Основой и главным содержанием этого справочника послужили сведения о работниках НКВД, собранные в библиотеках и архивах Андреем Николаевичем Жуковым.
Первоначально — пока архивы были наглухо закрыты — главной источниковой базой его исследования были старые периодические издания, публиковавшие сведения о награждениях работников НКВД и краткие биографические справки при избрании руководителей НКВД-УНКВД в депутаты Верховных советов. Информация в энциклопедических/справочных изданиях и в книгах по истории органов госбезопасности была крайне скудна и цензурирована.
В 1990-х открылся доступ и к архивным материалам: документам о награждениях сотрудников органов госбезопасности и лишении их орденов и приказам НКВД по кадрам — о перемещениях работников и присвоении персональных званий. Изучению этих документов Андрей Жуков посвятил многие годы.
Благодаря этой его работе стало возможно издание, охватывающее кадровый состав ГУГБ-УГБ НКВД СССР в 1935—1941 гг.
Напомним, что в структуре НКВД СССР второй половины 1930-х Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и его органы на местах — Управления государственной безопасности (УГБ) — занимали особое место. Именно на ГУГБ и УГБ была возложена обязанность по борьбе с «врагами народа». Известно, что в ходе «массовых операций» 1937—1938 гг. в проведении арестов, а иногда и следствия принимали участие представители самых разных подразделений НКВД: пограничных и внутренних войск, милиции, хозяйственных подразделений и даже курсанты. Однако главную роль в проведении репрессивных кампаний играли всегда сотрудники ГУГБ-УГБ. Именно на них лежит главная ответственность за реализацию репрессивной политики советского руководства.
И с этой точки зрения справочник представляет особую ценность и общественный интерес. С его помощью историки смогут атрибутировать множество до сих пор безымянных сотрудников госбезопасности, оставивших лишь свои подписи (как правило, только фамилии без указания имен и отчеств) в следственных делах. Справочник будет незаменим и для правильного понимания многих мемуарных текстов, где фамилии чекистов зачастую упоминаются не только без всяких пояснений, но даже без инициалов. Важен он и для изучения системы органов госбезопасности в целом.
Задача, которую поставил перед собой составитель справочника, — дать полный перечень лиц, кому в период с декабря 1935-го по июнь 1939 года были присвоены специальные звания в системе государственной безопасности.
Персональные специальные звания для начальствующего состава ГУГБ-УГБ были введены 7 октября 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР. Звания шли в следующем порядке: сержант госбезопасности (далее ГБ), младший лейтенант ГБ, лейтенант ГБ, старший лейтенант ГБ, капитан ГБ, майор ГБ, старший майор ГБ, комиссар ГБ 3-го ранга, комиссар ГБ 2-го ранга и комиссар ГБ 1-го ранга. 26 ноября 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР было введено звание генерального комиссара ГБ (присваивалось указом ЦИК, а позднее Президиума Верховного Совета СССР). Звания комиссаров ГБ 1-го и 2-го рангов присваивались постановлениями СНК СССР, а более низкие — приказами наркома внутренних дел СССР.
Основными источниками сведений о кадровом составе НКВД стали приказы НКВД СССР по личному составу за 1935—1941 гг.
Составителем справочника были полностью просмотрены находящиеся на хранении в Государственном архиве Российской Федерации печатные сборники приказов НКВД по личному составу за период 1935—1940 гг. (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 9а. Д. 1–65) на предмет выявления сведений о присвоении специальных званий и сведений об увольнении сотрудников НКВД, получивших эти звания. Всего за указанный период было выпущено более 11 000 приказов НКВД СССР по личному составу. В этих приказах представлены практически все лица, которым присваивались специальные звания в системе госбезопасности.
Должности низового порядка отражены лишь в приказах НКВД союзных республик и УНКВД краев и областей. Именно поэтому о большинстве персонажей справочника отсутствуют какие-либо указания на их должностное положение. Эта неполнота сведений в приказах НКВД, к сожалению, не позволила точно идентифицировать ряд персонажей справочника, имевших распространенные фамилии, а иногда — привязать то или иное звание или награду к определенному человеку. Отсюда и неизбежные ошибки, которые могут встретиться в массиве представленной в справочнике информации.
Для периода с декабря 1935-го до середины 1939 года справочник дает почти полный перечень сотрудников госбезопасности, имевших спецзвания. В справочнике представлено 39 950 человек, получивших спецзвания системы госбезопасности с момента их введения до начала 1941 года. Свыше 11 000 из них в этот период были по тем или иным причинам уволены из органов НКВД — по возрасту, в запас, в связи с арестом и др. Учитывая, что общая численность работников УГБ-ГУГБ НКВД к 1 января 1940 года составляла 32 163 человека (из них аттестованных, то есть имевших персональные звания на 01.01.1940, было 21 536 чел. — 67%)*, можно с уверенностью утверждать, что за пределами справочника осталось лишь крайне незначительное число лиц, кому присваивалось специальное звание в период с 1935-го до середины 1939 года.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Надо иметь в виду, что спецзвания во второй половине 1930-х присваивались не только сотрудникам ГУГБ-УГБ, но и — нередко — также сотрудникам (в основном руководящему составу) других структур НКВД. Например, руководителям Административно-хозяйственного управления НКВД (И. Островскому, В. Блохину и др.), ГУЛАГа (например, М. Берману, С. Фирину, Я. Морозу) и т.д. В справочнике представлены имена всех этих сотрудников НКВД, получивших спецзвания.
В приказах об увольнении, как правило, указывались статьи «Положения о прохождении службы начальствующим составом Главного управления государственной безопасности НКВД СССР» (16.10.1935), по которым сотрудники были уволены, и это помогает понять причину увольнения.
Информация из приказов о присвоении спецзваний и об увольнении сотрудников, составляющая основное содержание справочника, была дополнена сведениями из ряда других источников.
Важнейший блок источников связан с награждением сотрудников НКВД государственными и ведомственными наградами.
В архивных материалах ЦИК и Верховного Совета СССР (ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 7, 44) были полностью просмотрены дела с анкетами награжденных орденом Ленина, в числе которых обнаружилось немало (более 1700) сотрудников НКВД.
Включены в справочник и сведения о репрессиях, которым подвергались работники НКВД. Указание статьи 38Б в приказах об увольнении означало увольнение в связи с арестом — и для 984 человек мы располагаем только таким подтверждением факта репрессии. Более подробную информацию о репрессиях удалось обнаружить относительно еще 3200 человек. Около половины из них были приговорены к расстрелу, из числа остальных более 300 не получили лагерный приговор, а были освобождены с прекращением дела.
В основном эта информация почерпнута составителем из книг памяти жертв политических репрессий, изданных во многих регионах бывшего СССР, а также из сводной базы данных общества «Мемориал» (lists.memo.ru).
Необходимо отметить, что многие из чекистов, осужденных к лишению свободы, были в начале войны освобождены и направлены на фронт.
В результате в наиболее подробных справках на сотрудников системы ГУГБ-УГБ НКВД могут быть представлены следующие сведения: фамилия, имя и отчество, год и место рождения, национальность, партийность, стаж работы в органах госбезопасности, место службы (иногда — должность) на момент присвоения спецзвания, должность при увольнении или на момент ареста, дата ареста и дальнейшая судьба (в случае осуждения — дата и сведения о реабилитации), год и место смерти (иногда — причина), сведения о награждении орденами и медалями и ведомственными знаками отличия. Однако, как правило, сведений в справках представлено значительно меньше. Нередко они ограничиваются только фамилией, именем и отчеством, датой получения спецзвания и номером приказа. Однако даже и в таком минимальном варианте они, по нашему мнению, имеют смысл, так как могут послужить отправной точкой для дальнейшего изучения биографий.
Считаем необходимым еще раз предупредить, что издание заведомо не лишено ошибок.
Но все же этот справочник, как нам представляется, — существенный шаг к более углубленному и точному пониманию трагической истории нашей страны в 30-е годы ХХ века.
*Кокурин А.И., Петров Н.В. НКВД: структура, функции, кадры // Свободная мысль. 1997. № 7. С. 112–113.
Издательская группа
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68