КомментарийОбщество

«Статья — плевок в душу погибшему экипажу. Надеюсь, автор осознает содеянное и извинится»

МЧС эмоционально ответило на публикацию «Новой газеты» о гибели экипажа Ил-76 во время тушения лесного пожара. Цитируем ведомству в ответ его же инструкции

Этот материал вышел в номере № 76 от 15 июля 2016
Читать
реакция мчс. письмо в «новую газету»
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (МЧС России) Главному редактору «Редакционно-издательского дома «Новая газета» Д.А. Муратову 6 июля текущего года в издании «Новая газета», № 72 был опубликован материал Алексея Тарасова под названием «Погибли ради отчетности». В то время, когда Алексей Тарасов готовил свой материал в печать, спецборт МЧС России доставил в аэропорт «Раменское» тела членов экипажа самолета Ил-76 МЧС России, наших товарищей, погибших при исполнении служебного долга в Иркутской области. А вчера, 6 июля, в Жуковском городском доме культуры прошла траурная панихида по ним. Смею отметить, что вышедшая статья «Погибли ради отчетности» — плевок в душу всему погибшему экипажу самолета Ил-76, их боевым товарищам и коллегам, семьям погибших летчиков. Они пришли в авиацию МЧС России в разные годы и с разным опытом работы, но все они были преданными асами своего дела. Это был один из сильнейших и опытнейших экипажей в чрезвычайной авиации России. За спиной Леонида Филина более 200 спасательных и гуманитарных операций как в России, так и за рубежом. Напомню, что только один экипаж Л.С. Филина отстоял от огня свыше 30 населенных пунктов Сибири (остановили распространение пожара), не дал низовому пожару перейти в верховой. Таким образом, экипаж разбившегося Ил-76 спас более 50 тысяч человеческих жизней. Сейчас эти люди могут нормально жить в своем жилье, заниматься своими делами, строить планы на будущее. Если бы не применение нашей авиации, последствия могли бы быть просто катастрофическими. Очень надеюсь, что в ближайшее время автор осознает содеянное и принесет свои извинения семьям погибших летчиков и их коллегам. Начальник Управления Организации информирования населения А.В. Вагутович

«Героизм одних — это преступление других»

К письму МЧС

Комментировать чужие обиды невозможно. Неизвестно, что задело А. Вагутовича или в целом ведомство, от чьего имени написано это письмо: в нем нет указаний ни на конкретные слова, ни на интонации, ни на смыслы публикации «Новой». Их, этих указаний, и быть не может, поскольку честь и память погибших летчиков газетой не задета, напротив, им воздано должное: «Мужество летчиков несомненно. Как и невменяемость системы. Все как всегда: героизм одних — это преступление других».

По существу — о невменяемости системы, пожертвовавшей лучшим авиационным экипажем МЧС, — в письме из самого МЧС не сказано ни слова. Именно об этом хотелось бы услышать. А не мериться скорбью и эпитетами в адрес погибших.

Итак, главное: зачем авиатанкер оказался там, где ему делать было нечего? Про «нечего» — это не точка зрения журналиста. Так — и по положению Рослесхоза (процитированном в публикации ответственным иркутским чиновником), и по высказываемому уже на протяжении многих лет (и «Новая» не раз об этом писала) мнению ведущего отечественного пиролога профессора Эрика Валендика (Институт леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН).

И про имитацию пожаротушения и бессмысленный риск газета тоже ни слова не сказала, об этом свидетельствует наука по ведомству самого МЧС. Евгений Москвилин (Всероссийский НИИ противопожарной обороны МЧС) исследовал зависимости параметров сброса воды самолетом Ил-76МД при тушении лесных пожаров от параметров полета. «Часто одного пролета самолета Ил-76МД для тушения даже низовых лесных пожаров недостаточно, поскольку требуется обеспечить удельный расход воды не менее 4 л/м2. Второй сброс воды должен быть произведен с интервалом времени не более 10—15 мин.». (А «заправка самолета производится в течение нескольких часов».) Это журнал «Пожарная безопасность», 2009 год, № 1; Москвилин тогда еще не начальник сектора, а ведущий научный сотрудник.

Таким образом, экспериментально самим же МЧС установлено: для тушения с воздуха необходимо организовывать карусель из самолетов с точным наведением одного за другим для водосброса в одну точку. Это невозможно — в глухой тайге, во многих сотнях километров от действующих аэродромов, при тех масштабах лесных пожаров, что ежегодны в Сибири.

Как фамилия человека, пославшего Ил-76 на пожар? Цитирую пункт 65 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды от 08.07.2014 № 313: «Тушение лесного пожара с применением авиации производится в целях снижения интенсивности горения на кромке лесного пожара, чтобы создать для наземных сил и средств пожаротушения условия для перехода от косвенного метода тушения лесного пожара к прямому; приостановления распространения горения до прибытия наземных сил и средств пожаротушения к местам тушения лесных пожаров. Решение о целесообразности использования на тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения лесного пожара (РТЛП.Ред.). Применение авиации организуется в соответствии с реализуемой руководителем тушения лесного пожара тактикой и стратегией тушения. Авиационное тушение лесных пожаров производится при непосредственном взаимодействии экипажа воздушного судна с руководителем наземных подразделений лесопожарных организаций».

Как фамилия РТЛП? Или Ил-76 послали приказом ведомственного начальника, не запрашивая РТЛП? Что из этой инструкции не нарушено? А ведь каждый пункт ее и других правил, писанных для авиации, для борьбы с лесными пожарами, — писаны кровью. Что не нарушено из методических рекомендаций, утвержденных главным военным экспертом генерал-лейтенантом Чижиковым 16.07.2014? Из методических рекомендаций, утвержденных начальником Сибирского регцентра МЧС генерал-лейтенантом Светельским 28.03.2015? Из методики тушения ландшафтных пожаров, утвержденной МЧС 14.09.2015?

Тушат лесные пожары на земле, авиация неэффективна — кроме отдельных, экстремальных случаев, и все авиационные правила всего мира, включая российские руководства летной эксплуатации, содержат запрет на снижение ниже минимально допустимой высоты полета. Для авиации МЧС разработали дополнения. Их итог — налицо.

МЧС позволило себе сугубо эмоциональное письмо, а от этого ведомства мы ждем не эмоций, а рациональных действий. Я очень хорошо понимаю те чувства, что письмо продиктовали. Сотрудники МЧС делали свою работу, исполняли долг, как он им представлялся, до конца. Это мужская работа. Страдают семьи. Очень надеюсь, что в ближайшее время МЧС — чтобы летчики не гибли в битвах за безымянную высотку — подаст свои предложения для пересмотра и стратегии, и тактики тушения лесных пожаров. Это не война, это ежегодное сезонное явление, это природа, с которой не нужно воевать, ее нужно учитывать.

Алексей Тарасов, «Новая», Красноярск

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow