«Я тку тебе дорогу домой», — напевает Пенелопа. Полотно она ткет из обрезков своего лучшего платья. Каждая нить — строчка, каждый лоскут — воспоминание. Больше ткать не из чего: «донефтяная» Норвегия 30–40-х — нищая страна, почти третий мир. Пенелопа ткет из того, что есть, чтобы ее Одиссей вернулся. Не Одиссей — Один, так зовут ее мужа. Хотя эта история тоже про возвращение — с большой войны.
Почему в 2016 году норвежцы ставят оперу о войне? Потому что до сих пор каются в тех грехах, которые совершили после нее. Переоценка истории? О да! Она порой очень нужна, чтобы жить дальше, примирившись с собой. Так рассудил король Норвегии, когда в 1995 году приехал в маленькую северную деревню Киберг, чтобы извиниться перед ее жителями. И в их лице — перед всеми партизанами приграничной губернии Финнмарк. В отличие от жителей других областей, которые, уйдя в подполье, учились у британских инструкторов и перебрасывались на фронта Западной Европы, здешние рыбаки братались с соседями — «красными», проходили подготовку на советской территории, а затем возвращались на родину, читай забрасывались в тыл врага. Тех, «европейских», повстанцев называли «парни из леса», после Победы их окружили почетом. А этих, «советских» — подозрениями. Формально обоснованными, ведь все они давали присягу Советскому Союзу.
Норвежские военные награды начали получать только в 90-х. Борд Вормдал, норвежский журналист, активно критикующий скандинавские спецслужбы, рассказывает, что в разгар холодной войны некоторые бывшие партизаны кончали с собой, не выдерживая прессинга: беседы, похожие на допросы, с ними вели регулярно. Советские ордена, которыми были награждены многие, хранились в тайниках. Холодная война превратила победителей в проигравших.
Из Киберга в партизаны ушли 100 человек. Почти все мужское население деревни. О его жителях, собственно, и поставили оперу под названием «Кибергская Одиссея». Этой осенью ее привезли в Мурманск, вложив в проект немалые деньги норвежских налогоплательщиков.
— Сейчас идет новая холодная война. Может быть, это очень наивно, но мы пытаемся, как умеем, ее остановить. Мы можем рассказать эту историю — и мы это делаем, — говорит Ханс Стапнес, продюсер проекта. Ханс сам из Финнмарка, из города Вардё, где он играет в местном джаз-бэнде.
Спрашиваю Ханса, почему, уже пережив покаяние и принеся официальные извинения своим некогда пораженным в правах согражданам, норвежцы вновь обратились к их памяти.
— Потому что о них должны знать, — просто отвечает он. — Мы долго молчали о них, в самом Финнмарке люди мало знают историю своей земли, Анне-Лизе Бренсон, наша культовая оперная певица, которая провела на Севере последние годы жизни, решила вернуть людям историю. Опера была ее идеей. Она собирала свидетельства, разговаривала с очевидцами. Ее не стало в 2012 году, до премьеры не дожила. Последнее, что она сказала мне, умирая, было: «Отвезите оперу домой». Домой — это в Россию, где все началось.
В Россию, которая стала роковой в судьбе сотни норвежских рыбаков, оперу отвезти было трудно. Гораздо труднее, чем им в свое время перебраться на советскую территорию. Тогда они сели на рыбацкие лодки и ушли — якобы на промысел. Высадились на полуострове Рыбачий, который исторически был заселен норвежскими колонистами.
Вряд ли многие собирались становиться «ополченцами», просто бежали от войны. Идея была так себе: колонисты Рыбачьего давно получили от советской власти обвинения в шпионаже и 58-ю статью. Но беженцы об этом не знали.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Впрочем, с ними обошлись милосердно: перебросили в лагерь НКВД на реке Лавна, причем не концентрационный, а тренировочный, и стали готовить из рыбаков разведчиков. Бойцов из норвежцев не вышло, с оружием сельские жители не дружили, офицеры НКВД махнули рукой — дело гиблое. Стали учить на радистов.
В итоге группы разведчиков на подводных лодках и самолетах были заброшены в Финнмарк, где довольно успешно отслеживали перемещение немецких кораблей, помогая обеспечивать безопасность северных конвоев. В ходе немецкой операции «Полуночное солнце» большинство разведчиков были убиты. Пещеры, в которых они прятались, были выжжены огнеметами. Те, что уцелели, перебрались через тундру в нейтральную Швецию, откуда вновь вернулись в Союз. Где тут же были арестованы как шведские перевербованные шпионы. Рангваль Миккельсен, например. Сидел в лагере под Архангельском, застрелен при попытке к бегству в 1946-м.
Его племянник Якоб участвует в постановке как музыкант. Он вообще-то фермер, овец разводит, а еще отлично играет на баяне в сельском ансамбле Киберга. Отец научил.
— Дядя был партизаном, и, конечно, мы помогали им. Однажды они прятались у нас в подполе, а во двор зашли немцы — искали. Тогда отец поставил на крышку подпола стул, сел на него и стал играть. А туда, в подпол, спустил моего брата, сказал, если немцы все же найдут беглецов, он должен до последнего защищать их. Немцы не нашли, — рассказывает Якоб.
На сцене Гитлер и Сталин спорят, у кого длиннее усы — это дети играют в куклы, пока мать ткет полотно. Если смеяться над тираном, то умирать не так страшно. А пока тираны грызут друг другу глотки, умрут многие. Например, сельский дурачок Фритьоф, взявший на войну гармошку. Когда ему дадут подписать обязательство работать на советскую разведку, блаженный догадается поставить вымышленное имя — Ivan Duraksen. «Ты что, такой дурак, что не боишься?» — удивится офицер. «С маками в руках войны не выиграешь», — пожурит дурачка, не к месту запевшего про цветы родной деревни, земляк. «Но и не проиграешь!» — светло улыбнется тот в ответ.
Офицера потом и самого расстреляют. Но Фритьофа раньше.
«Я бы хотела изорвать на лоскуты все мундиры на свете, я ткала бы из них одеяла для бедных детей», — поет Пенелопа. Неплохая идея. Ханс, с которым мы вместе смотрим репетицию оперы, тихо произносит:
— Знаешь, когда мы уговаривали норвежский МИД профинансировать гастроли в Мурманске, мы объясняли чиновникам: война так близко от нас, самая настоящая война, что мы должны использовать любой шанс остановить ее. Мы привезем в Россию оперу в подарок. А вдруг это предотвратит войну?
Подарок оказался дорогим: постановка в Мурманске обошлась Норвегии в 3 миллиона крон, или 24 миллиона рублей. МИД внял идеализму Ханса. На этом путь оперы, два года путешествовавшей по северу Норвегии, завершен, Россия — конечная точка. Ради чего все затевалось? Наверное, чтобы в центре милитаризации русской Арктики прозвучали слова о мире и войне.
А Один все-таки вернулся домой после войны и лагерей. Пенелопа дождалась, иначе и быть не может. Муж, правда, несколько лет молчал. Лишь в конце жизни рассказал немногое, что могли выразить слова, — о том, как больно и бессмысленно умирать и убивать друг друга. В том, чтобы смотреть на цветущие маки, гораздо больше смысла. Но люди этого никак не поймут.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68