СюжетыСпорт

А где Каманча?

МВД опубликовало «черный список» болельщиков. Под запрет на посещение спортивных мероприятий не попали самые ожидаемые фигуры

Этот материал вышел в номере № 77 от 18 июля 2016
Читать

Присоединившись к конвенции Совета Европы по безопасности во время проведения футбольных матчей, силовое ведомство России утвердило список болельщиков, которым запрещено посещение официальных спортивных мероприятий. Подобного шага в преддверии домашнего чемпионата мира ожидали. Но после беспорядков, устроенных российскими фанатами в Марселе накануне матча чемпионата Европы Англия — Россия, процесс очистки российского футбола от «криминальных» элементов максимально ускорили. Насколько эффективным он окажется, покажет лето 2018-го, но вопросы по качеству приложенных мер возникают уже сейчас.

В перечне административных запретов 50 фамилий, в числе «буйных» фанатов даже оказалась 22-летняя девушка. География вынесенных судами решений разнообразна — Киров, Казань, Уфа, Санкт-Петербург, Воронеж, Волгоград, Москва. Однако лиц, знакомых по первым полосам французских газет, в период проведения Евро там нет. Россияне, осужденные марсельским судом за участие в беспорядках 11 июня, — Алексей Ерунов, Сергей Горбачев и Николай Морозов — в список не попали. Может, оттого что пока отбывают заключение во Франции. Хотя к чемпионату мира‑2018 представители тульского «Арсенала» и московского «Динамо» должны вернуться, да и директор по работе с болельщиками «Локомотива» (который, скорее всего, продолжит свою карьеру в клубе) вправе рассчитывать на апелляцию. Отсутствуют в списке и представители Orel butchers, «наводившие страх» на британскую прессу и депортированные из Франции после драк в Лилле. Нет там даже зажигавшего файер на стадионе Азамата Садыкова, «прославившего» казанский «Рубин».

Несмотря на контакты с европейскими правоохранителями на Евро, сотрудники МВД не оказали должного внимания «любимчику» французской полиции — Александру Шпрыгину. Глава Всероссийского объединения болельщиков в процессе тесного общения со своими визави после задержания автобуса с российскими фанатами, ареста, суда с последующей депортацией, заслужил прозвище Mister Twitter за частоту использования известной социальной сети. Несмотря на отсутствие доказательств его участия в беспорядках, Александр Шпрыгин был депортирован на родину еще раньше сборной России, скорее всего, благодаря своей репутации. В европейской прессе его давно признали лидером российской сети ультраправых фанатских группировок и идеологом развития неонацизма. В качестве главного доказательства приводится фотография 20-летней давности со вскинутой в римском приветствии правой рукой, а также высказывания о «славянских лицах в сборной» и «близости идей white power».

В России Шпрыгин преследовался законом по обвинению в краже (даже провел год в «Матросской Тишине», но срока так и не получил), по обвинению в нападении на тренировочную базу «Динамо», игроки которого были обстреляны из пейнтбольных ружей (дальше обысков дело не продвинулось), кроме того, идет проверка по факту нападения на журналиста «Новой газеты» Глеба Лиманского. Но и такой послужной список не помешал Каманче стать лидером российских болельщиков, заручиться поддержкой министра спорта Виталия Мутко, принимать участие в заседаниях по футболу под председательством президента России. То есть фактически на равных общаться с представителями власти.

Вполне возможно, что представленный МВД «черный список» болельщиков — не окончательный вариант и запреты — лишь эксперимент (действующий до конца 2017 года). Тогда кажется странным, почему в первом варианте не оказалось самых одиозных представителей. Не совсем логична и процедура контроля за соблюдением запрета. За нарушение — административный штраф до 25 тысяч рублей или арест на 15 суток. И то, если нарушителей удастся зафиксировать и задержать. В Англии, например, подобный запрет подразумевает процедуру присутствия хулиганов в районном участке полиции в день проведения спортивных соревнований.

Наверняка «черный список» болельщиков, обнародованный столь показательным образом, — лишь кость, брошенная запуганному обывателю — и российскому и зарубежному. Пока ясно одно — российская полиция не допускает беспечного бездействия, проявленного французскими коллегами. Во что этот процесс превратится — в эффективную работу по защите граждан или ее имитацию ради закручивания гаек?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow