СюжетыКультура

Селфи на фоне артистов. В Петербурге прошел XXIV Международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»

Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Чечилия Бартоли выступили на XXIV Международном музыкальном фестивале «Звезды белых ночей»

Этот материал вышел в номере № 71 от 4 июля 2016
Читать

Двухмесячный марафон масштабом своей необъятной афиши отражает характер своего основателя и худрука Валерия Гергиева. Вопреки пределу человеческой выносливости, кажется, знаменитый дирижер убежден, что день прожит зря, если за 24 часа он не сыграл два, а лучше три концерта или спектакля. Поэтому и задержка начала представления на двадцать, а то и сорок минут для театра — старая традиция. И хотя, по сути, фестиваль не эксклюзивная продукция, а импровизация в рамках репертуара, он остается главным театральным событием лета не только для Петербурга.

В этом году Валерий Гергиев устроил фантастическое столпотворение звезд на берегах Невы. Нельзя не заметить, что его приглашение зарубежные знаменитости ставят выше возможного порицания за визит в Россию.

Пласидо Доминго феноменально исполнил заглавную партию в опере Верди «Симон Бокканегра». А еще со свойственным только ему благородством продирижировал «Травиатой». Чечилия Бартоли исполнила программу «Из Венеции в Санкт-Петербург», в основе которой ее знаменитый диск «St. Petersburg». Произведения итальянских и немецких композиторов, работавших при дворе Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, певица лично разыскала в библиотеке Мариинского театра и ныне с ошеломительным успехом представила их питерской публике.

Восторг, конечно, вызвало явление в родном Мариинском театре Анны Нетребко. На этой сцене она не появлялась три года. Нетребко исполнила партию Эльзы в эффектном дуэте-противостоянии с замечательной немецкой певицей Надей Михаэль (Ортрудой) в опере Вагнера «Лоэнгрин». И еще раз появилась перед фанатствующей аудиторией в изысканном концерте, где звучали произведения Рихарда Штрауса. Но как только Нетребко исполнила «Четыре последние песни» и покинула сцену, пуб­лика хамски стала валить из зала.

Вообще, поведение питерской публики придает фестивалю особый колорит. Речь совсем даже не о «хронических» аплодисментах между частями инструментальных концертов, в исполнении будь то Дениса Мацуева (он много ездит по стране, и его трудно удивить подобными «мелочами») или таких заморских гостей, как Леонидас Кавакос или Кристоф Барати, явно не готовых к подобной реакции слушателей. Обладатели билетов в первые ряды партера придумали делать селфи на фоне артистов. И не только в момент финальных поклонов, но и прямо во время действия. И тут же наперегонки с соседом «запостить» фотку у себя на странице в соцсети. На концертном исполнении оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» между двумя парами, сидящими в первом ряду, даже произошла стычка в борьбе за лучший кадр с Валерием Гергиевым и Ольгой Бородиной.

Ольга Бородина, и правда, в партии Любаши восхищала красотой голоса и музыкальностью. Она задала такую исполнительскую планку, до которой никто из ее коллег-солистов в тот вечер не дотянулся. А в труппе сегодняшней Мариинки есть несколько звездных солистов: знаменитые басы — братья Аскар и Ильдар Абдразаковы, баритон Владислав Сулимский, сопрано Татьяна Сержан, которую Валерий Гергиев, можно сказать, похитил у миланского театра La Scala. Татьяна была хороша в дуэте с Пласидо Доминго в «Симоне Бокканегре». И во время фестиваля этот спектакль запишет французский телеканал Mezzo.

Самая значительная премьера нынешнего фестиваля — опера Сен-Санса «Самсон и Далила». Успех спектаклю принесли американец Грегори Кунде и Екатерина Семенчук в заглавных партиях и Роман Бурденко в роли Верховного жреца. Певцы и Валерий Гергиев через музыку выразили куда больше чувств и смыслов, нежели режиссер. Работа грека с французским паспортом Янниса Коккоса наводит жуткую тоску и своей банальностью на корню дискредитирует понятие оперного театра.

Но Коккос явно в фаворитах у Гергиева. Это уже его третья работа в Питере. Реплика его парижских «Троян­цев» и перенос из Монте-Карло «Дон Кихота» хорошо прижились на мариинских подмостках. И, судя по другим спектаклям, от режиссера требуется просто сделать «сценическую разводку» артистов. Великолепные технические возможности сцены Новой Мариинки остаются, по факту, не востребованны. Даже с размахом отмечая 125-летие Прокофьева, Валерий Гергиев «отправил в утиль» эффектную постановку «Войны и мира», сделанную англичанином Грэмом Виком, и определил в афишу фестиваля концертное исполнение оперы.

Такой подход хоть и не современен, но возможен, если музыкальное исполнение безупречно. И Мариинский действительно открыт для самых лучших музыкантов. В театре постоянно выступают и звезды: Мария Гулегина, Альбина Шагимуратова, а сейчас дебютирует Дмитрий Корчак, и те, кто только на пути к международному признанию. Например, тенор Нажмиддин Мавлянов, которого уже полюбила московская публика, или сопрано из Новосибирска Ирина Чурилова.

Приглашенные солисты на этом фестивале не всегда оправдывали ожиданий. Супруг Анны Нетребко, тенор Юсиф Эйвазов, сославшись на ларингит, в самый последний момент отменил свой мариинский дебют. И представление пуччиниевской «Турандот» обернулось тоскливой оперной рутиной с «кричащими» мимо нот тенором (Август Амонов) и сопрано (Млада Худолей). Но уж непонятно, что правильнее: разочаровать отменой долгожданного выступления — или выйти и с треском провалиться. Как это произошло с Ольгой Перетятько в «Травиате». После спектакля на одном из форумов певица даже пыталась неловко оправдаться, объясняя ЧП неожиданно нахлынувшим нездоровьем и предполагая: «Может, кто иголки в куклу втыкал»…

Финал фестиваля, который похож на «пэчворк», задуман не звездным, а интеллектуальным. Сначала будет представлена российская премьера оперы Мечислава Вайнберга по роману Достоевского «Идиот». А на закрытии будет показана мировая премьера оперы «Казаки» по кавказской повести Льва Толстого. Эта партитура создана современным композитором Леонидом Клиничевым специально для Мариинского театра.

Мария Бабалова — специально для «Новой», Санкт-Петербург — Москва

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow