СюжетыОбщество

Халатные отношения

Страсбург изучает дела призывников Российской армии

Этот материал вышел в номере № 72 от 6 июля 2016
Читать

Европейский суд по правам человека на прошлой неделе задал России вопросы по жалобам родственников пятерых военнослужащих, совершивших суицид из-за недосмотра командиров и психологов. Дела, в разное время поданные в ЕСПЧ юристами международной правозащитной группы «АГОРА», были объединены судом в одно производство.

Самоубийства, о которых идет речь, произошли в войсковых частях Читинской, Оренбургской, Орловской областей, а также в Хабаровском крае. В некоторых случаях прокурорская проверка подтвердила факты дедовщины, однако уголовные дела по статье 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») во всех случаях были прекращены ввиду «отсутствия в действиях должностных лиц состава преступления». Военные следователи и суды также отказали родственникам погибших в возбуждении уголовных дел по статье 293 УК («Халатность»).

Адвокат «АГОРЫ» Рамиль Ахметгалиев считает, что во всех коммуницированных судом делах российские власти нарушили гарантированное Европейской конвенцией «Право на жизнь» (ст. 2) и «Право на эффективное средство правовой защиты» (ст. 13). «В случае гибели военнослужащего следователи обязаны возбудить уголовное дело. Но, объективно говоря, доказать факт доведения человека до самоубийства очень сложно. Поэтому главный вопрос, который мы ставили перед Европейским судом, касался качества профилактической работы и психологической помощи военнослужащим. Суд объединил жалобы в одну, то есть фактически заявил о наличии в России системной проблемы».

Правозащитники занялись темой суицидов после смерти призывника из Татарстана Радика Хабирова. Первую попытку суицида 19-летний парень совершил еще в саратовской «учебке». В ноябре 2005 года, прибыв в Тоцкий гарнизон Оренбургской области, младший сержант прошел психологический тест, показавший высокую степень «суицидального риска». Хабиров еще несколько раз пытался свести счеты с жизнью, его поместили в психиатрическое отделение госпиталя, где он совершил очередную попытку, в результате которой впал в кому и скончался. Военные следователи возбудили уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Как и в других подобных случаях, расследование вскоре прекратили.

Страсбургский суд задал российскому правительству вопросы об обязательствах государства по сохранности жизни призывников, эффективности систем профилактики самоубийств и психологической помощи военнослужащим. Также Страсбург попросил рассказать об итогах расследований по фактам самоубийств в армии и представить последние статистические данные по жертвам.

Юлия СЧАСТЛИВЦЕВА —специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow