РепортажиОбщество

Похитители наркоманов

62-летняя женщина-инвалид много месяцев находится в СИЗО по обвинению в похищении собственной дочери и помещении ее в наркологическую клинику

Этот материал вышел в номере № 129 от 18 ноября 2016
Читать
27 сентября 2016 года Хамовнический районный суд Москвы постановил продлить срок содержания под стражей Натальи Янкович (1954 г.р.), а также Бударина П.Г. и Буданова М.А., обвиняемых в организации похищения человека группой лиц по предварительному сговору. По версии следствия, обвиняемые похитили Христину Янкович, дочь Натальи, и насильно доставили ее в наркологическую клинику «Не Зависимость». Эксперты утверждают, что в последнее время наблюдается массовая тенденция по использованию психиатрии в целях заполучения недвижимости, действуют целые группировки по захвату имущества, в которых участвуют риелторы, адвокаты, психиатры. Правда, в нашем случае ситуация может оказаться не такой однозначной.

62-летняя Наталья Янкович, инвалид второй группы, уже почти полгода находится в СИЗО № 6 в Печатниках. На последнем заседании суд постановил продлить заключение под стражей до шести месяцев, обосновав это тем, что, обладая двойным гражданством, паспортом Израиля и адресом проживания похищенной ею дочери Христины, обвиняемая может скрыться и оказать давление на свидетелей.

Адвокат обвиняемой Тимофей Гриднев рассказывает известную ему историю взаимоотношений матери и дочери и версию произошедшего: Наталья Александровна жила в своей квартире на Фрунзенской набережной вместе с дочерью и внучкой. Согласно данным уголовного дела, дочь Христина много лет употребляет наркотики (каннабиноиды), воспитанием ребенка практически не занимается. До последнего времени силами Натальи Александровны жили довольно мирно, она занималась воспитанием и образованием внучки, по возможности помогала дочери. Однако в последние месяцы после общения с друзьями Христина стала возвращаться домой агрессивная, устраивать скандалы. При этом она не считала свое поведение причиной этих скандалов.

По рекомендации знакомого Христина предложила своей матери сходить к психиатру. Предполагалось, что врач объяснит Наталье Александровне, что у нее проблемы, и, возможно даже, признает ее невменяемой. Вместе они обратились в Институт им. Сербского, где врач порекомендовал не Наталье Александровне, а самой Христине обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать необратимых последствий ее наркологической зависимости. В клинике в присутствии Христины врач дал Наталье Александровне контакты частной наркологической клиники, посоветовал обратиться туда, если дочь выразит желание лечиться. Рекомендованная клиника «Не Зависимость» имеет все необходимые лицензии и занимается исключительно добровольным лечением лиц, обратившихся за помощью.

Бригада мотиваторов

В отсутствие Христины дома Наталья Александровна позвонила в клинику. Там ей порекомендовали мотивационную бригаду, которая могла бы помочь уговорить девушку обратиться в клинику и доставить ее туда, если она выразит желание начать лечение. Членами таких бригад обычно являются бывшие наркозависимые с длительным опытом ремиссии, которые сотрудничают с клиниками и помогают родственникам убедить человека обратиться за помощью. Такая процедура называется «интервенция».

Прибывшими членами мотивационной бригады были ныне обвиняемые в похищении Христины Янкович Бударин П.Г. и Буданов М.А. Позже выяснилось, что они не являются официальными сотрудниками клиники, однако имеют опыт интервенции и платно оказывают эту услугу. Они разговаривали с Христиной около 40 минут, после чего она согласилась поехать в клинику.

Там она прошла первичный осмотр у дежурного врача, подписала договор с клиникой и добровольное согласие на лечение. На следующий день Христину посетил кто-то из друзей, после этого визита она немедленно заявила о своем желании прекратить лечение. Еще через день, подписав отказ от продолжения реабилитации, она покинула клинику в сопровождении двух знакомых ей мужчин, один из которых представился адвокатом. После выписки из клиники Христина не жила дома несколько недель и обратилась в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту ее насильственного помещения и удержания в психиатрической клинике. В возбуждении этого дела было отказано, однако Христина подала другое заявление, в котором утверждала, что была похищена Будановым и Будариным, которым за похищение заплатила ее мать, Янкович Наталья Александровна. 26 мая все трое были задержаны и помещены под стражу.

Справка «Новой»

Методические рекомендации ФСКН России

Интервенция — ​метод воздействия, применяемый специалистами для получения согласия наркопотребителя пройти курс лечения и реабилитации. Успех интервенции во многом зависит от уровня подготовки участников, которыми могут быть близкие родственники наркопотребителя, коллеги по работе, друзья, участники мотивационных бригад из числа бывших потребителей наркотиков. Лучшие члены команды — ​те, кто, по меньшей мере, имеет некоторое представление о химической зависимости. «Мотивационная бригада» является разновидностью интервенции, как правило, она приезжает по месту проживания потребителя наркотиков. Участники бригады убеждают потребителя наркотиков начать процесс выздоровления, опираясь на собственный опыт, используя при этом личностные оценки вроде «посмотри на меня…», «я тоже думал, что все в порядке…».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Версии сторон

По версии следствия, Буданов М.А. и Бударин П.Г. по предварительному сговору с Янкович Н.А. за денежное вознаграждение в размере 300 долларов США похитили Янкович Х.Н. и насильственно доставили в «Клинику доктора Исаева» (ООО «Не Зависимость»), которая специализируется на лечении наркозависимых лиц, а также психиатрических больных. В материалах дела есть подписанный при поступлении Христины Янкович в клинику договор об оказании ей медицинских услуг, согласие на лечение, заключение дежурного врача-психиатра, а также заявление об отказе продолжать лечение, после подписания которого пациентка немедленно покинула клинику. Все допрошенные сотрудники клиники утверждают, что пациентка во время пребывания в отделении вела себя адекватно, не сообщала о том, что ее похитили и насильственно удерживают, и была выписана сразу после заявления об отказе продолжать лечение. Допрос Натальи Янкович после ее задержания был прерван из-за поднявшегося у нее артериального давления, следователям пришлось вызвать скорую помощь. За время нахождения обвиняемой в СИЗО повторный допрос проведен так и не был, несмотря на неоднократные ходатайства защиты.

По версии Христины Янкович, изложенной в ее показаниях, мать на протяжении долгого времени устраивала дома скандалы, вела себя агрессивно, била Христину, угрожала отобрать у нее ребенка. Последний конфликт, после которого произошло похищение, был, по мнению потерпевшей, спровоцирован желанием Натальи Александровны продать свою квартиру, в то время как Христина была против продажи.

После неудачного совместного визита в Институт им. Сербского Христина приняла решение перевезти из квартиры Натальи Александровны все ценные документы, в том числе документы на квартиру, опасаясь неадекватных действий со стороны матери. После этого между ними произошла крупная ссора, Христина покинула квартиру, вернулась поздно вечером. Ночью в ее комнату ворвались двое незнакомых ей мужчин, стали угрожать изнасилованием и физической расправой, избивали ее, вытащили из дома. Наталья Александровна при этом присутствовала, но никакой помощи дочери оказать не попыталась. Мужчины доставили Христину в неизвестное ей учреждение. В приемном отделении в присутствии дежурного врача она подписала какие-то документы, опасаясь физической расправы от доставивших ее мужчин.

Когда Христина пришла в себя на следующее утро, то, согласно ее показаниям, немедленно обратилась к персоналу клиники с просьбой выпустить ее, рассказала, что ее привезли и удерживают насильно. Этим же утром ее пригласил в кабинет один из врачей, там ее ждал друг и партнер по бизнесу вместе с адвокатом. В их присутствии она сообщила врачу об отказе продолжать лечение, после чего беспрепятственно покинула клинику.

Юрист клиники «Не Зависимость» Янина Смайлене рассказывает, что химически зависимые люди лишь в 10% случаев приходят в клинику сами, остальных приводят измученные родственники или неравнодушные друзья. Не все имеют возможность доставить наркозависимых самостоятельно, таксисты часто отказываются взять таких пассажиров, скорая на такой вызов не приедет, а если вызывать психиатрическую помощь, то доставят в государственное учреждение, где обязательно поставят на учет, кроме того, такая доставка очень дорого стоит. Поэтому большинство родственников наркозависимых обращаются в частные клиники, чтобы не ставить на близком человеке клеймо «наркоман», не лишать его возможности найти в будущем нормальную работу, получить водительские права. Для таких случаев и существуют мотивационные бригады, есть нечто вроде единого колл-центра, куда может обратиться любой человек, нуждающийся в помощи, телефон легко найти в интернете. Таких бригад в Москве немного, они сотрудничают с большинством частных клиник, штатными сотрудниками не являются.

Опасный прецедент

После возбуждения уголовного дела по заявлению Христины Янкович в клинике «Не Зависимость» 28 мая 2016 года был проведен обыск. В течение пяти часов, пока длился обыск, все помещения клиники были открыты, сотрудники полиции и ОМОН сообщили пациентам, что их удерживали в медицинском учреждении и они могут свободно его покинуть. Однако никто не вышел из отделения. По словам юриста Янины Смайлене, Христина Янкович за время своего пребывания в клинике также не высказывала желания ее покинуть, не говорила никому, что ее удерживают, до приезда ее знакомого через день после ее госпитализации. Никакие психотропные вещества к Христине не применялись, она вела себя спокойно, дружелюбно общалась с соседками по палате, не отказывалась от приема пищи. Однако написала отказ от проведения анализа на содержание в организме наркотических веществ, состояние наркотического опьянения дежурный врач-психиатр диагностировал у нее по внешним признакам во время первичного осмотра.

Известный врач-психиатр Юрий Савенко рассказывает, что подобных уголовных дел за последнее время становится все больше. Создаются прецеденты захвата недвижимости с использованием психиатрических экспертиз, признания невменяемости. В редких случаях адвокатам удается добиться приглашения независимых экспертов, чаще всего суд «не имеет оснований не доверять выбранным государственным обвинением экспертам». Преступные группировки разрабатывают целые схемы по вовлечению наркозависимых и других уязвимых категорий граждан, манипулируют ими. У адвоката Натальи Александровны нет версии, кто надоумил ее дочь Христину отвести мать в Институт им. Сербского, чтобы признать ее недееспособной, но скорее всего этому же человеку принадлежит идея подать заявление о похищении самой Христины.

Несмотря на все ходатайства защиты, суд посчитал целесообразным продлить срок содержания обвиняемых под стражей. В своих показаниях Христина утверждает, что боится матери, не может проживать с ней в одной квартире, опасается физической расправы. Потерпевшая и ее дочь прописаны в квартире Натальи Александровны. Защита многократно предоставляла подтверждения наличия альтернативной жилплощади для обвиняемой, однако на решение суда это не повлияло. Сама обвиняемая не допрошена до сих пор.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow