Первые части «пакета Яровой» вступили в силу 20 июля. В Уголовном кодексе с этого дня появился новый состав преступления — «международный терроризм». Ужесточилось наказание за терроризм, появилось новое, более точное определение финансирования терроризма. Операторы сотовой связи теперь уже обязаны хранить факты передачи или скачки пользователями информации — но не сами переписки или скачанные пользователями файлы, для которых им нужно оборудовать хранилища к 2018 году. Вступила в силу и статья закона, по которой почта должна проверять посылки на наличие запрещенных предметов: к ним относятся оружие и его части, наркотики, взрывчатые вещества, ядовитые животные и растения, скоропортящиеся продукты, а также деньги. Это не новый список, он появился еще в 1999 году в законе «О почтовой связи». Времени на подготовку почтовым операторам почти не дали.
Статья 9 нового закона, касающаяся почты, написана довольно расплывчато: операторы почтовой связи «в пределах своей компетенции» обязаны принимать меры по недопущению к пересылке запрещенных предметов, для чего «могут» (а не «должны») использоваться рентгеновские установки, металлодетекторы и прочее оборудование, которое стоит дорого. Сейчас часть посылок, проходящих через «Почту России», и так контролируется — все авиапосылки просвечивают перед погрузкой в самолет в рамках авиационной безопасности. Посылки, уходящие за рубеж и прибывающие из-за границы, досматривает таможня. «Почта России» прикидывала, что оборудование каждого отделения в стране приборами обойдется в полтриллиона рублей плюс еще сто миллиардов на ежегодное обслуживание техники, но такого количества оборудования может и не потребоваться. Подписав «пакет Яровой», Путин подписал и поручения правительству, одно из которых — уточнить необходимые расходы. Разобраться правительство должно до 1 ноября этого года, так что оно еще не сообщило почтовым операторам, что именно и где им нужно установить.
Еще 8 июля заместитель генерального директора «Почты России» Сергей Малышев заявил: «В случае если закон не будет обязывать оснащать все 42 000 отделений почтовой связи дорогостоящим рентгенотелевизионным оборудованием, которое уже сегодня применяется на крупных сортировочных центрах, то инвестиции будут несопоставимо ниже максимально предполагаемых». Еще ниже будут расходы, если почта начнет принимать посылки открытыми, как было во время Олимпиады в Сочи, добавил он. Это единственная официальная позиция, которую «Почта России» до сих пор готова предоставить. «Мы рассчитываем, что после детальной проработки и анализа нового закона будут найдены решения, не требующие существенных инвестиций и необходимости государственного финансирования. Таким образом, исполнение закона не повлечет за собой рост тарифов на почтовые услуги для наших клиентов», — отметил Малышев.
Закон коснулся далеко не только «Почты России». Почтовую лицензию имеют в России порядка 600 компаний. В руководстве крупной российской компании SPSR Express, основанном в 2001 году операторе экспресс-доставки, тоже ждут от государства детальных разъяснений и менять ничего не спешат. «В поправках нет прямого указания о необходимости оснащения (оборудованием для досмотра. — Н. З.) отделений, что было бы нереализуемым требованием, на мой взгляд, — рассказал «Новой» директор по безопасности компании Дмитрий Мананников. — Что касается сортировочных центров, да, мы ведем работу в этом направлении. И начали ее еще несколько лет назад. Также выстраиваем взаимодействие с органами авиабезопасности, которые в постоянном режиме используют технические средства». Так как список запрещенных к пересылке предметов существует с 1999 года, требование контролировать их пересылку для почтовых операторов не ново. «Если оператор ранее уже предпринимал меры для проверки отправлений, то в его инфраструктуре уже, как правило, действует определенный набор технических устройств, часть которых обозначена в законе. Инвестиции в таком случае могут оказаться незначительными», — добавил Мананников.
Если авторы «пакета Яровой» ставили себе задачей тотальный контроль за пересылкой предметов в стране, то они не учли одной детали. Крупные международные сервисы доставки часто работают без российской почтовой лицензии — например, UPS, DHL, TNT перевозят грузы по России как транспортные компании, у FedEx нет даже российского юридического лица. То есть новый закон их вообще не коснулся. Впрочем, по словам вице-президента DHL Express Юрия Шевченко, они контролируют безопасность пересылки без дополнительных указаний «сверху»: «В целом у нас действуют жесткие внутренние стандарты безопасности, принятые в компании на международном уровне, — рассказал «Новой» Шевченко. — Контроль содержимого грузов в DHL производится на постоянной основе уже давно — сначала вручную при приеме груза, и далее при сортировке — с помощью специального рентгеновского оборудования».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68