СюжетыПолитика

«Россия ни на кого нападать не собирается, это немыслимо»

На Валдае президент утверждал, что Россия не стремится ни к глобальному доминированию, ни к экспансии, ни к конфронтации

Владимир Путин выступил на пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи. Большую часть выступления он посвятил внешнеполитическому курсе и отношениям со странами Запада. «Новая газета» выбрала главные тезисы выступления.
  • «Россия не собирается ни на кого нападать».

«Да это и смешно. Я ведь тоже читаю и ваши аналитические материалы, но не только присутствующих здесь в зале, но и аналитиков из тех же США, Европы. Немыслимо просто, глупо и нереалистично. […] В одной Европе 300 млн человек. И все члены НАТО… Общая численность населения стран НАТО 600 млн человек, в России — 146 млн. Просто смешно об этом даже говорить, но это все равно используется для достижения своих политических целей».

  • «Россия не стремится к глобальному доминированию».

«Мы не стремимся ни к глобальному доминированию, ни к экспансии какой-то, ни к конфронтации какой-то либо», — сказал президент, добавив, что лидерство заключается не в том, чтобы придумывать эфемерные угрозы и, спекулируя на них, пытаться подмять под себя остальных.

  • США могут присоединиться к «нормандской четверке».

Россия, по словам Путина, не против привлечь в нормандский формат другие страны. «Да, дискуссии идут сложно, да, это не очень эффективно, соглашусь с этим. Но другого нет. Нужно ли привлекать кого-то другого? Российская позиция такая: мы не против привлекать кого бы то ни было, в том числе наших американских партнеров», — сказал Путин.

  • Предолевать угрозы «можно только сообща».

«Очевидно, что сейчас мировому сообществу важно сосредоточиться на действительно реальных проблемах, стоящих перед всем человечеством, решение которых позволит сделать мир и безопасным, и стабильным, а систему международных отношений — равноправной и справедливой.Убежден, любые вызовы и угрозы можно преодолеть только сообща».

  • «Экономика не может выйти из кризиса».

«Систему международных отношений постоянно лихорадит, глобальная экономика не может выйти из системного кризиса, при этом принципы и правила как в политике, так и в экономике постоянно перетасовываются. Зачастую переворачивается наизнанку то, что совсем недавно считалось истиной, возводилось в догму. […] Мы видим, как жертвуют свободой торговли и используют так называемые санкции для политического давления. В обход Всемирной торговой организации пытаются формировать закрытые экономические альянсы с жесткими правилами и барьерами, где главные выгодоприобретатели — свои транснациональные корпорации».

  • НАТО «не адаптируется» к новым вызовам.

«Созданные еще во время холодной войны и явно пережившие свой век структуры, ну, допустим такие как НАТО, несмотря на все разговоры о необходимости адаптации к новым условиям, никакой реальной адаптации к новым условиям не происходит».

  • Личные договоренности с Обамой по Сирии «не сработали».

«Остановить кровопролитие и запустить политический процесс не удается, казалось бы, после долгих переговоров, огромных усилий и сложных компромиссов, наконец, начал формироваться единый фронт борьбы с терроризмом. Однако этого не произошло — он практических не создан. Не сработали и наши личные договоренности с президентом Соединенных Штатов, в Вашингтоне нашлись силы, которые сделали все, чтобы эти договоренности не были реализованы на практике.

  • В России нет таких средств пропаганды, как в США.

«Хотелось бы мне иметь такую пропагандистскую машину в России. Но это, к сожалению, не так. У нас нет таких глобальных средств массовой информации, как CNN, Би-би-си и некоторые другие. У нас таких возможностей пока нет».

  • Процесс глобализации «в кризисе».

«По сути, в кризисе оказался сам проект глобализации, а в Европе говорят, уже (мы это хорошо знаем, слышим) о несостоятельности политики мультикультурализма», — отметил президент. По его словам, эта ситуация является следствием ошибочного, поспешного и в чем-то самоуверенного выбора, который сделали политические элиты Европы четверть века назад.

Комментарии

Игорь Бунин

президент Центра политических технологий

— Давно пора было сказать, давно пора было делать. С экономикой в 1-2% ВВП мира негоже претендовать даже на статус крупной региональной державы. Надо развивать экономику, а потом на что-то претендовать. Не как на военную державу, а как на экономическую.

Экономисты говорят, что деньги скоро закончатся. Наш великий паназиатский союз не свершился, импортозамещение никак не получается, цены на нефть до 100 долларов не поднимутся. Пришлось говорить, что мы мирные, что мы держава, не ориентированная на военную силу.

Алексей Макаркин

первый вице-президент Центра политических технологий

— Со времен, когда политика стала делом более-менее публичным, со времен Александра I, ни один российский лидер никогда не говорил, что Россия не стремится к миру. Формулировка о необходимости «многополярного мира» изначально предусматривает, что ни одна страна не имеет глобального доминирования: ни Россия, ни США, ни Андорра — никто.

На самом деле я не вижу здесь ничего особо нового. Эта концепция не означает, что на место Соединенных Штатов мы хотим поставить Россию. Если бы кто-то это и высказал, это было бы очень странно: с учетом экономического потенциала, наличия или отсутствия надежных союзов.

Я думаю, что новое было в другом. В утечке «с полей» форума говорилось, что на неком правительственном заседании якобы кто-то начал говорить о том, как мы подначиваем американцев, «гоняем» их в разных точках мира, подлетая самолетами, а президент очень резко и негативно отозвался о такого рода экспериментах. Вот эта спланированная утечка носит значимый характер. Российская власть опосредованно, неофициально дает понять, что вообще-то президент не разделяет радикальных взглядов на отношения с Америкой. Что можно договариваться и снижать градус противостояния.

Хотя утечку можно трактовать по-разному. Например, что в России есть куда более радикальные силы, в том числе силовики. «Давайте договариваться с президентом, он более конструктивный, чем немалая часть российской властной элиты». Такой довольно многозначный сигнал. Таких сигналов я не припоминаю, такая утечка впервые.

Михаил Виноградов

политолог

— Власти позиционировали миротворческий настрой операции в Сирии на уровне приверженности делу мира. Декларации всегда оставались такими, но у социальной практики есть разные оценки.

Традиционный одобряемый ответ на вопрос, из которого не вытекают какие-то серьезные обязательства по коррективам сегодняшнего курса. Я не вижу никакого принципиального поворота.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow