По оценке проекта «Россия без долгов», каждый седьмой мобильный номер в России находится в телефонной базе банка или коллекторского агентства, поскольку ранее принадлежал должнику. Люди привыкли соблюдать специальные меры предосторожности при покупке товаров б/у, но почти никто не подозревает о рисках, связанных с оформлением сим-карты. Должен ли сотовый оператор, не предупредивший клиента о прошлых владельцах номера, нести ответственность за возможные последствия? Реально ли приобрести гарантированно «чистый» номер? «Новая газета» попыталась разобраться в конфликтных ситуациях, возникающих вокруг этих вопросов.
Экономия ради потребителя
Перепродажа сотовыми операторами сим-карт с бывшими в употреблении номерами сегодня не исключение, а вполне рядовая практика. «Номерной фонд», распределяемый между операторами Роскомнадзором, сильно ограничен. «Чтобы удовлетворить спрос, операторы пускают в коммерческий оборот абонентские номера, высвободившиеся в результате расторжения договоров на предоставление услуг сотовой связи», — объясняет пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. По закону, это вполне допустимая практика.
К повторному использованию номеров прибегают все крупные российские операторы. Это нужно для сокращения издержек, ведь номерная емкость достается компаниям небесплатно. Оператор платит государственную пошлину за каждый приобретенный номер, а также за его обслуживание в биллинговой системе. «Повторное выделение освободившихся номеров — это экономия в том числе и для клиентов. В России цены на мобильную связь — одни из самых низких в мире», — говорит руководитель пресс-службы «Мегафона» Юлия Дорухина.
Схема у всех операторов одна, различаются лишь сроки. Например, в «Мегафоне», если абонент не пользуется услугами связи более 90 дней, а баланс его лицевого счета достиг нуля, номер может быть передан другому клиенту. «Если в течение двух недель после блокировки номера абонент не изъявляет желания вернуть свой номер, то он может поступить в повторную «продажу», — объясняет Дорухина.
По правилам «Билайна» после расторжения договора номер переводится в специальный резерв, где может находиться от 2 до 6 месяцев. Предполагается, что за это время он будет полностью «очищен» от предыдущего владельца. Если на номер в течение определенного времени не поступает никаких вызовов, то он выделяется другому абоненту. У Tele2 минимальный срок, который проходит между последним использованием номера его перепродажей, составляет один год, в МТС — от полугода.
Операторы подчеркивают, что финансовый мотив продажи б/у номеров — не единственный. «Мертвые души» не позволяют получить корректную информацию о «живых» абонентах, которые реально пользуются услугами сотовой связи, а это не дает оператору возможности корректировать свой продукт и искажает общие социально-экономические данные, статистику для которых предоставляют операторы связи», — объяснили «Новой» в пресс-службе «Билайна».
Целенаправленно купить абсолютно новый номер невозможно даже при большом желании: сотрудники салонов не имеют доступа к информации о биллинге и, соответственно, не могут сказать, принадлежал ли когда-нибудь конкретный номер телефона другому абоненту, объяснили «Новой» в Tele2. «Обратилась в офис [оператора] с просьбой о замены сим-карты на другую со свободным номером, на что мне ответили, что у них все номера — свободные и бывшие в употреблении — в одном списке, и они не могут отсортировать их», — описывает свой личный опыт пользовательница одного из правовых порталов. Большинство людей никогда не задумывается об этой проблеме: пользование б/у номером не приносит им никаких неудобств. Но менее везучие абоненты порой попадают в довольно неприятные ситуации.
Кредиты «мёртвых душ»
Некоторые из таких случаев относительно безобидны: например, приобретенный номер может оказаться привязанным к аккаунту неизвестного человека в соцсети или на другой онлайн-площадке, из-за чего новый абонент не сможет там зарегистрироваться («пользователь с таким номером уже существует») или будет получать ненужные уведомления. Впрочем, иногда эпизоды из биографии бывших абонентов всплывают при куда более непредсказуемых обстоятельствах. Так, одного из сотрудников «Новой газеты» вызывали в правоохранительные органы: оказалось, что прошлый владелец номера сдавал квартиру лицу, подозреваемому в совершении тяжкого преступления. Но самая распространённая проблема — покупка вместе с сим-картой чьей-то неудачной кредитной истории. Объектом «телефонных атак», когда каждый день на номер поступают до десятка вызовов и SMS-сообщений от коллекторского агентства, могут стать дети или чрезмерно впечатлительные люди. На одном из форумов Рунета есть история женщины, у которой на почве давления коллекторов, разыскивающих совершенно другого человека, случился нервный срыв, — для лечения понадобились услуги врача и дорогие лекарства, все издержки на которые ей пришлось нести самостоятельно.
Первый шаг в такой ситуации — попытаться самостоятельно заблокировать нежелательные вызовы, внеся номер в «чёрный список». Но коллекторы обычно нейтрализуют эту возможность: номерная ёмкость таких компаний может достигать нескольких сотен номеров, что делает ручную блокировку крайне затруднительной. Поэтому эксперты советуют звонить коллекторам и пытаться объяснить ситуацию, а если они используют угрозы или другие противоправные методы — сразу же писать жалобу в прокуратуру.
«Здесь действия понятны: обращаться в структуру, которая осуществляет взыскание, — кредитор, коллекторская служба, судебные приставы, — говорит руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Виктор Климов. — А дальше — разъяснять и показывать. Это не всегда бывает просто, процедура требует определенных усилий. Но, как правило, проблема решаема». Один из ресурсов, который может помочь в этом деле, — профессиональная ассоциация коллекторских агентств НАПКА. По статистике ассоциации, более 40% жалоб как раз связаны с тем, что коллекторы беспокоят не причастных к долгу людей.
В лучшем случае проблему удастся решить по телефону или выслав компании копию регистрационной формы абонента, которую могут предоставить операторы связи. В худшем — запрос проигнорируют и продолжат обзвон. «Кажется, что коллекторам невыгодно звонить случайным людям, если они действительно хотят вернуть свои деньги, — рассуждает Климов. — Но на деле оказывается, что им проще ставить номер на автодозвон, чем разбираться. Отчасти это связано с тем, что граждане, избегающие коллекторов, часто прибегают к самым разным способам».
Торговля плохой репутацией
Эксперты считают, что масштабы проблемы не столь велики, чтобы дополнительно регулировать деятельность сотовых операторов, заставляя их продавать только уникальные номера или брать с абонентов специальные справки. «Обвинять операторов не стоит, поскольку у них есть выкупленные пулы номерной емкости, и они их используют, — говорит руководитель департамента информационной безопасности компании Softline Олег Шабуров. — В действительности процент подобных «некрасивых» ситуаций минимален, и отказываться использовать все уже однократно использованные номера — точно не выход». Лучше всего поменять номер телефона, выбирая варианты со «свежими» префиксами, говорит Шабуров. Операторы «большой четвёрки» сообщили «Новой газете», что в проблемных ситуациях готовы пойти абонентам навстречу и осуществить замену бесплатно.
Однако пострадавшие клиенты справедливо указывают на то, что операторы не обеспечивают надлежащее качество своего продукта, продавая номера с «плохой репутацией», а всю ответственность за это по факту вынужден нести потребитель.
Юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов полагает, что в части законодательства существуют некоторые пробелы, которые не позволяют людям отстаивать свои интересы. «Можно предъявлять претензии оператору, который не представил необходимую информацию о товаре. А наличие предыдущих владельцев — это существенная информация. Покупая номер, клиент должен быть осведомлен о возможных последствиях, так как они могут на нём неблагоприятно отразиться». Обращений в суд по этому поводу сегодня практически нет: всё, на что может рассчитывать истец, — это компенсация морального ущерба в пару тысяч рублей.
Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Виктор Климов говорит, что проблема звонков коллекторов третьим лицам гораздо шире темы б/у телефонных номеров. «Это бывает из-за неудачной покупки подержанной машины или квартиры, когда коллекторы начинают искать имущество должника, или при оформлении займа, когда человека указывают как знакомого бывшие сослуживцы». Принимать новые законы на этот счет бессмысленно, считает эксперт. Несмотря на уже существующую нормативную базу, люди всё равно попадают под жесткий прессинг, а правоохранительные органы крайне вяло занимаются такими делами.