочия. Это моя точка зрения. Но виновные были наказаны. Мне все время говорят о Левочкине (экс-глава администрации президента — ред.). Да, возможно, он был к этому причастен. Возможно. Но никаких доказательств у меня нет. Если это было так — пусть власть это докажет».
Про февральский период
Защита просит Януковича говорить четче и лаконичнее. Он продолжает: «Мы предлагали мирный путь, но оппозиции был не нужен. Начались радикальные шаги, мой кортеж был обстрелян, в следующие дни продолжились радикальные действия для захвата власти, было покушение (его нужно расследовать)».
Об акциях протеста конца ноября
Какой характер носили акции протеста в период с 24 по 29 ноября 2013 года, спрашивают Януковича. Ответ: «25-го числа я находился в Австрии. Я смотрел на те лозунги. И европейские партнеры задавали мне вопрос: что это? Я разъяснил президенту Австрии Фишеру, что мы не собираемся отказываться от евроинтеграции».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Ответ Януковича
Пострадали бы национальные интересы Украины, считает Янукович. «Я понимал, что несу ответственность перед народом», — говорит он. По его мнению, пунк о свободной торговле в соглашении об ассоциации с ЕС навредил бы экономике страны.
СМИ, считает экс-президент, некорректно доносили позицию администрации президента по этому вопросу. «Я выступал в прямом эфире, выступал перед НКО, профсоюзами, рассказывал, что плохого в соглашении и почему его не подписали».
Экс-президент говорит, что закон о недопущении преследования и наказания по итогам мирных собраний, принятый Верховной Радой в феврале 2014-го, «нарушает Конституцию». Янукович зачитывает статью 9 этого закона, которая запрещает сбор персональных данных об участниках акции протеста. По мнению бывшего президента, этот закон мешает рассматривать в суде уголовные преступления, совершенные на Майдане.
«Есть ли что-то, что вы хотите предоставить суду?» — спрашивают у экс-президента. Янукович: «Я хотел бы сообщить, какие действия совершал в период с 4 ноября по 22 февраля. Я подготовил хронологию, основываясь на том, что помню». Янукович говорит, что собрал три тома доказательств, которые передал своему адвокату. Просит суд учесть эти доказательства, «потому что они могут существенно влиять на оценку ситуации».
«Правый сектор» (организация запрещена в России — ред.) пообещал не срывать срывать судебный процесс. «Наши люди там есть, позиция наша неизменна. […] Наша политическая акция под СИЗО (25-го числа они заблокировали СИЗО, где содержат беркутовцев — ред.) цели достигла, мы добились, ждем, смотрим. Срывать судебный процесс мы не будем», — сказал «112 Украина» руководитель киевского отделения организации.
Януковича обвинили в госизмене
Генпрокурор Украины предъявил обвинение Виктору Януковичу в нарушении ряда статей Конституции страны.
Юрий Луценко в перерыве говорит Януковичу: «Вы подозреваетесь в государственной измене, в пособничестве представителям российской власти с целью изменить границы Украины, в нарушении конституции Украины и развязывании агрессивной войны».
Регламент
Суд в Киеве принимает решение установить «разумные сроки» для допроса: 1 час — на прямой допрос стороны защиты как инициатора этого процессуального действия, 1 час — на допрос стороны обвинения. Потом будет решаться вопрос о перерыве, предположительно, он продлится 30 минут. Потом еще 30 минут — возможность поставить вопросы потерпевшим, еще 30 минут — на дополнительные уточняющие вопросы.
«Доказать их невиновность»
Показания по делу дает и бывший командующий внутренними войсками МВД Украины Святослав Шуляк. «Цель моего участия в допросе — это оказать помощь тем сотрудникам "Беркута", которые сейчас находятся в заключении. У меня есть надежда на то, что мои показания помогут доказать их невиновность», — сказал он несколькими днями ранее.
Кратко напоминаем суть дела: беркутовцев обвиняют в убийстве 48 протестующих на Институтской улице 20 февраля 2014 года. Виновными на Украине считают 25 человек, однако из них только пять — Павел Аброськин, Сергей Зинченко, Александр Маринченко, Сергей Тамтура и Олег Янишевский — находятся под стражей. Остальные 20 скрываются.
Вторая попытка
Через несколько минут должен все-таки начаться допрос бывшего президента Украины Виктора Януковича по делу в в отношении пяти бывших бойцов «Беркута», которых обвиняют в убийстве 48 протестующих 20 февраля 2014 года — в тот день на Институтской улице по участникам Майдана велась стрельба. Это уже вторая попытка зафиксировать показания экс-президента: первая так и не состоялась, потому что беркутовцев не смогли привезти в киевский суд из-за того, что сторонники «Правого сектора» (организация запрещена в России) заблокировали СИЗО.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68