«Может свидетельствовать о подозрении»
В Волгограде арестован правозащитник Игорь Нагавкин, критиковавший полицию, ГАИ и судившийся с силовиками
Суд: Дзержинский районный суд Волгограда Обвиняемый: Игорь Нагавкин Статья: ч. 3 ст. 30, п. «а, б» ч. 2 ст. 158 УК РФ (покушение на кражу) Стадия: возбуждено уголовное дело Решение: взят под стражу сроком на 2 месяца — до 29 ноября.
В Волгограде в этом месяце был задержан и арестован руководитель местного отделения движения «За права человека» Игорь Нагавкин. Основанием для взятия под стражу стало обвинение в покушении на кражу, которое в день задержания Нагавкину предъявил старший следователь УМВД по Волгограду С.Г. Даноян. Нагавкин вместе с «неустановленными лицами» якобы вскрыли ломбард, но украсть оттуда ничего не смогли «по не зависящим от них обстоятельствам». Что это за обстоятельства, в материалах дела не сообщалось. Да и отпечатков пальцев и свидетелей «кражи» полиция пока не представила.
Так как оснований для заключения под стражу было явно недостаточно, судья Дзержинского районного суда Волгограда Александр Федоров нашел «исключительное обстоятельство», имеющее отдаленное отношение к юриспруденции, УПК и здравому смыслу, — объединил дело о покушении на кражу с совсем другим уголовным делом о краже, где Нагавкин вообще не фигурирует. И это другое дело «может свидетельствовать о подозрении Нагавкина И.Б. и в иных, помимо инкриминируемого, преступлениях» (цитата из постановления суда). Поэтому, мол, на всякий случай надо заключить Нагавкина под стражу.
У Игоря Нагавкина нет ни потертого портфеля с документами, ни благородной седины, ни очков — ничего из того, что представляется при слове «правозащитник». Молодой спортивный мужчина. Свою деятельность он начал после семейной трагедии: 10 лет назад его брат, находясь под стражей, умер от аппендицита, так и не дождавшись медицинской помощи. Перед Игорем встал выбор: отомстить виновным — или добиваться их наказания по закону. Он выбрал второе.
С тех пор Нагавкин защищает заключенных. Торпедирует официальные инстанции бесчисленными запросами и жалобами. В то же время подходит к делу творчески: коллеги вспоминают, что любой телефонный разговор с прокурорским или ФСИНовским начальником он начинал с фразы: «Предупреждаю вас, что наш разговор записывается».
Ну кому это понравится…
В своем родном городе Калаче-на-Дону Нагавкин тоже развел масштабную активность. Ему с коллегами удалось снизить уровень потребления наркотиков в городе. Как рассказал «Новой» адвокат Юрий Бенгардт, такая активность будто бы не очень нравилась начальнику местной полиции Сагояну.
А когда мэр Калача-на-Дону затеял уничтожить городской парк ради застроек, Нагавкин подал иск в суд о признании недействительным плана застройки и — на удивление! — выиграл тяжбу. «Пострадал» от действий Нагавкина и председатель Калачевского городского суда Дмитриенко: правозащитник подал на него заявление о привлечении к уголовной ответственности после того, как Дмитриенко лично приказал не пускать Нагавкина в городской суд.
Последнее время Нагавкин серьезно конфликтовал с начальником ГАИ Калача-на-Дону Тахтаровым. По мнению Нагавкина, Тахтаров через аффилированных лиц будто бы мог иметь отношение к грузоперевозкам и добыче полезных ископаемых, при этом, вероятно, без необходимых на то документов и лицензий. В августе этого года Нагавкин добился помещения одной из машин, к которой якобы имел отношение Тахтаров, на штрафстоянку.
В общем, к 36 годам врагов у Нагавкина набралось немало.
Обыски в день задержания Нагавкина провели на квартире, где проживают его мать и сестра, и на квартире, где проживает он сам с женой и детьми. О том, как это было, «Новой» рассказала сестра Игоря Нагавкина Надежда: «На квартиру, где живем мы с мамой, вместе с полицейскими пришли пьяные понятые, от них прямо разило спиртным. Когда мы стали требовать, чтобы вместо них привлекли кого-то из соседей, полицейские сказали: «А зачем вам, чтобы соседи знали? » Потом они разбрелись по всем комнатам и начали одновременно там искать, хотя мы требовали делать всё, как положено, — комната за комнатой». По словам Надежды, оперативники передавали друг другу вещи по цепочке из разных комнат, после чего сложили все в кучу. В результате обыска из квартиры, в частности, изъяли: 12-летнюю дырявую шубу Надежды и старый полушубок ее дочери из искусственного меха, утепленные спортивные штаны Надежды, в которых она «торговала на рынке и работала в огороде», старые кроссовки Надежды и Игоря, кулончик и серьги дочери, крестик с цепочкой матери Игоря.
На квартире, где Нагавкин жил с женой и детьми, оперативники изъяли скопленные его 14-летней дочерью из подарков родственников 9 тысяч рублей, а также 8 тысяч рублей, которые были в косметичке у жены на текущие расходы. «Также изъяли украшения, которые непонятно откуда взялись, — говорит сестра арестованного, — большой шкаф-купе обыскивали сразу с двух сторон, и, пока жена Игоря отвлеклась на одну сторону, ее позвали с другой стороны, и уже в руках оперативника она увидела горсть серебряных украшений с бирками. Они ей не принадлежат, и она их раньше никогда не видела».
Интересна личность судьи Александра Федорова, арестовавшего Нагавкина. Федоров за 2 года в должности судьи несколько раз представал перед квалификационной коллегией из-за сыпавшихся на него жалоб. В декабре 2015 года его судейские полномочия досрочно прекратили. Это решение он обжаловал. На рассмотрении жалобы каялся в совершенных нарушениях, которые назвал «судейскими ошибками», и давал «слово офицера», что больше такого допускать не будет. В итоге Федорова восстановили в статусе судьи.
Игорь Нагавкин сейчас содержится в ИВС. Правозащитники — за его освобождение. «Мы уже обратились к Уполномоченному по правам человека и направили Нагавкину на помощь нашего адвоката, — сказал «Новой газете» глава движения «За права человека» Лев Пономарёв. — Этот арест — очевидно, месть Игорю за его активность».
Александра Букварёва — специально для «Новой»
«Еду в Магадан»
Сына вице-президента ЛУКОЙЛа приговорили к обязательным работам после гонок на Gelandewagen
Суд: Гагаринский районный суд Москвы Подсудимые: Руслан Шамсуаров и его друзья Статья:ст. 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти») Стадия: вынесен приговор Наказание: 300 часов обязательных работ
Гагаринский районный суд Москвы в понедельник, 17 октября, вынес приговор в отношении сына вице-президента ЛУКОЙЛа Руслана Шамсуарова и его приятелей по делу об инциденте, который произошел 22 мая этого года. Представители так называемой «золотой молодежи» после ночного клуба тогда носились на принадлежавшем Шамсуарову автомобиле Mercedes Gelandewagen по Ленинскому проспекту и окрестностях со скоростью 200 км в час, пересекая сплошные. При этом все происходящее снималось ими на видео и транслировалось в интернет. В какой-то момент сотрудники автоинспекции потребовали остановиться, однако компания приятелей решила уехать от погони, а также демонстративно начала останавливаться и снова трогаться, дразня полицейских.
Как постановил суд, молодые люди, осознавая, что их действия пытаются пресечь сотрудники ДПС на служебном автотранспорте со специальными опознавательными знаками и сигналами, — продолжали совершать опасные маневры, создающие реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников полиции.
В своем приговоре судья Ольга Зельдина ссылалась на выводы лексической экспертизы. Специалисты изучали запись, которую подсудимые делали во время своей гонки и транслировали в интернет. Их речь была очень экспрессивной. Судья сочла оскорблениями в адрес полицейских следующие слова: «дебилы», «придурки», «ничтожества», «мусора» и выражения наподобие «сосать до конца света».
Итог: Шамсуаров признан виновным в оскорблении представителя власти (ст. 319 УК РФ) и приговорен к 300 часам обязательных работ. По статье о «применении насилия в отношении представителя власти» он оправдан. Такое же наказание получил его приятель — Виктор Усков, ранее уже судимый условно за кражу кабеля. Суд также постановил изъять в пользу государства сам Gelandewagen стоимостью около 20 миллионов рублей, так как он признан вещественным доказательством — «служил средством совершения преступления», пояснили после приговора в суде.
Другого приятеля Шамсуарова — Абдувахоба Маджидова — оправдали. Во время гонки он находился за рулем автомобиля. Судья решила, что вина Маджидова в оскорблении полицейских не находит подтверждения. Ранее мировой суд уже назначил ему 200 часов обязательных работ за вождение без прав и лишил его прав на 4 месяца за выезд «на встречку».
Судья зачитывала решение почти 3 часа. Сын вице-президента ЛУКОЙЛа и его приятели в этот момент внешне сохраняли спокойствие и переписывались друг с другом в телефонных мессенджерах в чате под названием «Еду в Магадан». В их компании во время гонок была еще и девушка. Она, как и остальные молодые люди, которых тогда задержали, за неповиновение полиции получила несколько суток ареста. Однако обвинений в оскорблении полицейских ей не предъявляли.
Обвинение, требовавшее для мажоров по 2 года и 1 месяцу колонии общего режима, будет обжаловать приговор. Защита Шамсуарова в свою очередь намерена «инициировать расследование» в отношении полицейских, которые «сфальсифицировали доказательства». По словам адвокатов, из материалов пропали записи с видеорегистраторов машин ДПС, участвовавших в погоне.
Ну а главный герой истории — Руслан Шамсуаров — отказался отвечать на вопросы журналистов и уехал от здания суда на черном «Мерседесе».
Вера Челищева, «Новая»
«Порок воли»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Начисление страховых выплат государством напоминает игру в напёрстки, где не угадавший правильный ответ выбывает
Суд:Европейский суд по правам человека Заявители: девять граждан из Нижнего Новгорода, Кирова и Кемерова против России Статья:нарушение права на уважение собственности (дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 1) Стадия: ждут коммуникации жалобы Решение:еще нет
Девять человек из Нижнего Новгорода, Кирова и Кемерова обратились в Европейский суд с жалобой на нарушение их права на уважение собственности и несоблюдение Россией принципа «надлежащего управления» (good governance). Они полагают, что Фонд социального страхования (ФСС) действовал недобросовестно при расчете денежных выплат. А нежелание высших судов поддержать их в споре с государством трактуют как отход России от принципа социального государства.
Все девять человек пострадали от производственной травмы или получили профессиональное заболевание. В их ситуации закон позволяет из нескольких вариантов расчета страховки выбрать самый выгодный. Разъяснить застрахованным, какая схема им выгодна, а какая нет, должен сам фонд — об этом говорит статья 18 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Во всех случаях застрахованные почему-то выбрали невыгодную схему: Анатолий Медведев из Кирова (несчастный случай на производстве) получает 693 рубля вместо 7635 рублей; Владимир Екимовских из Кемерова (работа под землей, профзаболевание) — 1300 вместо 3298 рублей; Иван Барышников из Нижнего Новгорода (газовщик, профзаболевание) — 197 вместо 2814 рублей.
Аркадию Кошкину, лишившемуся трудоспособности на 70% из-за травмы позвоночника, фонд насчитал ежемесячную страховку 931 рубль 38 копеек, ориентируясь на размер его среднего заработка в небольшом поселке Кировской области. Но если бы ФСС применил другую калькуляцию — исходя из обычного размера вознаграждения работников его квалификации в регионе, — Аркадий получал бы сейчас 8,5 тысячи рублей в месяц.
О том, что это возможно, Кошкин узнал через 7 лет и обратился в суд с иском о перерасчете. Ленинский районный суд Кирова удовлетворил его требования в полном объеме. «Истцу не было разъяснено, что такое «обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности», — указано в решении. Возражение фонда, что страховая выплата перерасчету не подлежит, суд назвал «не основанным на нормах права» и «противоречащим самому смыслу института возмещения вреда». Кировский областной суд, рассмотрев дело в апелляционной инстанции, с логикой коллег согласился. А в мае 2015 года Верховный суд оба решения неожиданно отменил.
То же Верховный суд проделал с делами еще восьми заявителей. Их представитель юрист Марина Шакирова рассказала «Новой газете», что в прошлом году ВС резко изменил свою практику по делам о соцстраховании. В постановлении пленума 2011 года Верховный суд сам разъяснял: нужно обязательно проверять, «была ли исполнена страховщиком обязанность по разъяснению пострадавшему прав и обязанностей, порядка и условий страхования». И в собственной практике ВС до 2015 года этим разъяснениям следовал. Но в деле Аркадия Кошкина и других что-то пошло не так.
«Судебная практика по таким делам огромная, обычно суды разрешают их быстро и в пользу застрахованных. Понятно же, что без консультации в этих схемах никто не разберется, даже судьи часто просят объяснить им порядок расчета. В решениях появилась даже устойчивая фраза, что неправильный выбор люди делают «с пороком воли», то есть неосознанно», — объясняет Марина Шакирова. У судей Верховного суда, видимо, случился какой-то другой «порок», и теперь, массово отменяя решения нижестоящих судов, ВС рекомендует им тоже сменить курс.
В мае юристы Института права и публичной политики сделали попытку вернуть практику Верховного суда в человеческое русло, подготовив для заявителей жалобу в Конституционный суд.
Конституционный суд жалобу не принял. «Тем самым он отказался ответить на принципиальный вопрос: может ли государство, именующее себя правовым и социальным, пользоваться неосведомленностью и ошибками граждан? А ведь КС — единственный, кто мог напомнить Верховному суду о важности принципа социального государства и конституционных гарантий на соцобеспечение по болезни и инвалидности. Начисление государством страховых выплат напоминает игру с гражданами в напёрстки, где всякий не угадавший правильный ответ выбывает», — считает юрист Института права и публичной политики Ольга Подоплелова. Позиция высших судов, по ее словам, выглядит тем более странно, что объем профицита бюджета фонда в части обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2016 году составляет 12 млрд рублей.
В Европейский суд по правам человека заявители обжалуют нарушении Россией принципа «надлежащего управления»: на языке ЕСПЧ он означает обязанность государства взаимодействовать со своими гражданами «своевременно, подходящим образом и последовательно». Аркадий Кошкин и другие, кроме того, просят суд в Страсбурге признать за ними право исправлять последствия небрежности, допущенной государством.
Юлия Счастливцева — специально для «Новой»
В ШИЗО вместо свидания
Активиста Ильдара Дадина перевели в колонии на строгие условия содержания
Об этом «Новой газете» рассказала супруга Дадина Анастасия Зотова. Она приехала в Карелию в город Сегежа, где в ИК-7 содержится осужденный активист, чтобы передать ему передачу и получить свидание. В колонии сообщили: свидания не будет, поскольку Дадин находится в штрафном изоляторе. За что и на какой срок он туда помещен, неизвестно.
Также выяснилось, что Дадин переведен на строгие условия содержания, которые накладывают на осужденного ряд дополнительных ограничений. Например, положена всего одна передача размером в 20 кг раз в четыре месяца, а свидание разрешается только раз в полгода.
7 декабря 2015 года Басманный суд приговорил Ильдара Дадина к трем годам лишения свободы по статье «Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» (ст. 212.1 УК РФ). В апелляции Мосгорсуд снизил срок заключения до двух с половиной лет. Дадин стал первым осужденным по этой статье УК.
Где, кого, за что
Болотная площадь в Страсбурге
Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы фигурантов «болотного дела» Алексея Гаскарова и Ильи Гущина в приоритетном порядке и задал правительству России вопросы по их жалобе, на которые необходимо ответить до 6 декабря. Ранее подобные вопросы были заданы российским властям в рамках объединенной жалобы семерых «узников болотной» «Акименков и другие против России».
Гаскаров и Гущин были на Болотной площади 6 мая 2012 года, а затем в августе 2014 года осуждены к реальным срокам лишения свободы за «участие в массовых беспорядках».
Жалобы в Страсбург они подали всего год назад, и их быстрая коммуникация показывает существенное ускорение в рассмотрении Европейским судом жалоб по «болотному делу». Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков сказал «Новой», что это связано с тем, что ЕСПЧ уже сформулировал свою позицию по «болотному делу» в предыдущих решениях. В ближайшее время, по мнению Чикова, может быть вынесено пилотное постановление Европейского суда, где будет отражена системная позиция ЕСПЧ по практике проведения публичных мероприятий в России.
Безусловно, виновен
14 октября Цивильский районный суд Чувашии приговорил пенсионера Николая Егорова к двум годам условно за репост в «ВКонтакте». Прокурор просил для Егорова наказания в виде 360 часов обязательных работ. Следствие обвинило 62-летнего пенсионера, работающего охранником на асфальтобетонном заводе, в репосте открытого письма уже осужденного публициста Бориса Стомахина, ранее признанного экстремистским материалом.
Уголовное дело по статье «возбуждение ненависти и вражды…» (ч. 1 ст. 286 УК РФ) против пенсионера возбудили в сентябре 2015 года, с тех пор он находился под подпиской о невыезде. Обвиняемый и его защита с самого начала настаивали на том, что Егоров не размещал у себя на странице никаких публикаций, а сделать это на его странице теоретически мог кто угодно, ведь пенсионер обладает весьма слабыми познаниями в специфике интернета.
Адвокат Евгений Губин сказал «Новой»: «Мы не согласны с приговором суда и после его детального изучения будем его обжаловать».
Электрические деньги
Фигурантами уголовного дела о мошенничестве стали сразу несколько бывших руководителей компании АО «Оборонэнерго». Их подозревают в мошенничестве при поставках воинским частям и предприятиям Минобороны. Под арестом и подпиской о невыезде на сегодняшний день находятся уже семеро бывших топ-менеджеров «Оборонэнерго», включая гендиректора компании Михаила Фомина. Все они проходят по делу о крупном мошенничестве в другом акционерном обществе — «Оборонэнергосбыт». По версии следствия, его руководитель Александр Змихновский похитил почти полмиллиарда рублей. Сам обвиняемый сейчас скрывается в Турции.
Компания «Оборонэнергосбыт» снабжала электричеством объекты, подведомственные Министерству обороны. Масштабные хищения выявила проверка Главной военной прокуратуры. По ее данным, в течение нескольких лет подозреваемые необоснованно завышали стоимость услуг, а также заключили два фиктивных контракта о якобы выполненных работах по обслуживанию электросетей. Схема вывода средств, как утверждает следствие, была проста: сначала похищенные деньги оседали на счетах фирм-однодневок, а затем участники группы их обналичивали.
Тем временем, по сведениям ряда СМИ, имущество компании «Оборонэнерго» вскоре могут передать госхолдингу «Россети».
Подготовили Александра Букварёва, Вера Челищева
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68