Алексей Семенов, доктор физико-математических наук, профессор. До 2013 года — ректор Московского института открытого образования. в 2013 году сменил на посту ректора МПГУ Виктора Матросова, который после многолетней работы в этой должности был уволен из-за скандала, связанного с поставленной на поток фабрикацией фальшивых диссертаций. В 2014 году СМИ сообщали о конфликте, возникшем между Семеновым и некоторыми преподавателями вуза. В вину ему ставили сокращение преподавательского состава, уменьшение ставок, объединение факультетов вуза.
Предполагается, что место Семенова может занять замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, бывший проректор МПГУ и выпускник этого вуза Алексей Лубков.
Комментарии
Сергей Казарновский
Директор «Класс-центра»
Есть старый школьный анекдот.
Во время урока директор идет по школе и видит ученика «началки», который топчется у дверей кабинета и что-то бормочет. Директор прислушался. «Где смысл? В чем логика? Где логика? В чем смысл? » — бормочет ученик. Увидел директора. «Что случилось? » — это директор.
Мальчик поправил очки и сказал: «Я на уроке совершенно случайно… пукнул. Вот. Меня выгнали. А они остались? !»
Я 35 лет работаю в школе. 25 лет директором. И задыхаюсь от отсутствия выпускников профильных педагогических вузов, которых можно было бы допустить к детям. Они боятся школы. Они не знают ее. Нет, конечно, помнят. Все в ней были. Все прошли через «круги ада». А вот так, чтобы прийти готовым к профессии, — в которой есть все. И дети не отмороженные «ботаны», а живые, летающие на переменах, забывающие тетради, говорящие, когда хотят, а не когда позволено по руке. И сумасшедшие родители, которые будут учить, как учить, при этом дарить по праздникам подарки… К которым, черт его знает, как относиться. Как к искренней благодарности или как к страховому полису своего ребенка? И завуч, израненная электронными сообщениями из «центра», из последних своих сил будет объяснять не как сделать, а как нужно сделать! И что кормление невкусной едой и медицинская помощь в отсутствие медсестры — это часть профессии…
Короче. Это практическая профессия, а не 5-летние лекции и экзамены и пару месяцев педпрактики. Так было.
И вдруг. Мне предлагают студентов сначала 4-го курса одного педвуза, чтобы они жили в школе. С утра и до вечера. Сидели на уроках. Ходили в столовую. Приходили на родительское собрание. Оставались на продленке.
Так случилось 3 года назад, когда в МГПУ пришел Семёнов. Каждый год до этого студенты как тени мелькали со своей педпрактикой, не оставляя ни следа ни в нашей, ни, судя по всему, своей жизни. А тут они снимали уроки на видео, потом анализировали их и даже высказывали замечания в адрес учителей. Я, директор, бегал к ним на зачеты в университет, чтобы получать удовольствие от их успехов.
А потом брал стажерами на 5-м курсе, чтобы реально работали учителями, а через год спокойно давал первый класс!
Такое прежде и представить было нельзя. Это совершеннейшая Революция в сегодняшнем педобразовании. Каждый год Семёнов собирал директоров лучших школ, обсуждая итоги прошлого года, и снова распределял студентов по этим школам для реальной жизни уже со 2-го курса! Чистый дарвинизм. Абсолютно естественный отбор на звание «Школьный человек». А другие в школе не работают! Вот что первое сделал Семёнов!
Вот что такое настоящее педагогическое образование! Выращивание Школьных людей.
Один мой сегодняшний ученик, когда поступал в школу, рассказывал, как они, отдыхая с отцом, где-то на острове встретили Снежного человека. Не подвергся сомнениям его рассказ, я лишь спросил: «А кто такой Снежный человек?» И он мгновенно ответил: «Это древний человек, который так и не стал человеком».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Исчерпывающе и все понятно.
«Я не уверен, что смогу также сформулировать. Но Школьного человека я, директор школы, чую почти по-животному»
Вот он как личную трагедию переживает, что семиклассник не знает, где в организме человека живет печеночный сосальщик! Вот он притаскивает всю свою семью, чтобы вместе с классом сделать грандиозный экологический проект про бабочек из пластилина. Сам заканчивает как всегда не завершенный к сроку строителями ремонт. Тратит все свое свободное время на общение с детьми и при этом всячески сопротивляется любой необходимой школьной бюрократии.
По большому счету Школьные люди — это те люди, которые решили потратить свою жизнь на разговоры с детьми. Для сторонних людей, занятых очень конкретными делами, такое отношение к жизни зачастую кажется чудачеством.
Во все времена учителя были подвижниками. И мне это хорошо известно еще и по семейным преданиям: мои бабушка и прабабушка были директорами школы и гимназии в провинции.
Это и начал делать Семёнов — селекционировать подвижников!
И это точнейшее понимание педагогической профессии.
Семёнова… снимают! Где смысл? В чем логика?
Замечательная мысль возникла у хорошего человека: «До семи лет мы учим детей ходить и говорить. Потом они приходят в школу, и мы их учим сидеть… и молчать». И это правда. Мы требуем от них невыполнимого. Например, быть внимательными, потому что мы сами не умеем «брать внимание», и вообще не считаем это элементом нашей профессии. А их — наших детей, надо этому еще учить. Медленно, скрупулезно, день за днем. Мы требуем от них ответственности, но это вообще-то возникает гораздо позже. А если точно — и является границей между детством и недетством. Так вот, мы требуем все это и еще много, много другого и, конечно, убиваем в наших детях абсолютно все живое. Причем этот результат не надо проверять ЕГЭ — он очевиден.
Семёнов — ученый, педагог, отец с многолетним «стадом» (8 детей, бог знает сколько внуков, внуков), абсолютно точно понял, что многие наши требования к ведению урока — от нашей беспомощности и безграмотности в плане организации публичного пространства. Дети в классе — это та же публика. И все законы публичного общения точно так же должны работать. Внимание нужно уметь брать. А не требовать его! Это уже почти Станиславский.
И для этого есть технология! А то заходит «препод» в класс с двумя журналами и начинает урок с того, что спрашивает: «Это у нас 5-й «А» или «Б»? » А потом говорит в учительской: «Какой сегодня невнимательный 5-й класс!»
И Семёнов открывает курс драматического мастерства для студентов!
Настоящие театральные мастерские с финальными показами, собирающими полные залы. То есть происходит то, о чем много лет говорят в педагогической среде, любуясь одинокими талантливыми учителями года: началось практическое массовое обучение публичной профессии преподавателя!
А Семёна… снимают! Где смысл? В чем логика!
В главном здании Университета есть угловой вход. По расположению он и прежде, вероятно, был главным. Вход уже давно закрыт и, судя по траурным атрибутам над входом, использовался в совершенно конкретных случаях. Никто до Семёнова эту атрибутику не убирал. На всякий свой случай Семёнов — убрал!
Борис Мнацаканян
студент 5 курса МГПУ, будущий учитель обществознания и права
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68