«Героизм одних — это преступление других»
К письму МЧС
Комментировать чужие обиды невозможно. Неизвестно, что задело А. Вагутовича или в целом ведомство, от чьего имени написано это письмо: в нем нет указаний ни на конкретные слова, ни на интонации, ни на смыслы публикации «Новой». Их, этих указаний, и быть не может, поскольку честь и память погибших летчиков газетой не задета, напротив, им воздано должное: «Мужество летчиков несомненно. Как и невменяемость системы. Все как всегда: героизм одних — это преступление других».
По существу — о невменяемости системы, пожертвовавшей лучшим авиационным экипажем МЧС, — в письме из самого МЧС не сказано ни слова. Именно об этом хотелось бы услышать. А не мериться скорбью и эпитетами в адрес погибших.
Итак, главное: зачем авиатанкер оказался там, где ему делать было нечего? Про «нечего» — это не точка зрения журналиста. Так — и по положению Рослесхоза (процитированном в публикации ответственным иркутским чиновником), и по высказываемому уже на протяжении многих лет (и «Новая» не раз об этом писала) мнению ведущего отечественного пиролога профессора Эрика Валендика (Институт леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
И про имитацию пожаротушения и бессмысленный риск газета тоже ни слова не сказала, об этом свидетельствует наука по ведомству самого МЧС. Евгений Москвилин (Всероссийский НИИ противопожарной обороны МЧС) исследовал зависимости параметров сброса воды самолетом Ил-76МД при тушении лесных пожаров от параметров полета. «Часто одного пролета самолета Ил-76МД для тушения даже низовых лесных пожаров недостаточно, поскольку требуется обеспечить удельный расход воды не менее 4 л/м2. Второй сброс воды должен быть произведен с интервалом времени не более 10—15 мин.». (А «заправка самолета производится в течение нескольких часов».) Это журнал «Пожарная безопасность», 2009 год, № 1; Москвилин тогда еще не начальник сектора, а ведущий научный сотрудник.
Таким образом, экспериментально самим же МЧС установлено: для тушения с воздуха необходимо организовывать карусель из самолетов с точным наведением одного за другим для водосброса в одну точку. Это невозможно — в глухой тайге, во многих сотнях километров от действующих аэродромов, при тех масштабах лесных пожаров, что ежегодны в Сибири.
Как фамилия человека, пославшего Ил-76 на пожар? Цитирую пункт 65 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды от 08.07.2014 № 313: «Тушение лесного пожара с применением авиации производится в целях снижения интенсивности горения на кромке лесного пожара, чтобы создать для наземных сил и средств пожаротушения условия для перехода от косвенного метода тушения лесного пожара к прямому; приостановления распространения горения до прибытия наземных сил и средств пожаротушения к местам тушения лесных пожаров. Решение о целесообразности использования на тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения лесного пожара (РТЛП. — Ред.). Применение авиации организуется в соответствии с реализуемой руководителем тушения лесного пожара тактикой и стратегией тушения. Авиационное тушение лесных пожаров производится при непосредственном взаимодействии экипажа воздушного судна с руководителем наземных подразделений лесопожарных организаций».
Как фамилия РТЛП? Или Ил-76 послали приказом ведомственного начальника, не запрашивая РТЛП? Что из этой инструкции не нарушено? А ведь каждый пункт ее и других правил, писанных для авиации, для борьбы с лесными пожарами, — писаны кровью. Что не нарушено из методических рекомендаций, утвержденных главным военным экспертом генерал-лейтенантом Чижиковым 16.07.2014? Из методических рекомендаций, утвержденных начальником Сибирского регцентра МЧС генерал-лейтенантом Светельским 28.03.2015? Из методики тушения ландшафтных пожаров, утвержденной МЧС 14.09.2015?
Тушат лесные пожары на земле, авиация неэффективна — кроме отдельных, экстремальных случаев, и все авиационные правила всего мира, включая российские руководства летной эксплуатации, содержат запрет на снижение ниже минимально допустимой высоты полета. Для авиации МЧС разработали дополнения. Их итог — налицо.
МЧС позволило себе сугубо эмоциональное письмо, а от этого ведомства мы ждем не эмоций, а рациональных действий. Я очень хорошо понимаю те чувства, что письмо продиктовали. Сотрудники МЧС делали свою работу, исполняли долг, как он им представлялся, до конца. Это мужская работа. Страдают семьи. Очень надеюсь, что в ближайшее время МЧС — чтобы летчики не гибли в битвах за безымянную высотку — подаст свои предложения для пересмотра и стратегии, и тактики тушения лесных пожаров. Это не война, это ежегодное сезонное явление, это природа, с которой не нужно воевать, ее нужно учитывать.
Алексей Тарасов, «Новая», Красноярск
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68