КолонкаОбщество

Личность в истории

Этот материал вышел в номере № 71 от 4 июля 2016
Читать

Независимо от того, кто каких взглядов придерживается, все мы люди и, коли так, должны подчиняться неписаным законам. Например, не убивать. Нельзя также возводить напраслину, думая, что некто замыслил в отношении нас недоброе или даже уже готов напасть и причинить страшное зло. Необходимо выполнять еще несколько важнейших правил. Ведь их игнорирование может превратить нашу жизнь в сущий ад.

Представьте себе, что, объятые страхом, люди начнут калечить и убивать друг друга направо и налево, не испытывая никаких сомнений в своей правоте. «Сценарий» такого рода, несмотря на всю его абсурдность и нарушение всех общечеловеческих норм, почему-то всегда воплощался в жизнь в благоприятных обстоятельствах, а именно при наличии подходящей личности. Личность потому и подходит к обстоятельствам, что ведет себя соответствующим образом. Хотя, казалось бы, если ты вознесен непостижимой судьбой на вершину власти, чего проще: остановись, подумай хотя бы немного… Вспомни о правилах.

Но критическое продумывание своих шагов, не говоря уже о моральном сознании, вообще встречается редко, у политиков — почти никогда. Встать в позу неошибающегося и непогрешимого всезнайки, публично оскорбить, запугать угрозой применения силы — таковы привычные приемы политической аргументации. Многим людям, особенно страдающим острым комплексом неполноценности, необходимо настоять на своем, даже если они неправы и сами об этом догадываются. Но поделать с собой ничего не могут. Недовольство собой и неспособность к критическому мышлению приводят к тому, что такой человек начинает винить в своих ошибках других, а гнев, усиленный, не дай бог, паранойей или манией величия, или какой-нибудь идеей-фикс, приводит к катастрофам — личным и общественным.

Марксисты в XIX и XX вв. любили порассуждать о роли личности в истории. Интерес к этой теме диктовался стремлением доказать, что существуют некие объективные законы, которые в конечном счете и определяют все, что происходит в человеческом обществе. Марксизм твердил, что личность вторична, а базис первичен. Самые прозорливые марксисты, впрочем, личность признавали. Но все же считали, что в основе всего лежит диалектика производительных сил и производственных отношений. При этом двигателем истории объявлялись народные массы в лице их передовых классов.

Казавшийся второстепенным, но сыгравший огромную историческую роль вывод из этой теории гласил, что личность не имеет почти никакого значения, а важен гегемон, точнее, его передовой отряд — партия. Еще точнее — передовой отряд партии. Если быть совсем точным — авангард.

Ирония какая! В авангарде-то вперед опять пролезла личность. В общем, новая личность стала авангардом гегемона передового отряда масс. Или правильнее говорить — передового гегемона аван­гарда? Не помнит уже никто, а зря. Бесценные формулировки.

Новая личность самим фактом своего высшего существования противоречила тому, с чего все начиналось и на чем строилось доказательство объективной истинности теории. Ну что такое какой-то там базис, какие-то там экономические законы, если нас ведет вперед товарищ Сталин, благодаря мудрому руководству которого мы поступательно и неуклонно движемся к победе над мировым капиталом и к лучшему и самому справедливому обществу.

Никто не знает, сколько раз перевернулся в гробу Карл Маркс, но факт остается фактом: диалектике производительных сил и производственных отношений так никогда и не позволили стать движущей силой. Ни одного шанса не дали, чтобы как следует развернуться. И даже после смерти великой усатой личности, прославившейся уничтожением бессчетного количества душ, ее призрак не дает ходу ни производительным силам, ни производственным отношениям, ни базису, ни надстройке. Даже массы держит в загоне, не доверяя им и, наверное, подозревая в измене.

Почему? Потому, быть может, что пришла пора еще раз доказать всем сомневающимся, что роль личности в истории не пустой звук. Ну и попутно — продемонстрировать, кто тут самый главный и самый великий.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow