Крымские СМИ сообщили: на горном плато Ай-Петри, популярнейшем туристическом месте полуострова, планируется снос 120 кафе и сувенирных лавок.
«Ай-Петри мы зачищаем основательно и окончательно. К следующему сезону там должны быть чистота и порядок, без шашлычных и чебуречных, — заявил глава Крыма Сергей Аксенов. — На мой взгляд, точки общепита неприемлемы на плато. Кафе и рестораны — все это есть внизу. Этого там не должно быть, а должны быть туалеты, вода, прогулочные зоны».
Сносить запланировали в ноябре.
Куда пойдут туристы
«Мы поднимаемся на одну из самых высоких гор Крыма, название которой в переводе с греческого означает Святой Петр», — в экскурсионный минивэн меня берут бесплатно. Водитель Григорий объясняет вполголоса:
— Снесут они татарские кафе наверху, а мы что делать будем? Вот увидишь: сейчас группу довезем, и они не на вершину или в пещеры, а сначала в кафе пойдут.
— А что там особенного?
— Татарская кухня. Такую только здесь и в Бахчисарае найти можно.
Григорию тридцать восемь. Жена в декрете, трое детей.
— Летом я по три-четыре раза на гору и обратно езжу. В машине восемь мест. 350 рублей с человека. 2800 за поездку. Вычти 400 на бензин и еще 400 на амортизацию. Ну 6–8 тысяч за день в сезон — нормально? И где я найду такую работу?
Таксистов, специализирующихся на Ай-Петри, по словам Григория, только в Ялте 40–50 человек.
— И вот все мы потеряем нормальный доход. Не 15–20 тысяч в месяц, как в среднем в Крыму, а человеческие деньги. Разумеется, мы за эти кафе выйдем, как за свои.
Таксист вспоминает, что в 2007 году власти Украины уже пытались снести часть заведений на Ай-Петри. Приезжал спецназ.
— Тогда все плато поднялось. Были даже столкновения. Потом, правда, выяснилось, что люди без документов работали. Три точки убрали. У остальных все в порядке оказалось, их не тронули.
Минивэн тормозит на плато. Григорий не ошибся: пять из семи пассажиров направляются в ближайшее кафе.
«Пусть сносят, умру под обломками»
— Хозяин на месте? — девушку-официанта мой вопрос сбивает с толку. — Журналист. По поводу сносов.
Поняв, о чем речь, она жестом просит меня подождать и убегает на кухню.
Владелец кафе, мужчина за пятьдесят в потертом свитере, появляется через минуту.
— Редван. Пойдемте наверх.
Второй этаж кафе с октября по май пустует — не сезон. Редван на это время открывает здесь личный кабинет: работает с бумагами, а на фоне последних событий — и ночует.
— У меня позиция такая: соберутся сносить — пусть приезжают и сносят. Я умру под обломками. Кроме этого кафе у меня ничего нет: шесть лет назад продал дом в Бахчисарае, чтобы выкупить стоявший на этом месте шалман и построить нормальное заведение. 300 000 долларов вложил. До сих пор в плюс не вышел. Если это заберут… Знаете, в моем возрасте уже трудно начинать с нуля.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
По словам Редвана, уведомления о сносе предприниматели на Ай-Петри получили еще за неделю до сообщений в СМИ.
— На окно наклеили. Лично в руки никому ничего не вручали.
Читаю уведомление на бланке администрации Ялты (Ай-Петри административно относится к этому городу): «С целью принятия эффективных мер по защите прав граждан на свободный доступ к местам общего пользования и на проживание в благоприятных условиях, Комиссией по выявлению незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства…»
— Но у нас строения капитальные. Сейчас покажу бумаги, — говорит Редван.
Он спускается на первый этаж и возвращается с увесистой папкой документов. Находит декларацию о готовности здания кафе к эксплуатации. В ней действительно говорится, что у кафе есть фундамент из бутобетона, а также несущие стены.
— И обрати внимание, это российский документ. Выдан архитектурно-строительной инспекцией 23 июня 2014 года. Почему-то члены комиссии не захотели на него посмотреть.
Впрочем, и в существовании самой правительственной комиссии Редван сомневается.
— Я их не видел. Не знаю ни одного предпринимателя на Ай-Петри, к которому бы они пришли, изучили бы документы. Всем дали одинаковые предписания: снести капитальные строения как ларьки. Никто ни в чем не разбирался.
«Хочу спросить: где суд?»
Выслушав Редвана, направляюсь в кафе по соседству. Хозяин этого заведения Шукри Османов встречает меня с энтузиазмом.
— Звали местных журналистов — ни один не приехал. Все тиражируют только позицию чиновников: «Самострой, вредит экологии, срочно снести». При Украине два десятилетия все было законно, а теперь — наоборот?
У Шукри, как и у Редвана, есть документы на здание. И оно тоже капитальное.
— Вы видели, чтобы у ларька с мороженым адрес был? А у меня адрес есть: г. Ялта, село Охотничье, улица Ай-Петринская, дом № 64. Хочу спросить: где решение суда о сносе? Почему ялтинские чиновники сами решают, что законно, а что нет?
— А что за претензии по экологии?
— Есть такая проблема: на Ай-Петри нет воды. Мы действительно работаем на привозной воде. Я лично вожу из дома. У меня стоит резервуар на тонну, я его закачиваю в несколько заездов. Раз нет воды, то нет и канализации. Но мы не сливаем отходы на плато, как говорят чиновники, а закачиваем их в отдельные резервуары. Три раза в месяц приезжает машина за ними. Потом нас обвиняют, что мы выкидываем мусор прямо на плато. Ну пройдите по округе, покажите мне хоть один пакет на земле.
— А если все же придут сносить, что будете делать?
— Здесь будет война. У нас только предпринимателей и наемных работников 800 человек. Кто нам даст новую работу в Крыму? С этого места кормятся все села в округе: Соколиное, Новополье, Аромат… Даже Бахчисарай. У одних покупаем масло, у других мясо, у третьих овощи. И эти люди за нас выйдут. Так что убедительно просим: давайте по закону все решать. Хотите снос — подавайте в суд, и там разберемся.
Что увидит Фемида
Крымскому суду действительно будет что разбирать в споре предпринимателей и чиновников. Как бы ни старались предприниматели доказать, что у них абсолютно все по закону, это не так.
Земля на Ай-Петри находится в долгосрочной аренде у двух компаний: ООО «Старт-инвест» и ООО «Шарм». Первая отвечает за эксплуатацию канатной дороги «Мисхор — Ай-Петри», вторая — за те самые кафе и точки розничной торговли, которые планируется снести. Каждый предприниматель, желающий начать бизнес на Ай-Петри, должен войти в состав учредителей ООО «Шарм». Сейчас у компании 44 учредителя.
В договоре аренды земельного участка между администрацией Ялты и частным предприятием «Шарм» от 22 июля 2002 года говорится, что земля сдается в аренду под строительство торгового центра. Но никакого ТЦ на плато не построено, а вместо него возведены 120 стационарных и нестационарных объектов.
Однако и сказать, что здания целиком «вне закона», — тоже нельзя, ведь на них выдавались и российские, и украинские документы, записи о них есть в Госкомрегистре Крыма, и, в конце концов, им были присвоены почтовые адреса. Кроме того, в выданных предпринимателям извещениях о сносе речь идет о нестационарных объектах, но они стационарные.
Получить комментарий администрации Ялты не удалось. В пресс-службе посоветовали изучить заявление сити-менеджера Андрея Ростенко на этот счет: «Я считаю, что все действия по наведению порядка на плато Ай-Петри законны, правомерны, целесообразны и как никогда актуальны. Тот урон, который сейчас наносится экосистеме в этом месте, может оказаться невосполнимым. Надеюсь, что все будет решено достаточно твердо и быстро».
Времени перевести спор в цивилизованное судебное русло у сторон почти не осталось. Ноябрь уже наступил, «горячая фаза» противостояния чиновников и предпринимателей может начаться в любой день.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68