Число жертв последних взрывов в Багдаде, столице Ирака, выросло до 250 человек. Многие из погибших — дети. Более 200 человек получили ранения. Количество погибших может увеличиться, потому что некоторые из пострадавших находятся в критическом состоянии.
В ночь со 2 на 3 июля в торговом районе Карада, где проживают в основном мусульмане-шииты, взорвался заминированный автомобиль, за рулем которого находился террорист-смертник. На улицах было много гуляющих — приближалось окончание Рамадана. Из-за мощного взрыва в нескольких зданиях поблизости начались пожары. Еще один взрыв — практически в то же время — произошел в шиитском пригороде Шааб, вслед за этим взорвались бомбы в районах Гариб и Латифия. Ответственность за теракты взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство» (запрещенная в России). Премьер-министр Ирака, на следующий день посетивший место первого взрыва, был встречен криками «вор» и «собака». Некоторые горожане кидали в него камни. Вчера глава МВД Ирака заявил о своей отставке.
Иракский журналист Миляд Сами — специально для «Новой»: о том, как багдадцы переживают самый страшный теракт за последние 10 лет.
Подготовка багдадцев к Ийдул-фитр (Ураза-байрам — праздник разговения после поста) в этом году была особенно оживленной. Улицы города, рынки, кофейни переполнены людьми. Но вскоре предвкушение праздника было стерто. Одним нажатием кнопки. Пламя взрыва поглотило сотни людей, у которых еще не остыла улыбка на лицах. Горе одело весь Багдад в черное из-за трагедии, постигшей на центральный район города — Караду.
Очевидцы рассказывают о том, как горе захватило город.
Рами Давид, житель Багдада, 25 лет, школьный учитель:
— Я живу в этом районе, через улицу от места взрыва. Звук взрыва был очень громким. Я побоялся выйти, лишь открыл окно. Поднимался запах горящих трупов, пламя охватило стены, осколки стекла повсюду. Торговый центр до сих пор раскален и дымится, даже после того, как пожары потушили.
Ужасно тут жить. В прошлом году в этом же районе при взрыве погибли два моих друга. Сейчас я потерял четырех друзей. Там же погибли два школьника из моего класса, я учитель начальной школы…
Мейсам Али ас-Саади, 37 лет, житель Багдада, фотожурналист:
— Машина со взрывчаткой стояла между двумя зданиями. Одно из них было самым известным багдадским торговым комплексом — «Ал-Лейс». Там более пятидесяти магазинов, которые продают мужскую и женскую одежду, парфюм. Другое здание называлось «Хади-центр». Рестораны, кафе и ряд магазинов с косметикой. Везде, везде были люди. Погибли более 400 человек, раненых — более 500. Официальные цифры занижены. Правительство сообщило только о 160 погибших и около 200 раненых. Но третий день из-под обломков продолжают извлекать обугленные тела.
Район Карада находится в сердце столицы Ирака. Это самый оживленный район. Там всегда многолюдно. Несколько торговых центров, круглосуточные рынки. Чтобы закупиться продуктами, одеждой, косметикой, в Караду приезжают со всех концов города. Карада соседствует с хорошо охраняемым районом Хадра, где находится правительство Ирака и американское посольство. К посольству США выходит и улица Карейд Дакхил, на которой произошел взрыв. Это уже 18-й теракт с 2007 года в этом районе и именно на этой улице. Сначала Караду взрывали боевики «Аль-Каиды», сейчас — ИГ.
До сих пор непонятно, как машина со взрывчаткой преодолела все блокпосты. Они находятся на въезде в каждый квартал, машины проходят через выборочный досмотр. Народное возмущение после взрывов в Багдаде охватило весь Ирак.
Сара Низар, 29 лет, гражданская активистка:
— Пренебрежение безопасностью, наплевательское отношение к гражданам, дешевизна крови иракцев — вот что приводит к таким жутким трагедиям. Правительство, конечно, очень занято. У них огромные банковские счета, которые заслуживают большего внимания, чем иракский народ.
Башар аль-Араджи, магистр, 30 лет:
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— В условиях слабости правительства, разгула коррупции в государственном аппарате, отсутствии патриотизма и гуманизма со стороны должностных лиц, с одной стороны, возникла благодатная почва для террора и легкость, с которой террористы просачиваются в жилые районы, — с другой. Все просто прогнило. Отдел по обнаружению взрывчатых устройств МВД подтвердил свою полную неспособность работать, но продолжает существовать только по одной причине: поставщики оборудования для этого отдела — из числа влиятельных во власти людей. Они заставляют правительство Ирака бездействовать. Как и обычные граждане, власти осуждают, скорбят, а потом забывают обо всех человеческих и материальных потерях.
Хишам Асар, житель Багдада, 30 лет, безработный:
— Международные интересы… Если бы не было проблем, то производители оружия обанкротились бы, если бы в нашей стране был мир и безопасность, это повлияло бы на весь регион. Это все срежиссировано, на это тратятся огромные деньги.
Мохаммед Джамаль, 30 лет, сотрудник Министерства нефти:
— Проект «Сакр», который отвечает за безопасность в Багдаде, поражен коррупцией. Очевидным стал и провал старого плана обеспечения безопасности, и несогласованность сфер ответственности Министерства обороны, МВД и багдадского спецназа. Существуют и неправительственные оппозиционные вооруженные отряды, которые тоже имеют влияние в этих министерствах. Единой системы поддержания безопасности просто нет.
Все багдадцы носят черное в эти дни. Люди зажигают свечи на месте происшествия и останавливаются, читают молитвы за души погибших. В соцсетях началась кампания протеста#ЯИракеци_только. Молодежь заявляет, что они чтут память всех жертв Карады и не согласны ни на какое разделение по признаку религии или национальности.
Мустафа аль-Наими, 30 лет, сотрудник парфюмерного магазина, участник движения:
— Это движение создали молодые иракцы, которые не имеют связи с какой-либо партией или религиозным течением. Мы не принадлежим ни к какой идеологии. Мы уверены лишь в том, что все погибшие — мученики — были иракцами. Отойти от сектантских верований — самое меньшее, что мы можем сделать для душ людей, погибших в Караде. Я надеюсь, что эта кампания уменьшит сектантскую отсталость и позволит нам всем держаться подальше от сект и партий, ведь мы иракцы — и только.
Хейсам Назр, 27 лет, журналист:
— Это движение возникло сразу после последнего взрыва. Среди погибших оказались люди всех национальностей, приверженцы шиитского и суннитского ислама, арабы, христиане, курды. Эта трагедия потрясла всех. Горе, гнев, слезы. Но реакция общества должна быть серьезнее, чем просто общее объединение, несмотря на национальность или религию. Мы начали другую кампанию протеста —#Сожженная_Хадра — против правительства, которое сеет вражду в нашем народе.
Жители Багдада переживают один шок за другим. Безопасности просто не существует. В каждой багдадской семье есть родственник, друг или любимый, живущий в Караде. Страх захватил столицу. Иракцы уверены: если коррупция в аппарате безопасности Ирака не будет побеждена, теракты вскоре унесут больше жизней, чем сейчас гибнет иракских солдат на полях сражений с ИГ.
Миляд САМИ — специально для «Новой», Багдад
Новые взрывы
В ночь с 3 на 4 июня террорист-смертник взорвался в городе Джидда (Саудовская Аравия) вблизи генерального консульства США. По некоторым данным, целью атаки террориста могло быть не консульство, а расположенная рядом мечеть, где в это время шла ночная молитва.
4 июля взрывы продолжились. Пятеро погибли, шестеро ранены в результате теракта вблизи мечети Пророка (Аль-Масджид ан-Набави) в Медине на западе Саудовской Аравии. Террорист-смертник пытался проникнуть внутрь мечети, где в этот момент находились тысячи человек. Его остановили сотрудники правопорядка, и он привел в действие взрывное устройство на автостоянке между храмовым комплексом и судом. Мечеть Пророка является второй святыней в исламе после Заповедной мечети в Мекке. В тот же день смертник подорвал себя у мечети в городе Эль-Катиф на востоке Саудовской Аравии. Пока ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность за произошедшее.
Публикацию подготовил Али ФЕРУЗ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68