Американцы уходят, но возвращаются
В минувшую среду Дутерте, выступая перед бизнесменами, провозгласил, что «в течение двух лет на нашей (филиппинской) земле не будет иностранных войск». Относиться это может только к США, с которыми Манила поддерживает теснейшие военные связи.
Напомним, что Филиппины когда-то были колонией Испании, которую потом у одряхлевшего Мадрида отнял Вашингтон. После обретения независимости в этой стране надолго задержались войска США, которые, правда, в 1992 году были выведены. Однако в 2014 году ситуация изменилась — Манила и Вашингтон подписали соглашение о резкой активизации двусторонних военных контактов, и Вооруженные силы Соединенных Штатов вновь получили право использовать на временной или ротационной основе объекты на Филиппинах.
Еще несколько месяцев назад прежние власти в Маниле считали это важнейшей гарантией безопасности страны перед лицом нараставшей в регионе экспансии Пекина: тот провозгласил своей собственностью практически всю акваторию прилегающего к Филиппинам Южно-Китайского моря. Странам региона КНР соглашается оставить только узкие полоски прибрежных вод.
Политика подкрепляется реальными делами — китайцы без спроса и переговоров занимают стратегически важные островки, отмели и рифы, на которых усиленно возводят бетонные площадки с радарами, аэродромами, причалами и военными объектами. Особые потери при этом несут Вьетнам и Филиппины, которые не раз оказывались на грани прямого столкновения с превосходящими силами КНР. Вопрос этот, кстати, носит далеко не местечковый характер: по Южно-Китайскому морю проходят самые важные на планете океанские трассы с запада на восток Евразии, перевозится большая часть объема мировой торговли, включая нефть и огромные массивы товаров из Китая, Японии, Южной Кореи, других стран.
По инициативе прежних властей Филиппин международный арбитраж в Гааге в июле принял историческое решение: Пекин не имеет исторических и прочих прав на акваторию, на которую он претендует. Это стало мощным юридическим ударом, а американцы, к тому же, усиливают его делами — они уже несколько раз демонстративно направляли свои военные корабли к китайским искусственным островам из бетона, показывая, что Вашингтон не признает права КНР на прилегающие к островам воды.
Опираясь на союз с США, Манила тоже увеличивала градус конфронтации с Пекином. Но все резко изменилось с избранием на пост президента Филиппин эксцентричного Родриго Дутерте, имевшего устойчивую репутацию организатора и идеолога «эскадронов смерти».
Пуля в лоб — и нет проблем
Этот человек отличается простецкой внешностью, ввертывает ругательства даже в официальные речи и изъясняется на смеси английского и тагальского языков в отличие от манильских аристократов, щеголяющих идеальным знанием языка Шекспира.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Впрочем, Дутерте — вовсе не дитя трущоб, как можно подумать. Его отец был заметным политическим деятелем и избирался на пост губернатора одной из провинций. Родриго Дутерте получил хорошее образование (его мать — учительница), но со студенческих лет увлекся коммунистическими идеями. Одним из его преподавателей, кстати, был основатель маоистской Компартии Филиппин и теоретик революционного насилия Хосе Мария Сисон, с которым будущий президент общался и за пределами университетских аудиторий. Дутерте, кстати, после окончания юридического факультета устроился в прокуратуру своего родного города Давао на беспокойном южном острове Минданао, который славится глубокими бандитскими традициями и обилием пестрых полууголовных партизанских сил — маоистов, троцкистов, исламских сепаратистов.
Фигурой национального масштаба Дутерте стал на посту мэра этого города с населением более 1,6 млн человек, третьего по величине на Филиппинах. Это кресло он занимал в общей сложности 22 года, прославившись безбрежным популизмом и созданием собственных полувоенных формирований. С их помощью Дутерте начал жесткую борьбу с мафией, в первую очередь — с наркобаронами, в число которых, по слухам, он иногда записывал и своих политических противников. Методы борьбы были простыми — пулю в лоб без суда, и нет никаких проблем. Бывали случаи, когда мэр публично называл имена «плохих парней», и их через некоторое время находили убитыми.
Правозащитные организации, включая Human Rights Watch, требовали прекратить расправы, но Дутерте плевал на эти требования — тем более, что пресловутые широкие народные массы были в восторге от крутого, своего в доску парня на посту губернатора. К тому же, помимо лихой борьбы с мафией, он строил больницы, раздавал пособия беднякам и даже как-то был выдвинут на международную премию, которая присваивается лучшим мэрам планеты.
Доить двух коров
Внеправовую, внесудебную борьбу с мафией 71-летний Дутерте с удвоенной силой продолжил и после избрания в июне нынешнего года на пост президента, открыто призвав полицию и своих сторонников убивать наркодилеров и бандитов. Новый глава государства зачитал и длинный список государственных чинов, политиков и прочих влиятельных людей, которые, по его мнению, наживаются на наркотиках. Указание было принято к исполнению: число убитых «эскадронами смерти» после избрания нового президента оценивают в 1,5 — 2,5 тыс. человек. Хотя кто их считал.
Представитель ООН по проблемам внесудебных расправ летом официально выразил озабоченность событиями на Филиппинах. В ответ Дутерте пригрозил выйти из этой организации и обругал ее генерального секретаря Пан Ги Муна. Знаменитое «сукин сын» в адрес Обамы прозвучало после того, как появились сведения о том, что президент США хочет затронуть вопрос о внесудебных расправах на своей первой встрече с Дутерте в сентябре. После оскорбления беседа была отменена — и президент Филиппин быстро дал задний ход, отказавшись от своих слов и назвав Обаму «великим лидером великой страны». Но конфликт не прекратился: американцы продолжали бурчать по поводу «эскадронов смерти», и Дутерте решил, что с Вашингтоном нужно быть построже.
Были отложены на неопределенный срок военные учения с США и двусторонние консультации по оборонным вопросам. Дутерте намекнул на возможность денонсации соглашения с Вашингтоном от 2014 года. Во время визита в Пекин 20 октября он заявил о «решении порвать с Соединенными Штатами и в военной сфере, и в экономике». США, заявил Дутерте, «должны прекратить относиться к Филиппинам как к собаке на поводке».
О былом конфликте с КНР забыто — в коммюнике по итогам визита записано, что все проблемы в Южно-Китайском море должны решаться только странами региона. Это намек на то, что американцам с японцами на эту тему лучше не высказываться. Президент Филиппин дает понять, что может даже отложить в долгий ящик решение арбитража в Гааге, хотя делает на этот счет весьма туманные и противоречивые заявления.
Кстати, некоторые считают, что эксцентричное поведение Дутерте (его уже вовсю называют «Чавес № 2») на самом деле — трезвый расчет. Китай уже пообещал Филиппинам в обмен на изменение позиции колоссальную экономическую помощь и инвестиции в инфраструктурные проекты на 24 млрд долларов. Льготные займы на этой неделе выписали Маниле и в Токио, где крайне озабочены угрожающими заявлениями филиппинского президента о разрыве с США. Это грозит резко ослабить американо-японские позиции в стратегически важном Южно-Китайском море, и Япония как главный торговый партнер и главный кредитор Манилы намерена побороться за симпатии неистового Дутерте. Не исключено, что попытки примириться с ним предпримут и в Вашингтоне — там уже заявили, что в целом поддерживают борьбу с наркомафией на Филиппинах, хотя и не одобряют ее методы.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68