СюжетыПолитика

Незамужние женщины против не закончивших колледжи мужчин

Что показывают социологические опросы за два месяца до президентских выборов в США

Этот материал вышел в номере № 100 от 9 сентября 2016
Читать
Дональд Трамп, ликвидировав за месяц отставание в 8–9%, догнал и даже перегнал Хиллари Клинтон в опросе популярности телеканала CNN. Это событие широко комментируют российские СМИ. По другим опросам, Хиллари лидирует в большинстве так называемых «прорывных», или «неопределившихся» штатов. Выборы в США выходят на финишную прямую, и результаты социологических опросов воспринимаются как фронтовые сводки.

Обратная связь, а не «лженаука»

Для американских социологов раз в 4 года наступает золотая пора. Надо только разбираться в море цифр, имея в руках в виде компаса законодательство о выборах.

Здешние социологи не обделены работой — ​опросы общественного мнения в США рассматриваются как важный инструмент обратной связи общества и институтов власти. Опросы на темы политики, экономики, социальной, религиозной жизни общества помогают чиновникам и политикам понять настроения и запросы общества. А журналистам — ​обнаружить темы, которые интересны аудитории, а не спущены сверху в виде «обязательной картины дня на сегодня». Бизнес не может обойтись без исследований рынка — ​это тоже социологические опросы.

Но с президентскими выборами не сравнить ни один опрос. Социологи превращаются в дельфийских оракулов, а общество внимательно следит за кривыми рейтингов кандидатов в президенты. Социологию в СССР называли и «лженаукой», и «продажной девкой буржуазии». История, по Марксу, спирально повторяется, и неугодных социологов, как гонцов с плохими вестями, нынешние российские власти готовы прикрыть.

А в Америке без опросов — ​никуда. Точность данных является краеугольным камнем, объективность «полстеров» (так здесь зовут специалистов по опросам) прописана в кодексе этики Американской ассоциации исследований общественного мнения (AAPOR). Исследования рынка также контролируются — ​Федеральной комиссией по торговле.

Ни один здешний политик не выдвинется на выборную должность, не проведя предварительно социологического исследования, не подсчитав свои шансы. Зачем выбрасывать деньги, нервы и репутацию в топку? Оперативное социологическое исследование может быть проведено в течение трех дней, заказ в среднем будет стоить $7 тыс., но, как отмечает известная служба Survey USA, опросы на «горячие темы», интересующие СМИ и общество, могут быть проведены буквально за сутки.

Так, например, работает система экзитполлов — ​опроса граждан на выходе с избирательных участков. Так, в оперативном режиме, социологи выясняют результаты телевизионных дебатов: кто из кандидатов был лучше и в каких именно вопросах.

Чем ближе ко дню голосования, тем чаще СМИ публикуют и комментируют итоги опросов, которые сами же и заказывают социологам. Благодаря опросам мы знаем, казалось бы, все о тех, кто будет на этих выборах голосовать за Хиллари Клинтон и Дональда Трампа — ​примерный возраст, пол, расу, размер доходов. Не знаем пока главного — ​кто в итоге победит.

Кто за кого

Еще месяц назад Клинтон опережала Трампа на 8–9%, но во вторник, 5 сентября, опрос телеканала CNN, который не заподозришь в поддержке республиканского кандидата, показал, что уже Трамп вышел вперед — ​всего на 2%, что попадает в рамки статистической погрешности. В этот же день вышел масштабный опрос среди избирателей 50 штатов, организованный газетой Washington Post. Этот опрос свидетельствует о лидерстве Хиллари.

Как считать, кому верить — ​избиратель теряется в догадках. Однако самое интересное, что два опроса не противоречат друг другу. Главная особенность американских президентских выборов — ​они непрямые. Каждый штат представляет определенное число выборщиков. Победа одного из кандидатов в отдельно взятом штате отдает ему определенное число голосов выборщиков. Нивелируется перевес в населении больших штатов (как Калифорния или Флорида) над малыми штатами. Основатели Америки посчитали, что так будет справедливее. Кандидат в президенты должен бороться за победу в самых разных местах страны, а не только в нескольких штатах-гигантах. Можно спорить о плюсах и минусах этой системы, об архаическом характере методов подсчета голосов в некоторых штатах, а сейчас еще и о том, насколько выборы защищены от вмешательства «внешних сил» в лице хакеров — ​компьютерных террористов. Но заведомо наглые фальсификации «на местах» в масштабах страны система выборщиков все же нивелирует.

В сентябрьском опросе СNN Трамп набрал 45% голосов, Х. Клинтон — ​43%, кандидат от Либертарианской партии Гэри Джонсон — ​7%, а любимица канала RT Джил Стайн из Партии зеленых — ​2%. Данные получены в результате телефонного опроса (принцип Random Digit Dial — ​«абсолютно вслепую», произвольно взятые номера) 1001 американца в первые четыре дня сентября. Из них 886 оказались зарегистрированными избирателями, а 786 заявили, что скорей всего примут участие в выборах. За один месяц Трамп рванул вперед на 10 пунктов — ​за счет незатухающих скандалов вокруг электронной почты Хиллари и деятельности общественного Фонда Клинтонов в бытность ее госсекретарем США. И тем не менее даже в этом опросе 59% американцев заявили, что Х. Клинтон получит в ноябре необходимые 270 голосов выборщиков и только 34% верят в победу Трампа.

Большинство женщин — ​за Хиллари (53% против 38%), а большинство мужчин — ​за Трампа (54% против 32%). Среди женщин за Хиллари готовы голосовать в основном незамужние — ​73% и только 36% тех, у кого супруг имеется. Избиратель Хиллари моложе — ​из тех, кому меньше 45 лет, 54% за Хиллари и 29% — ​за Трампа. Зато «от 45 и выше» большинство — ​за республиканского кандидата (54% против 39%). Белые избиратели поддерживают Трампа: 55% против 34%, среди «цветных» у Хиллари громадный перевес — ​4 к 1 (71% против 18%). Белые американцы, не закончившие колледж, готовы голосовать за Трампа в отношении почти 3 к 1 (68% против 24%). Среди белых избирателей с дипломом: 49% — ​за Хиллари, 36% — ​за Трампа и 11% — ​за либертарианца Джонсона, который отбирает часть голосов электората Хиллари. Среди независимых избирателей, не связывающих себя с определенной партией, 49% готовы проголосовать за Трампа, 29% — ​за Клинтон и 11% — ​за Джонсона. Трампу отдают первенство в вопросах экономики и борьбы с терроризмом, а Клинтон — ​внешней политики и иммиграции. Задача претендентов на Белый дом в оставшиеся 8,5 недели — ​не растерять сторонников и попытаться «сыграть на чужом поле». Адресные закрытые опросы, проводимые социологами по заказу политиков среди отдельных групп населения, — ​лучшее руководство к действию. Заказчики заинтересованы не в «комплиментарной туфте», а в реальных цифрах.

Еще одно свидетельство того, что к опросам относятся очень серьезно, — ​Комиссия по проведению президентских дебатов отслеживает цифры поллов, и если кто-то из кандидатов, помимо Клинтон и Трампа, наберет 15% поддержки, его пригласят участвовать в национальных теледебатах. Первые дебаты пройдут вечером 26 сентября.

Цветная карта страны

Опрос Washington Post и социологической службы Monkey Survey проходил с 9 августа по 1 сентября во всех 50 штатах, в нем участвовали почти 75 тысяч зарегистрированных избирателей. Количество опрошенных в каждом штате вычислялось от общего числа избирателей по данным последней переписи населения. По итогам опроса карта Америки по обоим побережьям закрашена в синий цвет демократов, за Трампа — ​глубинка, Средний Запад, где превалирует белое и «возрастное» население. В большинстве неопределившихся, «свингующих» штатов лидирует Хиллари. Даже в Техасе — ​вотчине клана Бушей и цитадели республиканцев — ​опрос пяти тысяч человек показал равенство двух кандидатов, Хиллари даже впереди на 1%.

Опрос Washington Post показал, что и Клинтон, и Трамп лидируют, оторвавшись на 4% и выше, в 20 штатах каждый (за Хиллари еще столичный округ Колумбия). Вроде бы поровну? Но у Клинтон в 20 штатах набирается 244 голоса выборщиков (для победы нужно 270), а у Трампа — ​всего 126. Оставшиеся 10 штатов и 168 выборщиков от них — ​и есть главное поле битвы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow