Золотые километры
«Мы не без проблем и некоторых дискуссий нашли необходимое финансирование. <…> Это сумма серьезная, более 100 млрд рублей», — заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на прошедшем в Севастополе совещании о перспективах дорожного хозяйства. По словам премьера, максимальная цена корректировке не подлежит.
Однако и без потенциального увеличения стоимости сумма 139 млрд рублей вызвала удивление.
«Таврида» пройдет от Керчи до Севастополя через Симферополь и Бахчисарай. Ее протяженность составит 300 километров, то есть каждый километр обойдется в 466,3 млн рублей. Это не рекорд. Рекорд был поставлен в 2012 году на Кубани, где к Олимпиаде-2014 построили трассу Адлер — Красная Поляна: 48 километров за 227 млрд рублей. Но в Сочи цена хотя бы объяснялась необходимостью строить большое количество тоннелей, мостов, эстакад и, в конце концов, совмещенностью автомобильной и железной дорог. Крым же ждет типовая четырехполоска, самый сложный участок которой — горная местность под Севастополем. Но именно на севастопольский участок планируется потратить мизерную (по меркам «Тавриды») сумму — 8 млрд рублей. Остальные 131 млрд уйдут на укладку асфальта по ровной степной местности.
Источники «Новой» в правительстве Крыма предполагают, что высокая стоимость трассы может объясняться технологией укладки дорожного полотна.
— Дорога будет сделана методом холодного ресайклинга. Это голландская технология, при которой вместо традиционного щебня используется перемолотый грунт, — сообщил собеседник в министерстве транспорта.
Холодный ресайклинг — действительно новая для России технология. Но вот любопытный факт: в 2009 году Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия выпустила учебное пособие «Восстановление асфальтобетонных покрытий методом холодного ресайклинга», в котором профессор С.Ф. Филатов сообщал, что ремонт дорог голландским методом в три раза дешевле, чем традиционная российская укладка щебня.
«Новая газета» направила запрос в правительство Крыма с просьбой предоставить обоснование высокой стоимости трассы. На момент публикации материала ответа не было. Ждем.
Бывший помощник первого заместителя главы Крыма Михаила Шеремета Владимир Гарначук посоветовал искать обоснование стоимости «Тавриды» в компании-подрядчике.
Кто построит
Подрядчик строительства, Санкт-Петербургская компания ЗАО «ВАД», в 2014 году вошла в список «королей госзаказа» по версии Forbes, заняв с полученными из бюджета 35 млрд рублей пятое место (см. Под текст).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Подряд на строительство «Тавриды» компания получила без конкурса.
Владельцев компании, бизнесменов Валерия Абрамова и Виктора Перевалова, собеседники «Новой» называют «людьми Ротенбергов».
В пресс-службе ЗАО «ВАД» отказались прокомментировать стоимость строительства трассы.
Откуда деньги?
Названная Дмитрием Медведевым и Сергеем Аксеновым сумма — 139 млрд рублей — на 54 млрд больше первоначальной: в марте этого года глава Крыма оценил строительство «Тавриды» в 85 млрд. Цена росла постепенно: в июне Аксенов заявил, что после изучения экспертами рельефа местности стоимость реализации проекта была увеличена до 128 млрд рублей. А на прошлой неделе вице-премьер Крыма Олег Казурин заявил о необходимости очередного увеличения сметы — на 11 млрд. При этом Казурин отметил, что решение об увеличении стоимости строительства должно принять федеральное правительство. И оно, судя по всему, деньги нашло.
Правда, где именно будут взяты дополнительные миллиарды, пока непонятно. В Министерстве транспорта уже сообщили, что финансирование проекта будет осуществляться в рамках Федеральной целевой программы по социальному и экономическому развитию Крыма и Севастополя (ФЦП). Но в программе на строительство и реконструкцию дороги из Керчи в Севастополь предусмотрено всего 41,8 млрд рублей.
Тем, кто держится
В мае 2016 года Дмитрий Медведев произнес в Крыму речь, моментально ставшую хитом интернета. Отвечая на вопрос пенсионерки из Феодосии о том, почему на полуострове не произошло индексации пенсий, премьер-министр заявил: «Ее (индексации) нигде нет. Просто денег нет. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго».
139 млрд рублей, выделенных на строительство 300 километров дороги в Крыму, — это четверть расходов федерального бюджета на образование (585 млрд рублей), половина расходов на здравоохранение (254 млрд рублей), и это больше, чем расходы на культуру (97 млрд рублей).
Согласно данным Росстата, в России сегодня проживает 42 729 000 пенсионеров. Если деньги «Тавриды» потратить на индексацию пенсий в стране, надбавка до 2020 года получится действительно небольшой — 67 рублей ежемесячно. Но если «наложить» эту сумму на Крым, где и появится «золотая дорога», то местные пенсионеры, 677 000 человек, в течение четырех лет будут ежемесячно получать к своим 8000 рублям дополнительные 4215. На эти деньги «продержаться» точно легче.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68