ИнтервьюКультура

«В украинском воздухе русской музыки стало меньше»

Киевский музыкальный критик, главный редактор портала Cultprostir Игорь Панасов — о том, как протекает холодная война в шоу-бизнесе

Этот материал вышел в номере № 88 от 12 августа 2016
Читать

Игорь, до войны существовала и активно развивалась русско-украинская музыкальная сцена. Все дружили, ездили друг к другу в гости, затевали совместные проекты, было много контактов. Сейчас всему этому конец?

— Да, одно время казалось, что общего пространства нет и уже не будет. В украинском воздухе русской музыки стало явно меньше. Есть радиостанции, которые сознательно убирают из ротации российских артистов. Но основная масса просто стала больше ориентироваться на Запад и на местную сцену. Тумблер переключился, сменились приоритеты. Все это не мешает тому, что по радио активно крутят «Кино» и «Машину времени». А недавно я страшно удивился, услышав «Арию». У «Арии» недобрая политическая позиция в отношении Украины, но факт остается фактом: кто-то их песню поставил.

С гастролями тоже неоднозначно. Весной приезжало около 40 ваших исполнителей, в июле на фестиваль Atlas Weekend — 20, начиная со «Сплина» и БГ, которого у нас очень любят, заканчивая десятком российских рэперов. А на «Сплине» вообще была рекордная аудитория — 25 тысяч, если не ошибаюсь. И всех очень хорошо принимала публика.

С другой стороны, действительно есть площадки, которые принципиально не приглашают русских музыкантов. Они говорят: «Давайте подождем более спокойного времени». Хотя если сравнивать с 2014-м, то сейчас определенно более спокойное время. Все немножко пришли в себя, какие-то контакты возобновились. При этом те, кто был с вашей стороны невъездным, невъездным и остался: Валерия, Лепс, Боярский, Кобзон, Газманов, Чичерина… Все те, кто поддержал присоединение Крыма и выступал на оккупированных территориях, находятся в черном списке украинского Минкульта. Но насколько я знаю, у вас тоже есть запрет на въезд таким нашим артистам, как Олег Скрипка. В этом смысле холодная война в шоу-бизнесе продолжается.

А как относятся к тем, кто все-таки ездит на гастроли в Россию? Я слышал, что доходит до скандалов и даже травли.

— Бывает. Один из самых неприятных случаев произошел недавно с Иваном Дорном, человеком, поднявшим украинскую танцевальную музыку на совершенно новый уровень. Он одинаково популярен и у нас, и у вас. Планировался его концерт во Львове. За неделю до концерта радикалы потребовали, чтобы Дорн проявил патриотизм, опубликовав на своей странице текст государственного гимна и написав «Слава Украине!». Иван не стал спорить. Хотите — пожалуйста. Но за этот эпизод сейчас многим стыдно. Были люди и среди слушателей, и среди организаторов концертов, которые извинялись перед Дорном от лица Львова. Это действительно бред, нельзя так прессинговать человека.

Иван Дорн. Фото: РИА Новости
Иван Дорн. Фото: РИА Новости

А есть еще прекрасная харьковская группа «5’nizza», которую у нас тоже любят и часто крутят по радио. Она не вылезает из российских гастролей и имеет устойчивую репутацию прорусской.

— С группой «5’nizza» острота уже позади. Пик скандала пришелся на прошлый год, когда одновременно с украинскими концертами были объявлены концерты в Питере и Москве. Тут же накатила волна возмущения. Я тоже принял участие в полемике, написав буквально следующее: мне все равно, где выступает группа, меня волнует только то, что они несут своим искусством. Дай бог, чтобы как можно больше людей в России услышали украинскую музыку такого высокого класса. Я защищал «5’nizza» даже тогда, когда разразился скандал в связи с их появлением на канале «Лайфньюс», там было их трехминутное интервью. Они понятия не имели, куда идут на эфир. Это не мои догадки, я это знаю от самих музыкантов. И Сан, и Сергей Бабкин просто не в курсе, у каких СМИ какая репутация.

Когда Сан участвовал в отборе на «Евровидение», многие говорили, что не может представлять страну человек, у которого «мутная политическая позиция». А на самом деле он просто не считает нужным ковыряться в новостях и делать какие-то публичные заявления. Его позиция, скажем так, сбоку от подавляющего большинства, которое рубит шашкой направо и налево. И, насколько мне известно, она вовсе не прорусская, а скорее космополитическая.

— Но ведь не секрет, что многие даже сейчас, когда все поутихло, боятся ехать к нам на гастроли. Передайте им, пожалуйста, чтобы не боялись. В Москве совершенно нормально воспринимают артистов из любой страны и на любом языке. Сам неоднократно видел, как люди танцуют под украинскую музыку в барах и на концертах.

— Не едут, не потому что боятся плохого приема у вас. Вопрос, как отреагируют дома. Концерты в России часть аудитории, которая любит лезть на рожон, остро обсуждает и осуждает. И это можно понять. Охотно верю, что в Москве хорошо принимают украинских музыкантов. Но ведь война идет не на вашей территории, а на территории Украины, для нас это ежедневная боль. И этой боли уже так много, что трудно вынести. Каждую неделю до меня доходит информация, что у знакомых кто-то либо ранен, либо погиб. А причастность России к тому, что происходит в Донбассе, очевидна для большинства. С другой стороны, известная харьковская группа «Pur:Pur» в прошлом году дала в России чуть ли не 20 концертов. По-моему, они и в этом году уже заезжали к вам. Да, кто-то выражал недовольство, но чтобы была травля или отмена концертов — такого нет. И на ТВ их показывают, и на фестивалях они представлены.

Вопрос еще в том, зачем ехать. У кого-то антиукраинская позиция, но таких, мне кажется, совсем мало. Кто-то просто хочет подзаработать. И есть третья категория, очень симпатичная мне, — люди, которые наводят мосты. Тема «Ехать или не ехать» действительно стоит остро. Я как-то спрашивал друзей-музыкантов: приемлемо ли играть для российской публики? Они ответили: «Если поездка в Россию является актом против конфронтации, создает продуктивную связь между людьми, обязательно нужно ехать». Это мудрая позиция, но чтобы ее придерживаться, требуется бесстрашие и независимость. К сожалению, многие осуждают такой подход.

У нас периодически обсуждают вопрос квот на музыкальном радио. Цель — защитить отечественного производителя. Все это происходит под разговоры о патриотизме, но на самом деле — тут чистый бизнес: продюсеры проталкивают в эфир своих подопечных. А ведь для Украины квоты — это еще и вопрос политики. Больше украинского языка, меньше русского.

— У вас только обсуждают, а у нас такой закон уже есть. Квоты вступят в силу с ноября, в течение двух лет планируется нарастить украиноязычный контент в эфире до 35%. К ноябрю 2016-го его должно быть уже 25%. Представители музыкальной индустрии, люди, которые понимают, в каком состоянии находится наше радио, очень напряглись по этому поводу. Украиноязычного материала на квоты набрать можно, но качественной музыки, реальных хитов, конечно, гораздо меньше. Пока эксперты говорят о 10% украиноязычных песен, которые смогут зайти в ротацию так, чтобы резко не упал уровень вещания.

Но ситуация меняется, интерес к украинскому языку растет. Многие группы, которые раньше не пели по-украински, пробуют это делать. Результаты разные, и хорошие, и плохие. Но, скажем, успех такой группы, как «ДахаБраха», которая выступала уже и в эфире на Би-би-си, и на фестивале Glastonbury, говорит о том, что можно попробовать выйти с украинским языком даже на мировую сцену. Чуть ли не каждый третий украинский релиз сейчас проходит мастеринг в Европе или Америке. Даже если поют по-украински, все равно упаковка западная.

А нет ощущения, что из-за ориентации на западный рынок теряется самобытность, фирменная украинская фишка?

— У кого-то теряется, у кого-то нет. Практика показывает, что это совместимые вещи. Яркий пример — этно-электронная группа ONUKA. У них народные украинские инструменты органично сочетаются с модным европейским саундом. Есть еще проект Gutzul Magik Foundation, кстати, украино-российский. Они читают ритуальные тексты, взятые из карпатской традиции, а сверху наложена очень интересная электроника. Это музыка понятна в любом уголке мира, куда докатилась цивилизация, и при этом она точно украинская.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow