СюжетыОбщество

Цапчиху отрывают от земли

Мать главаря кровавой банды получила очередной приговор по «дистиллированному» делу. Кажется, она будет сидеть, пока латифундия не перейдет до конца к новому хозяину

Этот материал вышел в номере № 77 от 18 июля 2016
Читать
Цапчиху отрывают от земли
Фото: Анна Артемьева / «Новая»

Во вторник Кущевский районный суд приговорил Надежду Цапок к 7,5 года колонии со штрафом в полмиллиона рублей — за мошенничество с землей в особо крупном размере. Надежда Цапок — легендарная Цапчиха, мать главарей Кущевской ОПГ Николая и Сергея цапков, два­дцать лет правивших станицей, хозяйка некогда крупнейшего сельхозпредприятия «Артекс-Агро». Ее две сообщницы — юристка «Артекс-Агро» Екатерина Стукало и юристка подцапковской «Славы Кубани» Надежда Гряник получили 3,5 и 3,2 года лишения свободы соответственно. Стукало получила отсрочку до 2028 года — у нее двое совсем маленьких детей. «Не считаем наказание чрезмерно суровым, до 10 лет лишения свободы могло быть назначено. Ей дали возможность воспитывать детей, это для нас самое главное», — говорит ее адвокат Андрей Ригерт. Муж и по совместительству общественный защитник Цапчихи Виктор тоже не уверен, что есть смысл в пересмотре приговора: «До подачи апелляции немного осталось. Но полностью намеренности нет. Бороться будем, но апелляцию подавать — равносильно ничего не подавать. Борьба здесь по-другому идет».

Третий приговор

Харизматичную Надежду Цапок, известную умом и жестокостью, за глаза называли Цапчихой, в лицо — Хозяйкой, а кущевские милиционеры отдавали ей честь. «Артекс-Агро» прирастал землями и получал беспрецедентные субсидии, в его отстроенных корпусах собирались депутаты молодежного парламента, а официальный годовой оборот предприятия превышал миллиард. Процветание Цапчихи закончилось вместе с разгромом банды: после жесточайшего убийства 12 человек в ноябре 2010 года ее костяк, включая лидера — Сергея Цапка, был арестован. Сама Цапчиха оказалась за решеткой через 9 месяцев. Я виделась с ней накануне. Цапчиха показывала мне свои угодья: молочную мегаферму, бесконечные поля вокруг, общежития для рабочих. «Пшеница ни в чем не виновата, кукуруза… Земля моя». Казалось, судьба хозяйства ее трогает больше, чем судьба сына, о жизни которого в СИЗО ходили самые страшные слухи.

Тогда — в августе 2011 года — Надежду Цапок осудили за аферу с субсидиями на три года колонии. Но на свободу она так и не вышла. В декабре 2014-го она получила еще 6,5 года — также за крупное мошенничество, но уже с землей поселения Раздольненское. Третий суд начался летом 2015-го и длился почти год — дело передавалось от судьи к судье, было много переносов по болезни подсудимой или адвоката. Вину Надежда Цапок так и не признала. С ее слов, она была добросовестным приобретателем земли, а сомнительное прошлое этой земли стало неожиданностью для нее самой.Из родственников в зале присутствовал только супруг Надежды Виктор, выступавший в роли ее общественного защитника. Из станицы он уехал, фермерствует в соседней Адыгее. Гражданская жена сына Цапчихи Сергея Анжела-Мария Цапок, по словам участников процесса, в зале не появлялась ни разу. Новый срок — 7,5 года — приплюсуется к старому, освобождение Надежды Цапок отодвинулось еще на 3,5 года.

Можно сказать, что новое уголовное дело против Надежды Цапок повторило предыдущее. В обоих случаях речь шла о присвоении «ничьей земли».

Ничья земля

Цапчихе вменяют кражу 103,7 гектара земли бывшего колхоза имени Кирова. Земли были невостребованными: то есть паи по неизвестной причине не были распределены между сотрудниками совхоза и должны были отойти муниципалитету. По словам краевого прокурора Сергея Козинова, представлявшего в суде обвинение, для того чтобы присвоить землю, был разработан «преступный алгоритм».

— Были подготовлены заведомо подлож­ные выписки из постановления главы муниципалитета, что подставным лицам, которых подыскали специально для того, чтобы на них оформить землю, выделялась эта земля колхоза СПК им. Кирова. В то время как эти люди никогда там не работали и права на землю не имели. Соответственно им эта земля в действительности не выделялась. Это были знакомые, иногда даже родственники юристов Стукало и Гряник. Они ни во что не вникали, они даже не знали, что на них оформляется земля, потому что им не приходил налог на землю. Обо всем этом они узнали уже от следователя, когда их на допрос вызвали.

По версии обвинения, о невостребованных землях Цапок узнала, лично присутствуя в 2005 году на собрании сотрудников колхоза. Тогда же она законно взяла в аренду 322 гектара у колхозников, однако решила присвоить и невостребованные земли. Невостребованных земель оказалось неожиданно много, хотя она в районе буквально «золотая». С 2005 по 2010 год Надежде Цапок удалось переписать на себя 103,7 гектара.

Юристка «Артекс-Агро» Екатерина Стукало, оформлявшая переход земли, говорила на суде, что пыталась объяснить начальнице, что вся придуманная схема незаконна. На что та ей якобы отвечала: «Делай что говорят, это не твоя головная боль, все уже договорено». «С кем было договорено, ее не посвящали. Учитывая, что все прошло достаточно гладко, все так и было, — говорит адвокат Андрей Ригерт. — Никаких препятствий в незаконном оформлении участка на Цапок не было. Стукало оформляла участки в юстиции, в земельном комитете, в кадастровой палате — сейчас это все Росреестр, но тогда это были разные инстанции — и все эти инстанции были пройдены. И ни у кого вопросов не возникало касательно незаконности этой сделки. А Стукало не могла отказаться: она прекрасно знала, кто такие цапки, и это еще до всех арестов было».

Участие в «переписывании земли» администрации Кущевского района, а также инстанций нынешнего Росреестра ни в уголовном деле, ни в суде не рассматривалось. Лишь дело кущевского нотариуса Митрохиной, оформлявшей доверенности без присутствия людей, выделено в отдельное производство. Администрация Кущевского района признана в суде пострадавшей стороной.

— К юстиции, к администрации претензий нет — доказательств никаких. Их заинтересованность просто невозможна, потому что они же с гражданами не беседуют, — объясняет прокурор Козинов. — Им приносят необходимые документы, они смотрят на документы, документы в порядке, подписи стоят. Внешняя сторона имеет признаки законности. Вот почему столько лет спустя после известных печальных событий, когда начали все тщательно перепроверять, чем они занимались, когда и как, — только тогда и вскрылось это.

На суде сотрудники Росреестра ссылались на «невнимательность в оформлении». В приговоре отдельно указано, что «неисполнение служебных обязанностей тем или иным сотрудником юстиции не исключает преступления подсудимых». Не исключает — слово скромное, и выводы я бы сделала другие. Но как говорит прокуратура, «претензий нет — и доказательств нет».

«Не исключает»

Претензий и, как следствие, доказательств участия силовиков и чиновников в деятельности цапков не возникало и по остальным кущевским делам.

Цапки правили Кущевским районом 20 лет. Правили буквально: суд, прокуратура, милиция, администрация района выполняли их поручения. Им практически удалось легализоваться. На момент ареста Сергей Цапок, перспективный бизнесмен, побыв районным депутатом, перешел в Совет молодых депутатов Краснодарского края и, со слов соратников по банде, метил в Госдуму. Но дело о мафии, в которую переросла станичная группировка, было с умом расчленено.

Из основного уголовного дела (а затем из судебного процесса) по деятельности банды была полностью исключена экономическая составляющая. По версии следствия, в Кущевке орудовала группа маньяков, лидер которой был одержим местью за убийство брата. О том, что земля и собственность убитых фермеров переходила цапковским и подцапковским предприятиям, на суде просто не говорилось. Может быть, по той причине, что деньги всегда оставляют след, и переходы целых хозяйств в чужие руки одной невнимательностью чиновников объяснить сложно. Доходило до смешного: единственного высокопоставленного сотрудника полиции, а по совместительству — кума Сергея Цапка Александра Ходыча, оказавшегося в тюрьме после того, как Кущевкая прогремела на весь мир, — посадили за две отжатые машины. Согласно приговору, с бандой он никак не был связан, расследование не отследило даже судьбу хозяйства фермера Гордика, которое он отжал вместе с машинами. Недавно Ходыч вышел по УДО и вернулся в станицу. Нельзя не заметить, что уголовная история Надежды Цапок и ее золотого хозяйства «Артекс-Агро» на редкость травоядна — по сравнению с известной нам теперь кущевской реальностью. Все дела — дистиллированные. Первый раз миллиардершу Цапок осудили за тридцать тысяч рублей недоплаченного налога. Второй и третий раз получила сроки за схему увода невостребованных — ничьих — земельных участков. Но интересно же посмотреть, как переходило новым владельцам имущество убитых цапками предпринимателей? Вот богатейшее хозяйство фермеров Богачевых — Валерия и его сына Романа, расстрелянных цапками 16 сентября 2003 года. «Агротехмаркет» (6,5 тысячи гектаров пахотной земли, кирпичный завод, техника, база), предприятие по обработке полей — на 5 вертолетов, свиноферма «Кубань-Бекон», мельница в Кисляковской, «Интерсервис» (автомастерская, магазин, кафе). «Агротехмаркет» — под самый сбор урожая — был объявлен банкротом, притом что активы в 4(!) раза превышали полную сумму кредита предприятия; вся земля в конце концов была распределена между цапковскими «Артекс-Агро», «Славой Кубани» и «Севером Кубани». Еще «Славе Кубани» отошли вертолеты (и это при долге перед банком, которому вертолеты как бы должны были отойти, не был погашен ни рублем). Огромная мельница Богачевых отошла «Северу Кубани». Остальные две фирмы помельче достались местной власти: свиней из «Кубань-Бекона» забрал районный депутат Козлов, выступавший соучредителем, «Интерсервис» через родственные связи ушел невестке районного прокурора Кваснюка…

Крупнейший фермер и бизнесмен Анатолий Смольников был убит цапками 9 ноября 2008 года. Характерно, что все свидетели — вопреки приговору — настаивают на экономическом мотиве убийства. Вот в разнообразных показаниях неоднократно упоминается, как член банды Алексеев (Беспредел), крышевавший центр станицы, избивал и пытался вытеснить оттуда водителей такси фирмы «Фортуна», принадлежащей Смольникову. Свидетели показывают, что примерно за одну-две недели до убийства Смольников и Цапок серьезно поссорились из-за основного ресурса кубанской жизни — пахотной земли. Смольников имел в собственности 800 га земли колхоза «Галина» — по соседству с цапковским «Артекс-Агро». Цапок предложил эту землю продать, а Смольников отказал. В это же время они спорили из-за другой земли. Под Красной Поляной у сына убитого мэра станицы Москвича в аренде имелся огромный участок пахотной земли, который он в середине 2000-х захотел либо сдать в субаренду, либо продать. Претендентами — опять же — выступали Цапок и Смольников. Смольников был более удачлив и завладел частью этих земель (800 га). Окружение фермера рассказывает, что Смольников претендовал и на аренду оставшихся земель хозяйства Москвичей, общая площадь которых составляла более 3000 га — десятая часть пахотных земель района. И, вероятно, получил бы: основная масса крестьян-пайщиков хотела, чтобы эту землю обрабатывал именно Смольников, «с хорошей репутацией, стабильный, не кидала». Через два месяца после убийства Смольникова к его старшему сыну подошел Сергей Цапок и сообщил, что «земли Москвича» куплены им. «После этого младший Смольников отказался от дальнейших намерений взять указанные земли в аренду», — сообщают следователи. Земля также отошла цапковскому «Артекс-Агро» и подцапковским «Славе Кубани» и «Северу Кубани».

Но кажется, уголовные дела в отношении Надежды Цапок не несут цели разобраться в происходившем за последние 20 лет кровавом переделе. Тогда зачем они?

Собиратель земель

Станичники считают, что Надежде Цапок не дают вернуться на свободу, потому что переход ее земель «пока не завершен». В мае этого года по решению краевого арбитражного суда «Артекс-Агро» было ликвидировано, его имущество сейчас распродается на аукционах. За несколько месяцев до этого самый ценный актив — мегаферму, уже довольно разоренную, за долги получил «Парус Групп», владелец — Андрей Муравьев, собственник холдинга «Сибирский цемент». В рамках импортозамещения молодей бизнесмен обещает построить сыроварню.

Судьба собранной цапками земли интереснее и драматичнее. 13 тысяч га земли «Артекс-Агро» перешли к свежеорганизованному ЗАО «Маяк» еще в 2012 году. Этому предшествовал иск 82-летней пенсионерки Данько лично к Надежде Цапок: согласно исковым документам, женщина 1930 года рождения утверждала, что Цапчиха нарушила ее преимущественное право выкупа сельскохозяйственной земли. Интересы пенсионерки представляла ее родственница и кущевский адвокат Виктория Лесная, требовавшая, среди прочего, нового собрания пайщиков. Пенсионерке и адвокату удалось невозможное: агрохолдинг был оштрафован на 235 миллионов, 6 тысяч гектаров вернулись к Данько, а земли новым собранием пайщиков были переданы «Маяку». С этого суда началось банкротство гиганта. Акционерами ЗАО «Маяк» стали братья адвоката Виктории Лесной и ростовской судьи в отставке Светланы Мартыновой.

Но уже через полтора года само ЗАО «Маяк» лишилось половины земли — она ушла агрохолдингу «Кущев­ский», владельцем которого является Федор Стрель­цов. Прямо перед этим к Стрельцову ушел и бывший директор «Маяка» Иван Поляков, став заместителем генерального директора. В апреле прошлого года против Полякова было возбуждено уголовное дело за хищение, а в мае он был найден застреленным в своем доме. Предсмертной записки и свидетельств суицидальных намерений не было обнаружено, однако смерть была зарегистрирована как самоубийство. Адвокат Виктория Лесная оказалась в тюрьме по заявлению того же Стрельцова. Ее обвинили в мошенничестве. Сейчас дело возбуждено и против второй совладелицы «Маяка» — бывшей судьи Мартыновой, а само предприятие начало процедуру банкротства.

Федор Стрельцов — персонаж без лица, совершенно не публичный человек. Бывший армавирский налоговый инспектор, полюбивший сельское хозяйство. При цапках он стал учредителем фирмы «Север Кубани», которой досталась отобранная цапками и милиционером Ходычем у фермера Гордика земля, а также земли убитых фермеров Богачева и Смольникова. Пайщики вспоминают, что, по сути, «Север Кубани» принадлежала Виталию Иванову, и на разборки приезжали цапки. При этом разгром банды не отразился негативно на судьбе Стрельцова, наоборот — он пошел в рост. Стрельцов стал учредителем фирмы «Луч», которая в 2014 году была посредником при перепродаже «Агрокомплексу», связанному с семьей Александра Ткачева, трех агрохолдингов в Кущевском районе (в том числе — бывшего цапковского «Севера Кубани») и одного — в соседнем Староминском. При цапках Александр Ткачев был губернатором края, теперь стал министром сельского хозяйства. В станице покровителем Стрельцова, причем давним, называют, однако, не Ткачева, а его заместителя — и на посту губернатора, и на посту министра — Джамбулата Хатуова.

На землях цапков, пока разъединенных в правовом отношении, уже работает агрокомплекс Стрельцова. Можно предположить, что совсем скоро земля цапков соберется в одних-единственных руках — и вряд ли это окажутся руки бывшего армавирского налоговика. Возможно, тогда Надежда Цапок и выйдет на свободу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow