Из света в тень
Метафоры истории напоминают сутки: сумерки и рассветы, восходы и закаты. Из «тьмы средневековья» человечество вступало в рассвет Нового времени, но из Высокого Модерна оно выходило через мировую бойню и ужасы тоталитаризма ― вспышка Просвещения заканчивалась таким мраком, какого свет не видывал. Отказом от одержимости сверхценными идеями постсовременность дала надежду на просветление, но тьма вновь накрывает ненавидимый город. Вновь сгущается тревожность с нехорошими предчувствиями.
С порождениями экзальтированных идеологий и тотальных проектов человечество прощалось клятвенно: никогда впредь! Какое-то время этот дух поддерживала общая усталость от навязчивого порядка Модерна в политике и эстетике. Но сейчас эта энергия выдыхается в усталости от самого постмодерна с его слишком равномерной, ползучей разупорядоченностью. Постмодерн оборачивается гигантской паузой, затянувшимся «историческим брейком». Но и эта передышка заканчивается: локальные кризисы, соединяясь, набирают размерность большой истории ― еще одного плохого конца еще одной славной эпохи.
Есть шанс, что цена выхода из постмодерна будет не такой страшной, как в Модерне, но логика рисков с неприемлемым ущербом не велит расслабляться. Судя по тому, что каждый день случается из казавшегося уже невозможным, в этой истории опять может быть что угодно.
Держать необходимую плотность внимания не так просто: здесь, как в урбанистическом пейзаже, сумерки «отложены» искусственным освещением, подсветкой архитектуры и бульваров, рекламой и салютами. Сейчас вечерняя Москва ― город томного благолепия, но век назад для многих тоже «ничто не предвещало», а о первых днях революции футурист Василий Каменский писал: «Было жутко, ново и весело» (1). Сейчас скорее противно и совсем не ново, хотя местами еще весело. Но все чаще вспоминаются пронзительные слова о. Георгия Флоровского из начала века прошлого: «И вдруг все стало очень серьезно».
Карты исторической местности
«Пути России» — это всегда синхронизированные забегания вперед и отставания в общем движении. Новое время начиналось радостно и перспективно: гуманизм, разум и свобода воли для совершенного благоустройства мира. Культ всего идеального (человека, города, общества); эпоха мегапроектов как живых воплощений идеала. Дороги в ад всегда начинаются с экспедиций к земному раю, но Запад мог держать баланс: гуманность Модерна связывала разгул профетизма и помешательства на правильной организации. Срывы в тоталитаризм ― как раз те инциденты, в которых идея совершенного порядка побеждала в Модерне дух права и свободы. И как раз в этом Россия преуспела, став лидером в освоении прогрессистского пафоса и евгенических техник ультрамодерна в сочетании со срывом в архаику политической темноты и рабства. (Нацизм идеями просвещенного прогресса не слишком увлекался, а потому, в отличие от нас, легко ограничился геноцидом чужих.)
Сейчас эта история повторяется на новом витке. Россия выхватывает мощные постмодернистские техники возгонки и подавления сознания и ставит их на службу модернистского рецидива ― построения нового лагеря концентрированного счастья. Как и прежде, в этом усеченном Модерне игнорируется линия гуманизма и права, индивидуального достоинства и суверенитета лица. Западный постмодерн подхватывает и развивает линию свободы и эмансипации личности, отказываясь лишь от идей тотального проекта и удушающей организованности ― мы же все делаем ровно наоборот. Если опасный потенциал постмодерна (срыв в новый хаос) на Западе сдерживается сохранением позитивной стороны Нового времени ― синтезом порядка и свободы, организации и права, то у нас прорыв в дикий постмодернизм беспринципной и ничем не сдерживаемой политики отягощается стремительным движением вспять, отказом от завоеваний Просвещения, еще вчера казавшихся необратимыми даже у нас.
И опять миссия предупреждения всем: Россия вскрывает потенциальный нарыв постмодерна, как раньше она делала то же с тоталитарной инфекцией Модерна. В обострении проблем постсовременности в России и мире много общего, вплоть до надломов национальной государственности и глобального мироустройства. Пластичность постмодерна почти везде может казаться одновременно избыточной и недостаточной (испытания толерантности в ситуации с мигрантами в Европе или с «пятой колонной» в России). Но именно в российской политике во взрывоопасном виде уже сосредоточено многое из того, что заставляет искать осмысленный выход из постмодерна или хотя бы пути его трансформации.
Новый конфликт...
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Модерн в сглаженном виде сохраняется и в самом постмодерне ― как элемент эклектики в общей сборке предшественников. Более того, постсовременный мир во многом удерживается от распада именно сохранением порядка и несущих конструкций Модерна. В этом смысле Модерн не закончен, а постмодерн дважды паразитарен: будучи реакцией, он жив лишь неполнотой отрицания.
На этом фоне иначе предстает связь постмодерна и постмодернизма. Поскольку постмодерн является прямым антиподом Модерна, постмодернизм должен во всем быть концентрированным, экстремальным усилением постмодерна, его творческой, «партийной» фракцией, Модерну противостоящей. Но в постмодерне как в реакции есть одновременно и продолжение либерального мегатренда модерна, а постмодернизм выступает не только творческим усилением, но и прямым антиподом постмодерна, прежде всего в «онтологии» порядка и беспорядка. Постмодерн противопоставляет тотальной организации модерна именно реальную разупорядоченность как нечто естественное и «исторически сложившееся». Постмодернизм, наоборот, компенсирует утраченный спонтан искусственной имитацией, симуляцией естественности и «истории» в синхронии законченного проекта. Противоположность эстетизации живого естества в постмодерне и его искусственной имитации в постмодернизме не менее глубока и значима, чем в конфликте постмодерна и Модерна.
Это не покажется слишком парадоксальным, если смотреть на проблему через «материал». Эстетика в постмодерне и постмодернизме в целом примерно одна (хотя различия есть), но с точки зрения источника и воплощения этой эстетической материи различия принципиальны. Архитектурный постмодернизм «онтологически» в корне отличен от исторически сложившейся среды: как проект отличается от спонтанного роста, а наслоения истории ― от нагромождений авторской фантазии. Схема универсальна: так постмодернизм художественно состаренных джинсов своей искусственностью ближе к строго запроектированным брюкам со стрелками и манжетами, чем к естественной линялости классических джинсов, стареющих в историческом времени, вытирающихся на реальных коленях и прочих выдающихся частях тела.
Искусственная имитация в постмодернизме оказывается антиподом, едва ли не убийцей исходного постмодерна с его культом именно подлинной, натуральной, исторической естественности ― спонтанности общей жизни, а не индивидуального творчества. Значит, выход из постмодерна не только в его противостоянии Модерну и в реабилитации позитива Нового времени, но и в разрешении этого конфликта натурального постмодерна с имитационным постмодернизмом.
...И новый контраст
Поскольку пророчества грядущего в масштабе эпох давно вызывают сомнения в адекватности пророков, проще входить в такие темы через реальные тенденции, пусть только намеченные. Ожидание очередной смены парадигмы видно в концептуальной лексике; здесь все чаще мелькают термины одной ориентации: пост-постмодерн, after-postmodernism, неомодерн, новое Просвещение, неоклассицизм…
Кроме того, выход из постмодерна затрудняется исчерпанностью вариантов предыдущими эволюциями, например, в субординации порядка и беспорядка в политике или городской среде. Круг возможностей поделен, пустых секторов нет. Под этой луной ничего принципиально нового уже не будет; возможна только обновленная комбинаторика ― да и та возвращает к «полноценности» моделей жизни и мира из уже бывших.
Наконец, эта модель по необходимости должна быть формальной ― схематичной и «образной»; в противном случае всегда будут оставаться проблемы с ее универсальностью, способностью работать в разных областях: в мировоззрении и структурах повседневности, в философии, науке, культуре, искусстве, идеологии, в глобальной и локальной политике, в организации институциональной среды, стилях администрирования и регулятивных моделях, в экономике, технике и технологиях… Логикой и эстетикой такая модель должна воспроизводить одновременно «алгебру и гармонию» альтернативных представлений: формула должна работать с самыми разными переменными, а эстетика обязана соответствовать динамике вкусов.
Здесь опять спасает архитектурная метафора (особенно если помнить, что архитектура ― одновременно и место зарождения правильного постмодерна, и его «контрольная предметность», и возможная точка выхода). Все отчетливее ощущается потребность разорвать и разнести по полюсам то среднее арифметическое между порядком и беспорядком, планом и стихией, которое постмодернизм с тошнотворной равномерностью распространяет по всей среде. Чисто вкусовое движение: после перепевов Пьяцца д'Италия, после овощебазы сэра Нормана Фостера с его антисредовыми «огурцами» и «апельсинами», после месива лужковского постмодерна опять хочется чего-то честного и правильного в духе Версаля, Канберры и улицы Зодчего Росси. Архитектура постсовременных городов вызывает острую ностальгию по трехлучевым системам и регулярным планировкам, по генплану и ансамблевому градостроительству как таковому. Одновременно есть понимание неспособности постмодернизма компенсировать утрату естественной среды ― живого спонтана, всего исторически сложившегося в самом прямом и онтологически ответственном смысле слова. Возникает естественное движение к восстановлению выразительного и понятного контраста между жестким архитектурно-планировочным каркасом среды и его спонтанным обвесом, хаотизм которого сдерживается исключительно самоорганизацией.
Такая архитектурная метафора как схема одинаково прочитывается в самых разных сферах. В российской политике явно презрела потребность, с одной стороны, упорядочить и сделать предельно жестко исполняемым законодательство высших уровней, начиная с Конституции, а с другой ― максимально вычистить периферию нормативной правовой базы, до абсурда навязчиво регулирующей приватную жизнь и низовую активность. Эта же модель лежит в основе реформирования и других регулятивных практик, например, в правильной административной реформе и в техническом регулировании, в котором постмодернистскую мешанину множества плохо исполняемых ведомственных актов должно заменить сочетание жесткого законодательного, но ограниченного по объему регулирования регламентами с добровольностью и ускоренно обновляемой системы стандартов. Та же схема просматривается в геостратегии и мирсистемных отношениях, в которых все более очевидна потребность в новой «крепкой», устойчивой, хорошо упорядоченной глобальной архитектуре, способной вмещать в себя и держать в рамках свободу межкультурной, межэтнической и межнациональной, межстрановой диффузии, формирующей новое «исторически сложившееся».
Проблема в том, что все это только подготовительные эскизы, а строить новую «архитектуру всего» надо было вчера. Сгущение трагических инцидентов и катастроф разного профиля ― жестокое тому подтверждение. Похоже, эпоха симбиоза реактивного постмодерна с неизжитыми издержками политического модернизма мирно уходить не собирается.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68