КолонкаСпорт

Россию отстранили от Паралимпиады из-за допинг-скандала: почему это — перебор

Объясняет Владимир Мозговой

Этот материал вышел в номере № 87 от 10 августа 2016
Читать
Летней Паралимпиады в Рио с участием России — не будет. Или будет, если Спортивный арбитражный суд не подтвердит вердикт, озвученный в воскресенье главой Международного паралимпийского комитета (МПК) Филиппом Крэйвеном. До начала Паралимпиады ровно месяц. Он пройдет в судах и разборках, но не факт, что по той же схеме, по которой проходила эпопея с недопуском-допуском российских спортсменов на Олимпийские игры-2016.

Спортсмены с ограниченными возможностями, уж простите за почти вышедшую из употребления терминологию, должны тотально ответить и за своих недобросовестных коллег из зимних видов, и за «летних» обычных олимпийцев, и, наконец, за прегрешения российской власти, которые ей инкриминируются в связи с так называемой допинговой программой.

Даже если обвинения имеют под собой основания, даже если сочинский шахер-махер с пробами распространяется и на паралимпийцев, то наказывать всю сборную, готовящуюся к Рио — это перебор. Тем более что сам Крэйвен, как подметил генеральный секретарь Паралимпийского комитета России (ПКР) Михаил Терентьев, поддержал решение МОК о недопустимости отстранения от больших Игр чистых спортсменов. А подведомственные ему паралимпийцы, значит, должны за чужие грехи ответить по полной?

Нестыковок будет еще много. В то же время делать вид, что на Россию обрушились «вторым темпом» абсолютно на пустом месте, просто глупо. То, что хозяева на Паралимпиаде в Сочи устроили беспрецедентную гонку за медалями, сомнению не подлежит. Если страна-организатор берет «золота» больше, чем пять ее главных конкурентов, вместе взятых, то в безусловном триумфе поневоле чудится некий «душок». Спортсмены не виноваты — я бы вообще «вину» паралимпийцев вывел за скобки.

Но ведь мы действительно и к Паралимпиаде применили несвойственные ей принципы. На мой взгляд, главное в паралимпийских соревнованиях — преодоление себя, а не обеспечение триумфа страны. Обеспечение в Сочи, похоже, было, и получилось чрезмерным. Я, естественно, не спортивную подготовку имею в виду. Там, где надо много медалей, надо много денег. Там, где деньги, в том числе и большие призовые, — там неизбежна грязь.

Это все не отменяет лукавой пошлости решения МПК. Но и Россия сама дала повод усомниться в своей честности. А тут и небезызвестный Григорий Родченков зачерпнул из ушата с компроматом (ушат у него, похоже, полнехонек).

И на паралимпийцев походя плеснул.

…Я преклоняюсь перед тем, что делают эти люди в спорте. Я не понимаю, как у людей, лишенных многого, хватает сил на то, на что не под силу, простите, полностью здоровым. Я не могу судить ни одного человека, для которого просто сама жизнь — преодоление. Я, правда, не знаю, применимы ли обычные требования к человеку, который не может существовать, к примеру, без сильнодействующих обезболивающих.

Это не в оправдание действительных нарушений, которые, возможно, имели место быть. Просто я как не мог, так и не могу писать о паралимпийском спорте, потому что это — совсем другое, чем просто спорт. И тем более не вправе выносить какие-то этические оценки проступкам того или иного спортсмена. Но паралимпийское сообщество руководствуется тем же антидопинговым кодексом, и свои оценки выносить, конечно же, вправе. Лучше, если они будут вполне конкретные.

Филипп Крэйвен после консультаций с главой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричардом Маклареном в рамках воскресной пресс-конференции поведал о 18 царапинах на крышках контейнеров с биоматериалом, взятым у российских паралимпийцев. Что, на его взгляд, точно свидетельствует о подмене проб на сочинской Паралимпиаде. Еще ранее просочилась информация о 35 положительных допинг-пробах, взятых у паралимпийцев в Сочи — правда, сколько точно грязных проб принадлежат российским спортсменам, не очень понятно. Тем не менее, глава организации известил, что тотальной проверке будут подвергнуты пробы всех российских участников зимней Паралимпиады.

«Я считаю, что российские власти катастрофически подставили своих спортсменов. Мне отвратительно, что медали считаются выше морали». Это сильное высказывание, но дело даже не в обобщающем характере вывода без исчерпывающей доказательной базы, которая в свете принятого решения должна быть безупречной.

Но, даже если это так, полностью или частично — что невинных-то бить, а не тех, с кого, сообразно выводам, и полагается спрашивать?

Если даже Томас Бах говорит, что у МОК нет инструмента для автоматического наказания чистого спортсмена за грехи его государства, то почему чистые паралимпийцы должны становиться жертвами именно что автоматически?

Правда, глава МПК выразил сожаление по поводу того, что российским паралимпийцам закрыли дорогу в Рио. Мне кажется, что сожаление прозвучало не вполне искренне.

Писать обо всем этом больно и трудно. Особенно после того, как старт Олимпиады, казалось, дал возможность отключиться от неразрешимых и навязших в зубах околоолимпийских проблем. В Рио же, в конце концов, и что-то нормальное должно происходить, и уже происходит!

Но никак не получается погрузиться. Не дают.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow