СюжетыПолитика

Скандалы, мертвые души и террористический заговор

Как прошли парламентские выборы в Черногории

В маленькой Черногории (чуть более 620 тысяч населения), которую лорд Байрон в свое время за природные красоты назвал пригоршней жемчужин, в последние месяцы бурлили нешуточные политические страсти. Виной тому – парламентские выборы, прошедшие 16 октября.

После развала Югославии Черногория входила в конфедеративный союз с Сербией. С началом двухтысячных годов местная элита, явно тяготясь зависимостью от более сильной соседки, взяла курс на разделение. Кроме перехода на евро в качестве национальной валюты и введения таможенного контроля была развернута масштабная антисербская пропагандистская кампания. В итоге на референдуме в 2006 году 55 процентов черногорцев высказались в пользу полной государственной самостоятельности. Так на карте Балкан появилась Республики Черногория.

С 1991 года у власти в стране бессменно находится Демократическая партия социалистов (ДПС), созданная на базе Союза коммунистов Черногории. С тех же пор и по сей день – то есть в течение 25 лет - нынешний ее лидер Мило Джуканович является главным действующим лицом политической жизни республики. Правда, в разных ипостасях: то в должности главы кабинета министров, то президента, то опять премьера За эти годы успело вырасти не одно поколение молодежи, для которых Джуканович и государство стали чем-то единым целым.

Первый тревожный сигнал для ДПС и неизменного премьера-президента прозвучал осенью 2015 года, когда по Черногории прокатилась организованная оппозиционными партиями волна протестов против вступления в НАТО. Демонстранты требовали досрочных парламентских выборов, отставки правительства и референдума по натовскому вопросу. Политический кризис удалось преодолеть благодаря достигнутому при содействии США и Евросоюза компромиссу - до очередных выборов сформировали переходное правительство с участием представителей оппозиции.

Экономическую ситуацию в Черногории с момента провозглашения самостоятельности трудно назвать блестящей. Безработица в стране стабильно держится на уровне 19%, основная масса трудоспособного населения (около 76%) занята в сфере услуг, главным образом, в туристическом бизнесе, который, имея сезонный характер, не гарантирует постоянных доходов. Сложной проблемой является привлечение иностранных инвесторов. Поэтому ДПС во главе с Джукановичем практически со дня провозглашения собственной республики нацелилась на сближение с ЕС.

Правда, был кратковременный период, когда черногорские правящие круги связывали надежды на экономический подъем с приходом российских капиталов. Эти надежды не были совсем беспочвенны. В нулевые годы россияне начали охотно скупать недвижимость в живописной Черногории. Страна привлекала доступными ценами, легкостью получения вида на жительство, этнической и культурной близостью населения. На побережье Адриатики, обеспечивая строительный бум, как грибы росли прозванные «русскими» коттеджи и многоквартирные дома.

Подтянулись и олигархи. В 2005 году Олег Дерипаска, обещая вывести страну из кризиса и привлечь инвестиции, купил одно из крупнейших промышленных предприятий Черногории – алюминиевый комбинат «Подгорица». Чуть позже Сергей Полонский предложил черногорцам грандиозный по масштабам проект «Astra Montenegro» - строительство элитных комплексов на адриатическом побережье и сети отелей для зимнего отдыха в предгорной части страны. Под это дело глава «Миракс Групп» приобрел порядка 60 гектаров черногорской земли и собирался докупить еще 30 га.

Однако опыт общения с российскими компаниями оказался негативным – Дерипаска, потеряв интерес к убыточному активу, затеял судебные разборки с правительством. Прожект Полонского лопнул под давлением финансового кризиса 2009 года. Власти Подгорицы, основательно разочаровавшись в русских, обратили взоры на Брюссель, а местные СМИ, информируя о событиях в России, стали отдавать предпочтение криминальным сводкам – телевидение просто транслировала с переводом программы российских телеканалов, посвященные организованной преступности.

Хотя в самой Черногории доморощенные мафиозные преступные группировки давно пустили глубокие корни. Еще в 90-ые годы был налажен подпольный бизнес по контрабанде контрафактных табачных изделий в Западную Европу, в котором, по информации следственных органов, были замешаны и государственные структуры республики. Позднее черногорские мафиози значительно расширили сферы деятельности, освоив торговлю наркотиками, нелегальным оружием и поставки балканских проституток в европейские бордели. Кстати, оппозиция в ходе предвыборной кампании уверяла, что чиновники и полиция ничего не предпринимают для борьбы с преступными сообществами, поскольку сами находятся с ними в доле.

В ответ ДПС обвинила своего главного соперника – блок «Демократический фронт» (ДФ) – в том, что он, противодействуя присоединению к НАТО и вхождению в ЕС, действует по указке из Москвы. Специальный прокурор по коррупции за несколько дней до выборов объявил о начале расследования по фактам незаконного финансирования из-за рубежа политических партий Черногории. По словам представителя закона, некие фирмы из боснийской Республики Сербской, сотрудничающие с российскими компаниями, переводили крупные суммы на счета оппозиции.

Это был не последний предвыборный скандал. Достоянием публики стали многочисленные манипуляции со списками избирателей. При их частичной сверке, проведенной независимыми экспертами, выяснилось, что нередки случае, когда в число избирателей включались давно умершие люди. Так, например, бабушка из города Бар в возрасте 111-ти лет впервые должна была пойти на избирательный участок. В этой связи оппозиция заявила, что все предыдущие победы ДПС являлись результатом приписок голосов мертвых душ.

Апогей скандальных разоблачений состоялся в день голосования. Утром черногорская прокуратура, словно по заказу, сообщила о раскрытии антигосударственного заговора. Полиция в ночь на воскресенье арестовала группу из 20-ти человек, прибывших якобы из соседней Сербии для совершения вооруженных нападений на органы государственной власти, на избирательные участки и известных политиков. Возглавлял «террористов» экс-начальник сербской жандармерии Братислав Бата Дикич, который известен на Балканах своими антинатовскими взглядами и после увольнения со службы в 2013 году возглавивший пророссийский «Патриотический фронт Сербии».

В Белграде сдержанно отреагировали на «сенсацию» из Подгорицы. Премьер-министр сербского правительства Александр Вучич только заметил, что день для ареста заговорщиков выбран замечательно. И добавил: «Лучше трижды откушу себе язык, чем буду дальше комментировать». Отношения между двумя балканскими странами находятся в состоянии конфронтации из-за того, что Черногория де-юре признала независимость Косово, против чего энергично протестовали белградские власти.

В свою очередь, лидер «Демократического фронта» Андрия Мандич назвал действия правоохранительных органов Черногории пропагандистской провокаций властей, чтобы переломить настроения избирателей в свою пользу.

Но если акция действительно была проведена с ведома премьера Джукановича, его партии она не помогла достичь на выборах желаемого абсолютного большинства. ДПС, получив около 40% голосов, может рассчитывать на 36 из 81-го депутатского места в Скупщине. Для формирования одпопартийного правительства этого недостаточно. Придется искать коалиционных партнеров, что сделать не просто.

Ведущие оппозиционные «Демократический фронт» (18 мандатов) и выступающий за европейскую интеграцию альянс «Ключ» (9 мандатов) еще до голосования категорически исключили возможность сотрудничества с ДПС, как, впрочем, и друг с другом. Их позицию поддержали также прошедшие в парламент социал-демократы. В качестве потенциальных союзников ДПС остаются политические организации этнических меньшинств – босняков, хорватов и албанцев, получивших в общей сложности 6 депутатских мандатов.

В ряде европейских СМИ итоги выборов в Черногории уже называют концом «эры Джукановича», что, в свою очередь, может создать проблемы для вступления страны в ЕС. Ведь все оппозиционные силы поддерживают идею всенародного референдума по вступлению НАТО, а отрицательный ответ отложит на неопределенный срок принятия страны в Евросоюз, путь в который лежит исключительно через Североатлантический альянс.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow