СюжетыПолитика

— Нажать кнопку! — Простите, но ее нет...

Развести над Балтикой военные самолеты России и НАТО не так-то просто

Этот материал вышел в номере № 73 от 8 июля 2016
Читать

Во времена холодной войны была такая привычная внешнеполитическая забава — выдвигать мирные инициативы не с целью решить какие-либо реальные вопросы, а чтобы посрамить вероятного противника как агрессивного поджигателя войны.

Бывало, конечно, и так, что действительно искали компромисс — и тогда в дело шла негласная, тихая и закулисная дипломатия. Публичные же инициативы не имели по большей части практического смысла, а выдвигались для того, чтобы противная сторона их отвергла и тем доказала всю свою недоговороспособность.

Но в 1987 году Москва вдруг приняла американский «нулевой вариант», который до этого 6 лет отвергала: о глобальной и бессрочной ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Буквально через пару месяцев был подписан договор РСМД. Последовали другие соглашения о разоружении и мерах доверия. Конец холодной войны, грандиозное разоружение, вывод почти всех американских боевых частей из Европы. Теперь договоры попираются, РСМД нарушается и находится под угрозой денонсации, а мирные инициативы летят, как камни в соседский огород.

На днях президент Владимир Путин во время визита в Финляндию поддержал предложение о том, чтобы российские военные самолеты, а также ВВС стран НАТО летали над Балтикой с включенными транспондерами, которые в России официально именуются СО или самолетным радиолокационным ответчиком. СО — это бортовое устройство для передачи информации по запросному сигналу РЛС в автоматическом режиме. В гражданских самолетах современные СО передают по запросу бортовой номер, позывной, заводской номер транспондера, высоту полета, скорость и GPS-координаты. Данные полета самолета с транспондером — открытая информация, которую можно отслеживать в интернете. Самолеты гражданской авиации также оснащаются системой TCAS — сочетание транспондера с радиолокатором для предотвращения столкновений в воздухе. TCAS распознает другие самолеты и в случае опасного сближения автоматически выдает речевые указания пилотам для разведения бортов в горизонтальной плоскости.

В последнее время было немало сообщений об опасном сближении американских и российских самолетов над Балтикой. Возможное столкновение может привести к гибели людей и техники, а также послужить отправной точкой серьезной эскалации противостояния. Российское военное ведомство не раз утверждало, что наши боевые самолеты вылетали на перехват американских разведчиков RC-135U в международном воздушном пространстве, чтобы определить госпринадлежность непонятной машины, а сближались вплотную, чтобы визуально прочесть бортовой номер. Президент Финляндии Саули Ниинисте предложил Путину договориться, чтобы все военные самолеты над Балтикой летали всегда с включенными транспондерами, чтобы не надо было идти на опасный перехват. Путин согласился и поручил МИДу решить эту проблему транспондеров и прочих взаимных мер доверия во время следующего заседания Совета Россия—НАТО предположительно 13 июля.

Министр обороны Сергей Шойгу, «в русле указаний президента», приказал подготовить предложения по выработке мер доверия и «в частности, разработать ряд соответствующих организационных и технических мер, включая использование авиацией ВКС транспондеров».

Проблема, впрочем, в том, что никаких «транспондеров» на борту российских боевых самолетов нет и никогда не было.

Есть, конечно, на каждом борту закодированный СО госпринадлежности (устройство «свой—чужой») — по большей части системы «Пароль», разработанной в 1977 году. Работать в режиме транспондера во взаимодействии с гражданскими службами авиадиспетчеров этот СО не предназначен, информацию о высоте, скорости и GPS-координаты не выдает, а активирующие военный СО коды — гостайна.

Наверное, Шойгу высказался так обтекаемо, поскольку понятно, что включить транспондеры над Балтикой наши ВКС не могут. У американцев есть свои военные СО, использующие современные системы криптографии, которые обеспечивают не только идентификацию, но выдают основные параметры полета и GPS-координаты. Если выключить шифрование, могут работать в режиме граж­данского транспондера. Но кто продаст РФ такой военный прибор, да и кто станет интегрировать натовский дистанционно управляемый узел в отечественное БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) боевого самолета? Значит, чтобы включить транспондеры, надо выделять бюджетное финансирование, создавать собственное изделие, тратить миллиарды, устанавливая транспондеры на разные типы боевых машин…

Американский высокопоставленный чиновник заявил «Новой», что Пентагон не собирается «включать» (снимать шифрование) СО своих самолетов над Балтикой. Так что всем можно не напрягаться, пытаясь выполнить распоряжение о несуществующих транспондерах: ну не желает вероятный противник принимать нашу мирную инициативу. Ну и славно: Россия выдвигает свои мирные инициативы, НАТО — свои. Заседание совета Россия—НАТО 13 июля закончится, надо думать, как обычно: сойдутся, поговорят и разойдутся, и каждый будет утверждать, что, мол, мяч на другой стороне. Наши и американские самолеты и корабли будут продолжать пересекаться и, может, все же не столкнутся…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow